Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальной проблемой социально – экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение
1 Экономическая сущность инвентаризации, цель, значение
1.1 Цели, задачи, виды инвентаризации
1.2 Нормативное регулирование инвентаризации
1.3 Особенности деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Барк»
2 Особенности проведения инвентаризации в ООО «Барк»
2.1 Планирование инвентаризации в ООО «Барк»
2.2 Этапы инвентаризации в ООО «Барк»
2.3 Подготовительный этап инвентаризации в ООО «Барк»
3 Инвентаризация как метод фактического контроля
3.1 Инвентаризация имущества в ООО «Барк»
3.2 Инвентаризация обязательств в ООО «Барк»
3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк»
(выводы и предложения)
Заключение
Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2009г.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2009 г.
Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО «Барк» за 2010г.
Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО «Барк» за 2010 г.
Приложение Д. Учетная политика ООО «Барк»
Приложение Е. Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Ж. Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Приложение И. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся на ответственном хранении
Приложение К. Инвентаризационная опись основных средств,
находящихся в собственности организации
Приложение Л. Инвентаризационная опись ТМЦ (инвентарь и
и хозяйственные принадлежности
Приложение М. Инвентаризационная опись ТМЦ (тара)
Приложение Н. Инвентаризационная опись ТМЦ (готовая продукция)
Приложение П. Инвентаризационная опись ТМЦ (покупные п/ф)
Приложение Р. Инвентаризационная опись ТМЦ (запасные части)
Приложение С. Инвентаризационная опись ТМЦ (сырье и материалы)
Приложение Т. Приказ об отклонении
Приложение У. Сличительная ведомость
Приложение Ф. Сличительная ведомость
Приложение Х. Акт инвентаризации расчетов
Приложение Ц. Инвентаризационная опись ТМЦ (строительные
материалы)

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

     - задолженность, подтвержденная кредиторами;

     - задолженность, не подтвержденная кредиторами;

     - задолженность с истекшим сроком исковой давности.

     Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя.

     Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику.

     При инвентаризации расчетов с покупателями проверка ведется по поставленной продукции и авансам полученным по каждому покупателю. 

     Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается в проверке правильности и обоснованности, числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности. 

     При проведении инвентаризации выявляют две группы обязательств - задолженности, которые будут погашены, а также долги, не реальные для взыскания. Также необходимо особое внимание обратить на наличие сумм дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

     На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

     - задолженность, подтвержденная дебиторами;

     - задолженность, не подтвержденная дебиторами;

     - задолженность с истекшим сроком исковой давности.

     Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:

     - по истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;

     - при неплатежеспособности должника [1].

     Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).

     При инвентаризации расчетов по кредитам и займам проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору. 
Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором. Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам.

     По  задолженности работникам организации  выявляются не выплаченные суммы  по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Комиссии также необходимо проверить правильность начисления налогов с заработной платы, правомерность применения льгот по налогам.

     Данные инвентаризации расчетов заносятся в акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами форма ИНВ-17 (Приложение Х). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

     В описи отражаются: сведения по дебиторской  (кредиторской) задолженности; наименование счета бухгалтерского учета и дебитора (кредитора); номер счета; сумма задолженности по балансу всего, в том числе подтвержденная дебиторами (кредиторами), не подтвержденная дебиторами (кредиторами), с истекшим сроком исковой давности; заключение комиссии.

     При рассмотрении инвентаризации расчетов 2010 г. нарушений по данным инвентаризации расчетов и данным бухгалтерского учета обнаружено не было.

     Таким образом, в целом проведение инвентаризации расчетов в ООО «Барк»  соответствует  правилам. При инвентаризации расчетов с бюджетом, поставщиками и покупателями составлялись акты сверки, и согласно им проверялась правильность и обоснованность расчетов. При инвентаризации расчетов по кредитам и займам проверялась правомерность их зачисления к долгосрочным или краткосрочным. А также правильность и своевременность начисления к уплате процентов. По расчетам с работниками предприятия особое внимание уделялось выявлению не выплаченных сумм по оплате труда и правильности начисления налогов с заработной платы и льгот по ним.

      3.3 Обобщение результатов инвентаризации в ООО «Барк» (выводы и предложения)

     Выявление результатов инвентаризации включает два этапа.

     Первый  этап – подведение предварительных  результатов инвентаризации, которые  определяются немедленно после ее окончания. Точность и быстрота выявления предварительных результатов инвентаризации определяет во многом успех борьбы с недостачами, хищениями и потерями.

     Председатель  инвентаризационной комиссии докладывает  о предварительных результатах инвентаризации ценностей руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в случае выявления крупной недостачи, материально – ответственное лицо незамедлительно отстраняется от занимаемой должности до получения окончательных результатов. В результате инвентаризации в декабре 2010 г. в ООО «Барк» крупной недостачи выявлено не было, материально ответственные лица не были отстранены от занимаемых должностей.

     Второй  этап – определение окончательных результатов инвентаризации. Он осуществляется бухгалтерией после тщательной проверки и обработки всех документов.

     Необходимые подготовительные работы для выведения  результатов инвентаризации в бухгалтерии включают: проверку последних отчетов, расходных и  приходных  документов,  завизированных    председателем   инвентаризационной комиссии, записи данных по ним в учетные регистры, подсчет итогов товарно-материальных ценностей, сверку данных синтетического и аналитического учета, проверку поступления ценностей по встречным документам, выведение остатков ценностей у отдельных материально ответственных лиц к началу инвентаризации.

     Не  менее тщательно проверке подвергаются данные в инвентаризационных описях. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут свидетельствовать о хищениях. К нарушениям заполнения относятся:

  • неоговоренные исправления цен, количества и сумму определенных ценностей;
  • подчистки записей, добавления и дописки цифр;
  • неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам описи, количеству указанному комиссией;
  • указанные в описи завышения остатков отдельных товаров (особенно в конце описи);
  • наличие в описи товаров, которых не было в записях о поступлении и начальном остатке товаров;
  • несоответствие документальных данных о таре данным о перемещении и фактическом наличии ценностей.

     Результаты  инвентаризации выявляются на основе сопоставления остатков ценностей по учетным данным с фактическим их наличием по инвентаризационным описям. Для установления окончательных результатов инвентаризации ценностей бухгалтерия составляет сличительные ведомости по каждым видам ценностей. В них указываются остатки материальных ценностей по бухгалтерским данным на момент проведения инвентаризации, которые сличаются с фактическими остатками согласно описи [23].

     Порядок учета выявленных при инвентаризации отклонений следующий. 
Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации.

     Недостача имущества и его порча списываются:

     - в пределах норм естественной  убыли - на издержки производства  или обращения;

     - сверх норм - за счет виновных  лиц;

     - при отсутствии виновных (если они не установлены или суд отказал во взыскании) убытки списываются на финансовые результаты организации [4].

     Руководитель  организации   определяет   и   относит   недостачу к мелкой или крупной, а также уведомляет материально ответственных лиц о недостачах, не переданных следственным органам и погашаемых в общегражданском порядке. Мелкие недостачи должны немедленно погашаться, и лишь в определенных случаях   допускается   получение   от  работника   обязательства с указанием сроков погашения (как правило, 2 – 3 месяца). По недостачам и растратам, явившимся следствием злоупотреблений, дела направляются в судебно – следственные органы не позднее 5 дней с момента установления недостачи, а также принимаются неотложные меры к наложению ареста на имущество обвиняемых и возмещению материального ущерба.

     Результаты  инвентаризации отражаются в том  месяце, в котором она проводилась с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета.

     В ООО «Барк» в декабре 2010 г. проводилась  инвентаризация имущества и расчетов предприятия. В инвентаризации имущества участвовали следующие объекты: основные средства (здание, сооружение, машины и оборудование), товарно-материальные ценности (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, тара, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, прочие материалы). По результатам инвентаризации основных средств был выявлен объект с полной изношенностью. Этот объект был списан с учета организации. Но была допущена ошибка – непригодное для эксплуатации основное средство инвентаризационная комиссия внесла в общую инвентаризационную опись, а должна была занести в отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших этот объект к непригодности. Инвентаризационные описи были составлены отдельно на основные средства, находящиеся в собственности организации и на основные средства, находящиеся на ответственном хранении. Инвентаризационная опись основных средств, находящихся на ответственном хранении была составлена в трех экземплярах – два остались в ООО «Барк» (в бухгалтерии и у материально ответственного лица) и  один экземпляр передан арендодателю.

     В результате проведенной инвентаризации товарно-материальных ценностей были выявлены излишки и недостача (рисунок 3.7). Излишек был обнаружен при проверке сырья и материалов на складе на сумму 249 руб. 42 коп. Материально ответственное лицо – кассир-бухгалтер, исполняющая обязанности заведующей складом Зайцева М. А. Недостача была выявлена при инвентаризации сырья и материалов на складе так же у материально ответственного лица Зайцевой М. А. на сумму 2241 руб. 14 коп., и на складе стройматериалов у материально ответственного лица механика Бармина В. В. на сумму 4323 руб. 50 коп. (Приложение Ц).

     

     

     

     

     

     

     

       

Рисунок 3.7 - Результат инвентаризации товарно-материальных ценностей в ООО «Барк» в декабре 2010 года

     Были  составлены сличительные ведомости  на каждое материально ответственное лицо в двух экземплярах – один остается в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу. В сличительных ведомостях указаны: наименование товарно-материальных ценностей, код, единица измерения, количественный и суммовой размер  недостач и излишков, номер счета, на котором отражаются данные ценности.

     Материально ответственными лицами были предоставлены объяснительные записки на имя директора с подробным объяснением недостачи и излишка ценностей. Руководителем предприятия был составлен и подписан приказ о возмещении убытка путем уменьшения заработной платы материально ответственных лиц. Излишек же был оприходован на прочие доходы организации.

     При инвентаризации расчетов проверке были подвергнуты расчеты с поставщиками, покупателями, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, расчеты с работниками, расчеты с банками. Были составлены акты сверки с поставщиками, покупателями, с налоговой инспекцией и согласно им проверялась правильность и обоснованность расчетов. При инвентаризации расчетов по кредитам и займам проверялась правомерность их зачисления к долгосрочным или краткосрочным. А также правильность и своевременность начисления к уплате процентов. По расчетам с работниками предприятия особое внимание уделялось выявлению не выплаченных сумм по оплате труда и правильности начисления налогов с заработной платы и льгот по ним. Был составлен акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами формы ИНВ-17. В результате по окончании инвентаризации нарушений выявлено не было.

     При организации инвентаризации в ООО  «Барк» определено, что инвентаризация имущества производится плановая сплошная. Инвентаризация основных средств, материальных ценностей, расчетов производится один раз в год. Можно рекомендовать руководству предприятия наряду с плановыми сплошными проверками проводить внезапные частичные инвентаризации товарно-материальных ценностей для сохранения контроля за имуществом предприятия. Внезапные инвентаризации позволят воспитанию у работников чувства ответственности за порученное дело, укреплению трудовой и производственной дисциплины. Нужно увеличить количество плановых проверок товарно-материальных ценностей до четырех раз в году – каждый квартал. Инвентаризацию расчетов можно рекомендовать проводить раз в шесть месяцев.

Информация о работе Инвентаризация и ее значение в сохранности собственности организации