Организация и порядок проведения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Мною была выбрана тема инвентаризации , так как актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования. Одним из важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и выявляется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а так же активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Понятие инвентаризации, ее связь с другими методами бухгалтерского учета. 4
1.1 История инвентаризации. 4
1.2.Связь с другими методами бухгалтерского учета. 6
Глава 2. Задачи, цели и виды инвентаризации. 8
2.1 Задачи и цели. 8
2.2 Виды инвентаризации. 8
Глава 3. Организация и порядок проведения инвентаризации. 11
3.1. Организация и порядок проведения. 11
Заключение. 14
Список литературы: 15

Файлы: 1 файл

Бух учет.docx

— 35.22 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие инвентаризации, ее связь с другими методами бухгалтерского учета. 4

1.1 История инвентаризации. 4

1.2.Связь с другими методами бухгалтерского учета. 6

Глава 2. Задачи, цели и виды инвентаризации. 8

2.1 Задачи и цели. 8

2.2 Виды инвентаризации. 8

Глава 3. Организация и порядок проведения инвентаризации. 11

3.1. Организация и порядок проведения. 11

Заключение. 14

Список литературы: 15

 

 

 

Введение.

Мною была выбрана тема инвентаризации , так  как актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования. Одним из важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и выявляется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризации  подлежат активы и обязательства  организации независимо от их местонахождения, а так же активы, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете за балансом.

Инвентаризация  обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета. Поэтому предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с “Законом о бухгалтерском учете и отчетности” проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  инвентаризации, ее связь с другими  методами бухгалтерского учета.

1.1 История инвентаризации.

Слово "инвентаризация" относительно новое. В русском языке  оно существует менее ста лет. Считается, что оно появилось  в 1931 году в № 8 "Вестника АН", а  глагол "инвентаризировать" - еще  позже - в 1935 году. Но существительное, от которого эти слова произошли, "инвентарь" - весьма старое и существует с 1713 года. Первоначально оно существовало в формах - инвентариум и инвентарий. Но победила немецкая версия - инвентарь. Слово это возникло в латинском языке, где inventar или inventarium означало "опись", теперь оно означает "совокупность предметов".

В средневековье (VIII-IX в. н.э.) наблюдается откат в  сторону преобладания натурального измерителя. Это был регресс, но с  другой стороны - мы видим попытки  структурировать инвентаризационные описи - и это был прогресс: так  обычно выделялись четыре группы ценностей:

  • здания и сооружения;
  • хозяйственный инвентарь;
  • продукты;
  • скот.

В этом списке отсутствуют деньги, что свидетельствует  о низком уровне товарных отношений. Но с Х века деньги начнут вновь  широко проникать в жизнь Западной Европы. В инвентарные описи того времени врывается принцип значимости: сплошь и рядом в них мы находим  такого рода приписки: "Вся домашняя обстановка и все, что находится  в конторах, занесено в инвентарную  книгу и не представляет ценности". В сущности, что нельзя было продать  за достаточно значимую сумму, то не получало отражения в учете.

Развитие  капитализма серьезно повлияло на методологию  инвентаризации: прежде всего, расширился ее объект. На первое место выдвинулся учет кассы: денежных средств, далее  дебиторской задолженности и, наконец, ценных бумаг. Но капитализм требовал исчисления финансовых результатов, и  вплоть до конца XIX века все бухгалтеры могли это делать только посредством  инвентаризации.

Счет любого товара по дебету отражал поступление  ценностей по покупным ценам, а списание товаров проводилось по кредиту  и по продажным ценам. Отсюда возникала  несопоставимость оборотов и, чтобы  выявить финансовый результат, прибегали  к инвентаризации товарных остатков, которые расценивались по покупным ценам. А дальше было легко: к начальному остатку товаров прибавлялось все  поступление товаров за отчетный период и вычитался конечный остаток. В результате устанавливалась себестоимость  проданных товаров. Потом ее вычитали из выручки и находили прибыль  или убыток.

 Инвентаризацию  признали обычным постоянным  делом. Она стала средством  управления финансами практически  любой фирмы.

Следует отметить, что с инвентаризацией человек  столкнулся давным-давно. Первые следы  развитых систем учета были найдены  на востоке, в долине рек Нил, Тигр и Ефрат . Для возникновения письменного учета, для ведения первичных документов и регистров необходимы были определенные условия.

 Во-первых - существование достаточно развитого  хозяйства. Учетная система Древнего  Египта была частью механизма  централизованного управления экономикой. Хозяйства производили продукты, а государственные органы собирали  их, хранили на складах и перераспределяли.

 Во-вторых - наличие письменности и умение  вести счет. Несколько тысяч лет  тому назад люди научились  делать папирус. К этому времени  относят начало учета и регистрации  фактов хозяйственной жизни.

Под  инвентаризацией  понимается  установление  фактического  наличия  на определенную дату активов  и  обязательств  организации,  а  также  объектов, учитываемых  на  забалансовых  счетах,  в  регистрах  налогового  учета  или учитываемых  внесистемно .

Инвентаризация  имущества предприятия проводится в целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности.

Фактическое наличие материальных ценностей  устанавливается путем пересчета, обмера, взвешивания. При сверке данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета устанавливают  расхождения – недостача или излишки. Расхождения могут быть вызваны: естественной убылью; ошибочной записью в бухгалтерском учете;  потерей документа; неисправностью весового или измерительного оборудования; злоупотреблением материально ответственных лиц.  Инвентаризация  служит важным средством контроля и борьбы за сохранность имущества предприятия.

С помощью  инвентаризации устанавливается:

  • фактическое наличие денежных  средств и материальных ценностей  по материально – ответственным  лицам;
  • наличие ненужного или неиспользуемого  предприятием имущества;
  • ошибки и злоупотребления;
  • недостатки в постановке учета;
  • случаи расхождения данных учета с фактическим наличием материальных ценностей.

Инвентаризация проводится обязательно:

  • При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения);
  • При ликвидации предприятия (учреждения);
  • Перед составлением годовой отчетности;
  • При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица;
  • При смене материально ответственных лиц ( на день приема-передачи дел);
  • При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • После пожара или стихийных бедствий;
  • По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

1.2.Связь с другими методами бухгалтерского учета.

  Все явления  в природе и обществе находятся  во взаимосвязи и взаимообусловлены.  Это в полной мере относится  к  объектам бухгалтерского  учета. Возможность получить показатели, взаимосвязано отражающие величину  хозяйственных средств и их  движения в процессе деятельности  предприятия, обеспечивает метод  бухгалтерского учета. 

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных.

Элементы  метода бухгалтерского  учета:

  • документация;
  • инвентаризация;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • счета;
  • двойная запись;
  • бухгалтерский баланс;
  • отчетность.

На  этапе  первичного наблюдения на первый план выходит документация. Документация должна обеспечить непрерывное отражение  в специальных носителях информации всех хозяйственных операций, но иногда изменения в составе хозяйственных  средств не поддаются регистрации  в тот момент, когда они произошли. Все факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.

Инвентаризация  не может проводиться без оценки, т.к. в результате оценки мы получим  фактическое наличие средств  или изменений в их объеме в  денежном выражении, вместо натурального.

 В основе денежной оценки лежит калькулирование. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объектов в связи с потребностью выявить  отклонения индивидуальных затрат от общественно - необходимых.

 Применение  оценки и калькуляции в бухгалтерском   учете позволяет все объекты   учета и изменения выразить  в  едином измерителе - в рублях. Это  свойство результатов  измерения  в едином стоимостном  измерителе широко используется  в инвентаризации.

 Для отражение результатов инвентаризации применяются счета. Они необходимы для группировки и текущего учета состояния и движения каждого вида хозяйственных средств и источников их образования.

Что бы выявить  результат инвентаризации данные нужно обобщить и соизмерить. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущее - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета.

Глава 2. Задачи, цели и виды инвентаризации.

2.1 Задачи  и цели.

Инвентаризация  ставит перед собой ряд задач:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Перечисленные задачи достигаются посредством  проведения  инвентаризаций. Своевременное  и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов  и финансовых обязательств организации  также является важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета.

Инвентаризация  преследует следующие цели:

  • выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения финансовых обязательств в учете.

Необходимость периодического проведения инвентаризации имущества и обязательств вызывается следующими причинами:

  • остатки товарно-материальных ценностей по данным учета могут не совпадать  с их фактическим наличием вследствие всякого рода изменений, происходящих с указанными ценностями. К ним  относятся так называемые естественные убыли (потери.
  • неправильное отражение в учете товарно-материальных ценностей из-за ошибок в самих  документах.

Именно  эти  причины и являются основным поводом  для периодических сверок данных учета с фактическими данными  о наличии товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов организации, обеспечивающих соответствие учетных данных действительному  состоянию имущества и обязательств.

2.2 Виды  инвентаризации.

Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся  по ряду признаков.

В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают:

  • Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.
  • Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводиться систематически в течение года.
  • Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.
  • Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только нескорые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.

В зависимости от периодичности  проведения инвентаризации могут быть:

  • Плановая инвентаризация проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки;
  • Внеплановая инвентаризация проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством.
  • Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.
  • Контрольно - перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

В зависимости от частоты проведения различают:

  • ежесменная инвентаризация;
  • ежеквартальная инвентаризация;
  • годовая инвентаризация.

В зависимости от  обязательности проведения:

  • Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Инициативная инвентаризация проводится по решению руководителя организации.

В зависимости от метода проведения:

  • Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера, сканирования и т. п.;
  • Документальная инвентаризация состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов.

Информация о работе Организация и порядок проведения инвентаризации