Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, дипломная работа
Актуальной проблемой социально – экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Введение
1 Экономическая сущность инвентаризации, цель, значение
1.1 Цели, задачи, виды инвентаризации
1.2 Нормативное регулирование инвентаризации
1.3 Особенности деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Барк»
2 Особенности проведения инвентаризации в ООО «Барк»
2.1 Планирование инвентаризации в ООО «Барк»
2.2 Этапы инвентаризации в ООО «Барк»
2.3 Подготовительный этап инвентаризации в ООО «Барк»
3 Инвентаризация как метод фактического контроля
3.1 Инвентаризация имущества в ООО «Барк»
3.2 Инвентаризация обязательств в ООО «Барк»
3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк»
(выводы и предложения)
Заключение
Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2009г.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2009 г.
Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2010г.
Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2010 г.
Приложение Д. Учетная политика ООО «Барк»
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Ж. Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Приложение И. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся на ответственном хранении
Приложение К. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся в собственности организации
Приложение Л. Инвентаризационная опись ТМЦ (инвентарь и
и хозяйственные принадлежности
Приложение М. Инвентаризационная опись ТМЦ (тара)
Приложение Н. Инвентаризационная опись ТМЦ (готовая продукция)
Приложение П. Инвентаризационная опись ТМЦ (покупные п/ф)
Приложение Р. Инвентаризационная опись ТМЦ (запасные части)
Приложение С. Инвентаризационная опись ТМЦ (сырье и материалы)
Приложение Т. Приказ об отклонении
Приложение У. Сличительная ведомость
Приложение Ф. Сличительная ведомость
Приложение Х. Акт инвентаризации расчетов
Приложение Ц. Инвентаризационная опись ТМЦ (строительные
материалы)
- "Все ценности, поименованные в данной инвентаризационной описи с №... по №.... проверены комиссией в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении".
Один экземпляр инвентаризационной описи остается у материально ответственного лица, а второй — передается в бухгалтерию, где фактические остатки материальных ценностей, зафиксированные в описях, сверяют с данными бухгалтерского учета.
Материальные ценности, по которым выявлены расхождения (излишки, недостачи), записывают в сличительную ведомость, а материально ответственные лица должны дать инвентаризационной комиссии письменные объяснения о причинах их возникновения [11].
Свои выводы и предложения в отношении урегулировании инвентаризационных разниц комиссия оформляет протоколом и подает на утверждение руководителю предприятия. Руководитель принимает решение об оприходовании излишков и списании недостач материальных ценностей и утверждает протокол.
Таким образом, содержание процесса планирования инвентаризационной работы ориентировано на контроль максимально возможного числа объектов при высоком качестве инвентаризаций с наименьшими затратами.
Содержание плана зависит от видов и объемов намечаемых работ, а также от индивидуальных качеств и навыков членов инвентаризационной комиссии.
При
составлении плана главный
В план включается вся предстоящая работа, обеспечивается его полнота. При его разработке используется комплексный подход. Это связано с тем, что в инвентаризации принимают участие различные специалисты и важно определить их участки и объем работ, разграничить круг проверяемых вопросов, установить сроки предоставления материалов проверки.
2.2 Этапы инвентаризации в обществе с ограниченной ответственностью «Барк»
Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации в ООО «Барк» определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Результаты инвентаризации признаются действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.
Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов. Этапы проведения инвентаризации можно рассмотреть на рисунке 2.2.
Этап первый – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:
- подготовку приказа о проведении инвентаризации;
- формирование инвентаризационной комиссии;
- определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
- получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.
Перед началом инвентаризации членам инвентаризационной комиссии вручается приказ о проведении инвентаризации, а председателю комиссии – контрольный пломбир.
Рисунок 2.2 - Этапы проведения инвентаризации
В приказе указываются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Он содержит в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет срок окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия пломбирует склад, подсобное помещение, подвал, имеющие отдельные входы и выходы, проверяет исправность всех весоизмерительных приборов. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания. До начала инвентаризации производятся соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выводятся остатки на день инвентаризации. Комиссия получает последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__________» (дата)», которое служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей прекращаются. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, – приходуются после даты инвентаризации. Материально ответственные лица дают расписки, в которых указывают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Если впоследствии выяснятся, что часть имевшихся на начало инвентаризации документов, связанных с движением товарно-материальных ценностей и иного имущества и финансовых обязательств, не была передана в бухгалтерию и, следовательно, не учтена при расчете по данным бухгалтерского учета остатков инвентаризуемых ценностей и обязательств, от виновных лиц берутся письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверяется подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснительными приобщаются к материалам инвентаризации и учитываются при обосновании ее результатов на общих основаниях. Никаких специальных санкций за подобные нарушения действующим законодательством не установлено. Руководитель предприятия применяет к виновным лицам общие меры ответственности, установленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей (объявление выговора либо лишение премии) [1].
При внезапной инвентаризации все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в остальные случаях – заблаговременно. Они группируются, рассортировываются и укладываются по наименованиям, сортам в определенном порядке, чтобы было удобно подсчитать их количество.
На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают, взвешивают, обмеривают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации. Как правило, проверка осуществляется сплошным методом, то есть пересчитываются абсолютно все товары и ценности. Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц.
В
ходе инвентаризации составляются
В ходе инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они немедленно (до открытия склада) заявляют об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет этот факт и, в случае его подтверждения, устраняет выявленные ошибки. Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета – неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Незаполненные строчки прочеркиваются. Наименования имущества и отдельных объектов указываются в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество товарно-материальных ценностей определяется в установленных единицах измерения (штуках, килограммах, декалитрах).
Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д.). Инвентаризация ценностей проводится в порядке их расположения в помещении. Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они нумеруются и скрепляются таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи прописью указывается:
-
число порядковых номеров
-
общий итог количества в
Такая
запись позволяет исключить
На последней странице описи делается
отметка о проверке цен и подсчета итогов
за подписями лиц, производивших эту проверку,
после которой подписываются все члены
инвентаризационной комиссии и материально
ответственные лица. Кроме того, в конце
описи материально ответственные лица
дают расписку, подтверждающую проверку
комиссией имущества в их присутствии,
об отсутствии к членам комиссии каких-либо
претензий и принятии перечисленного
в описи имущества на ответственное хранение.
Если инвентаризация имущества происходит
в связи со сменой материально ответственных
лиц, работник, принявший имущество, расписывается
в описи в получении, а работник, сдавший
это имущество, – в его сдаче.
Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
На
этом этапе проводятся сравнительно-аналитические
мероприятия. Проводится сравнение фактических
остатков материальных ценностей, выявленных
при проверке, с остатками, учтенными на
счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная
опись передается в бухгалтерию, которая
сравнивает фактические остатки имущества
с данными бухгалтерского учета. До составления
сличительных ведомостей и определения
результатов инвентаризации бухгалтерия
организации тщательно проверяет правильность
всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных
описях.
Сличительная ведомость составляется
бухгалтером в двух экземплярах, один
из которых хранится в бухгалтерии, а другой
передается материально ответственному
лицу.
Выявленные суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. При составлении сличительных ведомостей учитывается пересортица товарно-материальных ценностей, когда один сорт товара неправильно учтен в составе другого сорта, а также суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Кроме того, списываются потери в пределах норм естественной убыли [12].
Одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей бухгалтерия проверяет записи по всем соответствующим счетам, сопоставляя их с корреспондирующими счетами. Например, по основным средствам необходимо установить, все ли объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по товарно-материальным ценностям – все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и отражены в учете; по незавершенному производству – все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т.д.
И наконец, заключительный этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности. Расхождения фактического наличия имущества с учетными данными, выявленные при инвентаризации, регулируются в соответствии с нормами ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в ред. от 03.11.2006 № 183-ФЗ), п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 26.03.2007 № 26н). В настоящее время применяется следующий порядок регулирования таких расхождений:
Информация о работе Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации