Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:06, дипломная работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета труда и заработной платы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить основные понятия, цели, задачи и объекты учета и аудита труда и заработной платы;
- перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также страховых взносов в ФСС России;
- дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
При этом минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ)) определяется как гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Иными словами, МРОТ определяет минимальный размер тарифной ставки первого разряда в бюджетных организациях, применяющих Единую тарифную сетку, и минимальный размер оклада в иных организациях. Последними изменениями от 1 июня 2011 г. МРОТ уставлен в размере 6 367 рублей (Федеральный закон РФ от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»)[5].
Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя. В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
В зависимости
от оснований можно выделить удержания
обязательные (например, алименты, удерживаемые
на основании исполнительного
Единой централизованной
системой государственных органов,
осуществляющих надзор и контроль за
соблюдением трудового
Государственные инспекторы труда вправе инспектировать любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. В частности, работодатель обязан выплатить эти суммы с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Следует отметить, что конкретный размер денежной компенсации может определяться коллективным договором или непосредственно трудовым договором.
Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее в неполном размере, расценивается ТК РФ как принудительный труд. И в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право, письменно известив работодателя, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ст. 142 ТК РФ.
Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В частности, одним из оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ является несоблюдение требований законодательства о МРОТ.
За невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Соблюдение работодателем сроков выплаты заработной платы. Статья 136 ТК РФ устанавливает: «заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором».
Оплата отпуска должна производиться, не позднее, чем за три дня до его начала.[4]
Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены только для отдельных категорий работников и только на основании федеральных законов.
Налоговое законодательство содержит обширный перечень затрат, относящихся к расходам организации на оплату труда. При этом некоторые вопросы квалификации подобных расходов вызывают дискуссии. Чтобы избежать споров с налоговыми органами, необходимо иметь четкое представление о том, какие именно затраты налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли, а также, каков порядок их обложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Согласно положениям ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относится, в частности, сумма начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого ему в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде. Нормы законодательства о налогах и сборах позволяют организации-работодателю учесть подобные расходы при налогообложении прибыли. Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ такие начисления относятся к расходам на оплату труда. Расходы, предусмотренные указанным пунктом, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только при условии соблюдения работодателем норм и требований, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, а также положений п. 1 ст. 252 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и единым социальным налогом (ЕСН) все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством России, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных законодательно), связанных, в частности, с увольнением работников.
Как следует из п. 10 ст. 255 НК РФ, организация вправе учесть при налогообложении прибыли единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности). Чтобы можно было отразить названные затраты в налоговом учете, вознаграждения сотрудникам должны выплачиваться в соответствии с нормами действующего законодательства.[3]
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Пунктом 11 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях. Данные надбавки должны быть предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда регулируется следующими нормативно-правовыми актами.
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995г № 81-ФЗ (в редакции изменений и дополнений), устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства Гражданский кодекс Российской Федерации. Устанавливает правовые аспекты юридических отношений участников трудовых отношений.[6]
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-Ф3 (ред. от 28.11.2011). Закон регламентирует правила отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете предприятий.[7]
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. № 125-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).[8]
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011), настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а так же устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.[8]
Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006г. N 255-ФЗ (ред. от 03.12.2011), настоящий Федеральный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию.[9]
Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы от 24.12.07 N 922 определяет особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ. [13]
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 30.12.2006г. № 865 устанавливается порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей.[14]
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями внесенными приказом Минфина России от 05.10.2011 № 124н), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, с изменениями от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н, от 18 сентября 2006 г. № 116н, от 26 марта 2007 г. № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) регулирует порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по оплате труда в части, не противоречащей документам, вышедшим после 1998г.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н. Этот документ устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете предприятия расходов, связанных с оплатой труда, порядок включения их в себестоимость продукции (работ, услуг).[17]
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н, устанавливает счета и субсчета, используемые предприятиями при отражении операций с производственными запасами.[19]
Альбом унифицированных
форм первичной учетной
При организации учета расчетов по оплате труда, необходимо учитывать правила закрепленные в Учетной политике предприятия.
Рассмотрев вопросы нормативного регулирования оплаты труда можно сделать следующие выводы:
1) государство
законодательно регулирует
2) конкретные
вопросы оплаты труда
3) налоговое законодательство определяет состав расходов на оплату труда в целях налогообложения;
4) положения
по бухгалтерскому учету
1.2 Виды, формы и системы оплаты труда
Заработная плата – это доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени (час, день, неделя, месяц), т.е. заработная плата выступает как цена труда. Рассматривая величину заработной платы, необходимо различать: номинальную заработную плату - денежная заработная плата, которую работник получает за свой труд; реальную заработную плату - то количество товаров и услуг (в натуральном выражении), которые работник может купить на свою номинальную заработную плату.
Реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной зависимости от уровня цен. Реальная заработная плата может падать даже при росте номинальной заработной платы (если цены растут быстрее, чем номинальная заработная плата). Уровень заработной платы, так же как и любой рыночной цены, определяется на рынке.