Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Арбитражный управляющий  в течение даты его утверждения  должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости  активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату.

Новый закон «О несостоятельности (банкротстве) был принят 26 октября 2002 года. Принципиальное новшество принятого закона в том, что отныне сам должник становится участником процедуры банкротства. Таким образом, создается западная модель закона, балансирующая взаимодействие должников и кредиторов. В соответствии с же законом 1998 года решение о банкротстве фактически принимается в одностороннем кредиторском порядке.

Другая новация касается регулирования деятельности арбитражных управляющих. Новый механизм предполагает для них материальную ответственность за любые нарушения процедуры банкротства. Таким образом планируется исключить возможность действия арбитражного управляющего на стороне кредитора. Итак, какие же конкретные изменения были внесены в новую редакцию Закона?

Обеспечение прав и законных интересов кредиторов

1) В соответствии с новой редакцией Закона процедура банкротства может быть применена ко всем юридическим лицам, в том числе и к некоммерческим организациям (исключение составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации). Старая редакция Закона запрещала применять процедуру банкротства к целому ряду некоммерческих организаций, тем не менее занимающихся предпринимательской деятельностью(например, фондам, ассоциациям юридических лиц).

2) Существенно меняется роль государства в процессе банкротства. Теперь обязательные платежи теряют приоритет по отношению к обычной задолженности, что существенно повышает шансы других кредиторов. Иными словами, должник теперь не обязан сначала погашать задолженность, например, в Пенсионный фонд, а уже потом заниматься своими долгами по договорам поставки. В то же время уполномоченные государственные органы приобретают право голоса на собрании кредиторов. Это позволит пресекать утверждение решений, идущих вразрез с интересами государства.

3) Значительно улучшается положение кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Известно, что многие кредитные организации в качестве обеспечения кредитов, выданных предприятиям, предпочитают заключать договоры залога наиболее ликвидного имущества должника. Этот путь считается наиболее надежным, т.к. в случае невозврата кредита всегда можно реализовать предмет залога на торгах и вернуть искомую сумму. Однако эффективность залога значительно уменьшается, если на предприятии вводят процедуру банкротства.

В новой редакции Закона предполагается изменить сложившийся  порядок вещей.

Во-первых, имущество, обремененное залогом, может быть продано только на открытых торгах, причем исключительно с согласия залогодержателя.

Во-вторых, требования кредитора, обеспеченные залогом, имеют привилегию по сравнению с требованиями других кредиторов и погашаются за счет стоимости проданных материальных ценностей. Это значит, что денежные средства, полученные от продажи заложенной собственности, будут поступать залогодержателю напрямую.

4) Согласно старой редакции Закона предприятие, в отношении которого введена процедура банкротства, не могло досрочно выплатить свои долги. Казалось бы, странная ситуация, ведь кредитора в первую очередь должен волновать именно возврат долга, а не продолжение затягивающихся процедур банкротства. Разумеется, подобное обстоятельство было на руку только сторонним захватчикам компании, ведь их интересовала не сумма долга (как правило, мизерная), а контроль над активами должника.

Новая редакция Закона значительно  облегчает должникам выход из процедуры банкротства. Теперь допустимы  досрочные расчеты с кредиторами. Указанная возможность предоставляется  всем кредиторам или кредиторам определенной очереди. Кроме того, долги могут  быть погашены не только самим должником, но и третьими лицами. Например, акционерами  компании, которые хотят помочь своему предприятию и досрочно завершить  дело о банкротстве.

5) Усовершенствуется порядок продажи имущества должника. Предусмотрена обязательность проведения публичных торгов, если его балансовая стоимость, подтвержденная независимым оценщиком, превышает 1 млн. руб. Эта норма должна изменить сложившуюся практику, когда наиболее ликвидное имущество продается за бесценок на торгах, участники которых -- лица, близкие арбитражному управляющему.

Защита прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации-должника, включая государство  как собственника и акционера

1) В целях восстановления платежеспособности должника и погашения его задолженности вводится новая процедура банкротства -- «финансовое оздоровление». На этом этапе органы управления хозяйствующего субъекта сохраняют свои полномочия. Однако они лишаются права принимать решения, которые могут повлечь за собой ухудшение финансового состояния должника. Появляется новая фигура процедуры банкротства -- административный управляющий.

2) В настоящее время нередки случаи, когда процедура банкротства возбуждается на основании заявления кредитора, подтвержденного только заключенным договором (например на оказание консультационных услуг) и утверждением заявителя об отсутствии оплаты. Возникает ряд вопросов: во-первых, почему кредитор не попытался взыскать сумму долга в судебном порядке, а сразу же требует обанкротить должника, и, во-вторых, не было ли причиной возникновения задолженности уклонение кредитора от принятия оплаты.

Теперь для  возбуждения дела о банкротстве  принимаются во внимание только те требования к должнику, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, а также задолженность по обязательным платежам или иным исполнительным документам. Кроме того, действительны  и требования, признанные должником  не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве. В связи с рассмотренными изменениями  требования кредиторов также могут  быть внесены в соответствующий  реестр требований кредиторов только на основании судебного акта.

3) Старая редакция Закона практически лишала участников (учредителей) компании-банкрота всех прав. Им отводилась роль пассивных наблюдателей за процессом так называемого «оздоровления», которое обычно выливалось в банальное разворовывание активов. Вновь принятая редакция предоставляет возможность представителям учредителей должника участвовать в процессе банкротства, обжаловать решения суда. Участники (акционеры) должника приобретают право на получение информации о ходе процедур, на обжалование отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, что значительно затруднит недобросовестным кредиторам намеренное разорение должника.

4) Для совершенствования механизма сохранения бизнеса должника, что может иметь большое значение, если речь идет о так называемых градообразующих или стратегических предприятиях, новая редакция Закона предусматривает следующее: возможность возврата из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность (о чем уже говорилось выше); проведение дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления, если собственник должника согласен с таким шагом. Нововведение наконец-то разрешает спор отечественных юристов: правомерно ли осуществлять дополнительную эмиссию акций на стадии внешнего управления? Теперь эта процедура законодательно закреплена. Немаловажная деталь: право преимущественной покупки выпускаемых таким образом акций имеют акционеры компании.

Изменение статуса и процедуры регулирования  деятельности арбитражного управляющего

1) В современном законодательстве произошел отход от обязательного получения лицензии арбитражными управляющими. В связи с этим возникает потребность в эффективном надзоре за их деятельностью с целью не допустить попадания в их число недобросовестных лиц и предотвратить возможность злоупотребления своими полномочиями.

По замыслу  законодателей, надзор должна осуществлять саморегулируемая организация (СРО) арбитражных  управляющих. Следует выделить следующие особенности этого нового для отечественной системы антикризисного управления образования: в качестве СРО может выступать только некоммерческая организация; соответствие не менее чем 100 ее членов требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим; участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства; наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 300 тыс. руб. на каждого члена.

Значительным  плюсом системы антикризисного управления стало введение финансовой ответственности  арбитражных управляющих, в том  числе путем страхования их ответственности. Разумеется, это новшество не снимет все риски, однако кредиторы все-таки будут знать, что в случае неправильных действий арбитражного управляющего, повлекших за собой ущерб, они  смогут получить хотя бы 5% балансовой стоимости имущества должника.

2) Подверглись изменению и требования, предъявляемые к арбитражным управляющим: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; наличие высшего образования; стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; отсутствие судимости за преступления в сфере экономики; членство в одной из СРО.

Разумеется, вряд ли введение подобных требований кардинальным образом изменит состав арбитражных  управляющих, однако некоторые положительные  сдвиги безусловно произойдут.

3) Претерпел изменения и порядок назначения арбитражных управляющих: их кандидатуры будут представлять арбитражному суду саморегулируемые организации.

Предлагается  следующая процедура назначения арбитражного управляющего: арбитражный  суд, признавая должника банкротом, указывает саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет  назначаться управляющий; соответствующая  СРО составляет список кандидатов (не менее трех), изъявивших согласие. Решение  о включении кандидатур в список принимается организацией на коллегиальной  основе; не позднее чем через пять дней с даты получения запроса  о представлении кандидатур арбитражного управляющего составленный список направляется в арбитражный суд заявителю-инициатору банкротства (собранию кредиторов или  представителю собрания кредиторов) и должнику; должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной из указанных  в списке кандидатур арбитражных  управляющих. Оставшаяся кандидатура  утверждается арбитражным судом; если должник и (или) заявитель (представитель  собрания кредиторов) не воспользовались  правом отвода, арбитражный суд назначает  кандидатуру, занимающую более высокую  позицию в списке, составленном СРО.

Установление  необходимых особенностей банкротства  для отдельных категорий должников

Практика применения редакции Закона о банкротстве 1998 года выявила невозможность одинакового  подхода к небольшому производственному  предприятию и компании, представляющей военно-промышленный комплекс. Кроме  того, были учтены различные нестандартные  ситуации, которые могут возникнуть на предприятии, объявленном банкротом.

В связи с этим утверждены следующие нововведения: если для руководителя организации-должника законодательство предусмотрело специальные  требования, например наличие допуска  к государственной тайне, образования  по профилю деятельности, к арбитражному управляющему должны быть предъявлены  аналогичные требования; на арбитражного управляющего возлагается обязанность  внеочередного финансирования мероприятий  по предотвращению потенциальных неблагоприятных  техногенных и экологических  последствий по причине закрытия предприятия. Пока возможность возникновения  катастрофы не будет устранена, арбитражный управляющий не вправе рассчитываться с кредиторами.

Ограничения по обороту  имущества устанавливаются не только для процедур банкротства, но и для  перехода прав собственности на объекты  в обычном хозяйственном обороте. Так, собственность с ограниченным оборотом может быть продана только тем организациям, которые имеют  право владеть таким имуществом.

В то же время в  отношении организаций оборонной  промышленности предусмотрено право  государства приостанавливать реализацию имущества до 3 месяцев. В этих целях  соответствующий федеральный орган  наделяется полномочиями лица, участвующего в деле.

В новой редакции Закона введен особый раздел -- «Банкротство стратегических предприятий и организаций». В нем подробно перечислено, какие  объединения относятся к данной категории: федеральные государственные  унитарные предприятия и открытые акционерные общества, чьи акции  находятся в федеральной собственности  и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; организации  оборонно-промышленного комплекса: производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие предприятия, выполняющие государственный оборонный  заказ.

Указанные организации  считаются неспособными удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) провести обязательные платежи, если существует шестимесячная задолженность  по их исполнению. При этом для возбуждения  дела о банкротстве стратегических предприятий или организаций  требования должны составлять в совокупности не менее 500 тыс. руб.

Таким образом, в I главе нашей дипломной работы мы рассмотрели законодательство о банкротстве (несостоятельности): историю развития, традиции и современное состояние института банкротства. Современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)