Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:28, реферат
Целью этой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность инвентаризации её значения и виды…………………4
Глава 2 Документальное оформление инвентаризации………………..11
Глава 3 Отражение результатов инвентаризации в учёте…………...…14
Заключение……………………………………………………………......24
Библиографический список используемой литературы…………….…26
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава 1 Сущность инвентаризации её значения и виды…………………4
Глава 2 Документальное оформление инвентаризации………………..11
Глава
3 Отражение результатов
Заключение………………………………………
Библиографический список используемой литературы…………….…26
Введение
Мною была выбрана именно эта тема для написания реферата потому, что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация
обеспечивает достоверность данных
бухгалтерского учета, позволяет реальность
всех статей бухгалтерского баланса
и отчетности предприятия. Вот почему
предприятия организационно-
Целью
этой работы является углубленное изучение
общей характеристики инвентаризации.
Систематизация и закрепление знаний
по данной теме, развитие навыков самостоятельного
исследования и обобщение выводов
Глава 1 Сущность инвентаризации и её виды
Инвентаризация (от лат. inventarium – нахожу, обнаруживаю) – одно из обязательных приёмов бухгалтерского учёта, проведение которого в России регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учёте», и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество).
Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учёта выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т.е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.
Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учёта), изложенные в 1675 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражённые в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводилась физические сплошные или тематические инвентаризации.
Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учёта. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственными лицами. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при смене организационно-правовой формы предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
- при
смене материально
- при установлении фактов хищения, порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий;
- при
ликвидации (реорганизации) предприятия
перед составлением
Для проведения инвентаризации
приказом руководителя
Различают полную и частичную инвентаризацию. Полная – охватывает все категории средств (как принадлежащих предприятию, так и принятых на ответственное хранение, переработку и пр.), прав и обязательств, частичная охватывает категории (денежная наличность в кассе, материалы, товары).
Инвентаризация проводится в несколько этапов. Первый этап – обязательный подсчёт, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляются контокоррентные выписки (т.е. выписки из карточек счетов с указанием суммы задолженности). Второй этап – оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по первоначальной или изменённой стоимости (например, при ухудшении качества материалов). Третий этап – выявление расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учёта, установление причин расхождений, заполнение сличительной ведомости. Четвертый этап – оформление результатов инвентаризации и отражение выявленных расхождений в учёте и отчётности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчёте. Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчётного периода, сверх норм – к взысканию с виновных лиц.
Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчётности проводится внезапно, а основных средств, незавершённого производства, капитального строительства, расчётов и других статей баланса – по состоянию на 1-е число месяца.
Подходы к проведению в нашей стране и за рубежом различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности (согласно квалификационной характеристики должности «Главный бухгалтер»), должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризации, в подготовке мероприятий по предупреждению недостачи и хищений. Проверка наличия ценностей производится не только по стоимости, но и по количеству (количество должно соответствовать пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных номеров другими). В западном учёте инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, её проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет только стоимостную оценку ценностей.
Причинами различий в подходах к инвентаризации в России можно считать следующие:
- обеспечение
сохранности материальных
- нередко
встречающиеся случаи хищения,
злоупотребления, продажи
Проведение
инвентаризации относится к основным
приёмам в решении задач
Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков инвентаризации
В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.
Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.
Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводиться систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотреблений и фактов хищений сводится к минимуму.
Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.
Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.
В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводится по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год
Необходимая - проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.
Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.
Контрольно-
По частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.
Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответвственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.
Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.
Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.
Следует также выделить и рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.
Перманентная
(непрерывная) инвентаризация состоит
в том, что постоянно действующая
инвентаризационная комиссия подвергает
проверке в натуре отдельные виды
материальных ценностей в то время,
когда их остаток является минимальным.
Такая организация инвентаризации существенно
снижает трудоемкость ее проведения и
позволяет более оперативно выявлять
естественную убыль и потери отдельных
видов материальных ценностей. Ведь нередко
в практике возникают такие ситуации,
когда в натуре материальных ценностей
уже нет, а по учету значится их остаток,
представляющий собой естественную убыль
или недостачу этих ценностей. В условиях
бухгалтерского учета на ЭВМ организация
перманентной инвентаризации позволяет
повысить точность учетно-экономической
информации.