Роль и значение государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

Данная тема является важным вопросом в изучении курса Экономической теории. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание .
Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………..3стр.
2. Роль и значение государственной собственности………….4стр.
3.Заключение………………………………………………………………………12стр.
4.Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«КАМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Реферат

По дисциплине «Микроэкономика» на тему:

Роль  и значение государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент гр. 4170с

Тухватуллина Э.

Проверила:

Астафьева Е.А.

 

 

 

 

Набережные  Челны

2011г.

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………………..3стр.

2. Роль и значение государственной собственности………….4стр.

3.Заключение………………………………………………………………………12стр.

4.Список используемой литературы………………………………….13 стр.

 

 

Введение.

Данная тема является важным вопросом в изучении курса Экономической  теории. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание .

Актуальность темы обусловлена  тем, что одним из главных условий  перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому  немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность  владеть, пользоваться и распоряжаться  ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками  регулирования отношений собственности  в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права» (ст. 209-306)[2]

Институт собственности, имеющий  межотраслевой комплексный характер, еще не стал предметом общетеоретических  исследований, хотя неизменно привлекал  и продолжает привлекать внимание исследователей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отношениях собственности  воплощаются главные социальные связи и процессы.

Особенно важны отношения государства  и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление  реализации экономических функций  государства, определяют экономические  функции государства, определяют развитие общества и государственности.

 

Роль  и значение государственной собственности.

Государственная собственность как  экономическая категория означает принадлежность имущества народу в  лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного  органа государственной власти, а  также устанавливающих порядок  приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

В развитых странах в целом около 10—15% вещественных факторов производства находится в индивидуальной частной  собственности, 60—70% — в ассоциированных  формах частной собственности и 15—20% — в государственной собственности.

Государственная форма собственности  существует в экономике практически  любой страны. Основные правомочия собственника сосредоточены у государственных  органов власти, которые наделяют назначенных ими руководителей (менеджеров) предприятий, соответствующим набором правомочий.

Государственная собственность прежде всего существует в тех сферах хозяйства, где частный сектор не хочет или не может принимать участие в силу разных причин: низкая прибыльность, значительные размеры инвестиций и сроки их окупаемости, большой риск и т.п. Это, например, угольная промышленность, авиация, космонавтика, атомная энергетика. Кроме того, государственная собственность охватывает отрасли инфраструктуры, способствующие решению общественных задач, таких как образование, наука, здравоохранение, транспорт, связь и т.п.

Государственная собственность возникает  в результате национализации (возмездной — с полной или частичной компенсацией или безвозмездной — без компенсации, т.е. насильственной); строительства  новых объектов за счет средств госбюджета; покупки го­сударством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

 

В системе экономических отношений  не исключено и сосуществование  частной и государственной собственности  одновременно. В этом случае имеет  место смешанная экономика. Однако всегда преобладает одна из двух форм собственности: либо частная, либо государственная. Именно она и формирует общественный строй.

Вопрос о соотношении частной  и государственной форм собственности  зависит от конкретной, реальной действительности и прежде всего от исторических, географических и природных условий, политической и экономической ситуации в той или иной стране, участия  ее в разного рода блоках и союзах (военных, экономических, политических). Что же касается экономической эффективности функционирования этих двух форм собственности, то следует заметить, что это во многом зависит от спецификации прав собственности, т.е. четкого закрепления отдельных правомочий за конкретными экономическими субъектами и компетенции этих субъектов.

Многие экономисты отдают предпочтение частной собственности, поскольку  государственная собственность, по их мнению, более «бюрократизирована».

Предпочтение частной собственности  достаточно убедительно было продемонстрировано реформами премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, в основу которых  был положен принцип экономического либерализма. Важным шагом в реализации этого принципа была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). К началу 1988 г. было распродано 30% государственного сектора. Доходность приватизированных предприятий возросла в 3—7 раз.

В современном мире наблюдается  не просто сосуществование разных форм и видов собственности, но и их взаимопроникновение и взаимодополнение. Так, внутри госпредприятия могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного содержания; само госпредприятие может быть передано в доверительную собственность (траст) или в аренду и т.д.

 

Совместные предприятия, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы — вот далеко не полный перечень объединения различных форм и  видов собственности на основе соответствующей  спецификации прав собственности.

Государственная собственность в  соответствии с ГК РФ существует в  виде федеральной, субъектов РФ и муниципальной.

В общем виде структура собственности  в РФ может быть представлена в следующем виде

В бывших социалистических странах  государству принадлежала подавляющаяся  часть производственных фондов, что  сделало его, по-существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике. В середине 80-х годов доля предприятий государственного сектора в создании добавленной стоимости составляла; %: Чехословакия — 97, ГДР — 97, СССР — 96, Югославия — 87, Венгрия — 86, Польша — 82, Франция — 17, Италия — 14, ФРГ — 11, Англия — 11, Дания - 6, США - 1.

Из приведенных данных видно, что  в так называемых социалистических странах доминировала «государственная экономика», тогда как в западном мире государству отводилось относительно ограниченное поле деятельности. Однако и эти масштабы по меркам рыночной экономики оказались слишком  большими, что побудило правительства  западных стран пойти по пути приватизации. Эта приватизация не носит столь  грандиозного характера, как в восточно-европейских странах и СНГ, но важна сама тенденция к расширению негосударственной экономики.

Вместе с тем и в этих условиях многие государственные предприятия  играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой являются лидерами среди промышленных фирм. Так, например, в Италии список крупнейших промышленных предприятий возглавляют государственные  «ИРИ», «ЭНИ», во Франции — «Эльф-Акитен», «Рено», в Финляндии — «Несте».

Правовой статус государственных  предприятий в различных странах  отличается большим разнообразием. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого  законодательного акта, регулирующего  положение всех государственных  предприятий. Практически каждое предприятие  образуется и действует на основании  специального постановления государственных органов, регламентирующих методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с государством и рынком.

На основании вышеназванных  условий государственные предприятия  можно подразделить на три группы: бюджетные предприятия; государственные  корпорации («Паблик Корпорейшнз»); смешанные акционерные общества.

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся  к системе государственного административного  управления и непосредственно подчиняются  или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.

Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются  за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются  государственными служащими. К числу  бюджетных предприятий обычно относятся  службы связи, верфи, арсеналы и т. п.

Государственные корпорации. Это распространенная организационно-правовая форма государственных  предприятий. Они наделяются определенной правосубъективностью и имеют собственное  имущество. Как правило, наряду с  хозяйственной деятельностью они  выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных  пределах от имени государства. Другими  словами, государственные корпорации сочетают в себе черты коммерческого  предприятия и государственного органа. Государственные корпорации могут быть образованы в форме  акционерного общества, все акции  которого принадлежат государству.

Предпринимательская деятельность государственных  корпораций обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых  соответствующими министерствами или  ведомствами планов. Экономической  основой такой деятельности служит собственный капитал корпораций, образуемый за счет государственных  фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль. Используется также заемный капитал в форме облигационных займов, кредитов банков и других финансовых институтов. Но размеры заемных средств обычно ограничиваются, что снижает возможность маневрирования финансовыми ресурсами.

Показатели рентабельности и эффективности  деятельности государственных корпораций зачастую несопоставимы с аналогичными показателями частных фирм, поскольку  убыточное производство у первых обычно безвозмездно субсидируется  государством, а реализация производственной продукции и услуг осуществляется по регламентированным ценам.

Смешанные компании. Они образуются в форме акционерных обществ  и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых  принадлежат государству и частным вкладчикам.

Смешанные компании действуют в  соответствии с законом об акционерных  обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном  обороте на коммерческой основе наравне  с частными фирмами. Тем не менее, они обычно пользуются определенными  привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных  субсидий и дотаций, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных  поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий  по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т. д.

Собственный капитал смешанных  фирм складывается из акционерного капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если их акции реализуются  на фон­довой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от их деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности, чем государственные корпорации, пользоваться заемными средствами.

Хозяйственная деятельность смешанных  компаний осуществляется на предпринимательской, коммерческой основе. Однако для наиболее важных для экономики страны компаний могут устанавливаться планы, разрабатываемые  их администрацией совместно с соответствующими министерствами и ведомствами. По сравнению  с государственными корпорациями они  пользуются большей хозяйственной  самостоятельностью.

 

Проведенный анализ показывает, что  государственное предпринимательство  на Западе, вопреки распространяемому  иногда у нас мнению о его нежизнеспособности, играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к  рынку, также не может обойтись без  государственной формы собственности  и хозяйствования. Вопрос может стоять лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом — о ликвидации монопольного положения  государства в хозяйственной системе страны.

Разумеется, мы должны отказаться от догматического представления о  том, что государственная форма  собственности и общенародное хозяйствование из единого центра в наибольшей степени  отвечают интересам социально-экономического прогресса. Однако при этом нельзя забывать о сильных сторонах государственной  собственности, связанного с ней  централизованного управления (возможность  концентрации ресурсов, мобильность  в решении ряда макроэкономических проблем). Не случайно послевоенное восстановление экономики стран Западной Европы сопровождалось национализацией ряда базовых отраслей промышленности.

Информация о работе Роль и значение государственной собственности