Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

главление

Введение

Глава I. Правовое регулирование  института банкротства (несостоятельности)

§ 1. Исторические аспекты  развития института банкротства (несостоятельности)

§ 2. Национальные особенности  института банкротства (несостоятельности) в современных условиях

Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических  лиц в

Арбитражном суде.

§ 1. Понятие о банкротстве  юридических лиц

§ 2. Новый Арбитражный  процессуальный кодекс РФ о банкротстве  юридических лиц

Глава III. Процедуры банкротства

§ 1. Наблюдение

§ 2. Финансовое оздоровление

§ 3. Внешнее управление

§ 4. Конкурсное производство

§ 5. Мировое соглашение

Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий  должников

§ 1. Банкротство кредитных  организаций

§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве  страховой организации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Тема нашей дипломной  работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

В настоящее время число  разорившихся предприятий, организаций  постоянно растет. Вместе с увеличением  числа предприятий (организаций) - банкротов  растет количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед  другими организациями. Частыми  стали правонарушения в области  финансовой деятельности предприятий. Наиболее часто с заявлениями  о признании должников банкротами обращаются налоговые органы. Данная ситуация складывается главным образом из-за того, что предприятия (организации), обязанные заявить о своей несостоятельности не делают этого, а кредиторы, в свою очередь, не могут получить информацию о платежеспособности данных предприятий (организаций). Согласно информации из арбитражных судов следует, что в настоящее время наметилась тенденция подачи заявлений о признании банкротами крупнейших предприятий.

Актуальность темы также обусловлена принятием нового федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ Федеральный закон РФ от 26.10.2002. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст.4190.

(далее по тексту - Закон). Принятие этого нормативного акта было обусловлено насущной проблемой российской экономики образца 90-х гг. - кризисом неплатежей. Предполагалось, что с помощью механизма банкротства кредиторы смогут вернуть свои деньги, взыскав их с недобросовестных должников. Одновременно экономика избавится от депрессивных компаний, имущество которых перейдет к более эффективным собственникам.

Ранее действующий закон 1998 года не только не решил проблемы надлежащего исполнения денежных обязательств, но и не смог обеспечить перехода активов  предприятий к более рачительным  хозяевам. Как правило, новый собственник  оказывался ничем не лучше, а то и  хуже прежнего. Кроме того, очень  быстро выяснилось, что Закон 1998 года значительно понизил издержки на захват тех или иных хозяйственных  активов. Сформировался рынок «заказных  банкротств». Под угрозой оказался один из основных принципов эффективного развития рыночной экономики - гарантия неприкосновенности имущества.

Тема банкротства широко обсуждается на научных конференциях, семинарах, совещаниях. Развернувшиеся на страницах печати дискуссии, материалы  Российско-британского семинара судей  по вопросам банкротства, проходившего с 27.11.2000г. по 01.12.2000г. в Академии государственной  службы при Президенте РФ, анализ правоприменительной  практики свидетельствуют о необходимости  разработки и внедрения нового Закона о несостоятельности в правовую систему России. Как обоснованно  отмечено на семинаре, несостоятельность  представляет собой не правовую, а  коммерческую проблему, но коммерческую проблему, которую надо решать в  правовых рамках.

Проблема банкротства  является наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного эффективного правового регулирования. Многие известные  юристы и экономисты в своих публикациях  затрагивают тему банкротства: В. Витрянский, Н. Лившиц, О. Никитина, М. Телюкина, В. Зайцева и другие. Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота.

Неодназная оценка в научной литературе данной темы еще раз подчеркивает ее актуальность. В последнее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительстве РФ и в других государственных структурах активно обсуждались вопросы, связанные с необходимостью реформирования законодательства о несостоятельности (банкротстве). Немало публикаций, содержащих в том числе и конкретные предложения по изменению законодательства о несостоятельности (банкротстве), появилось в средствах массовой информации.

Количество дел о банкротстве (несостоятельности) свидетельствует  о возрастающей активности по исполнению законодательства о банкротстве. В 2001 году в арбитражные суды поступило 55934 заявления о признании должников  банкротами, что в 2,2 раза больше, чем  в 2000 году. Из общего числа поступивших  заявлений более половины (66,8 %) - это заявления о признании  банкротами ликвидируемых и отсутствующих  должников. В 2,5 раза больше заявлений  принято к производству: 2000 год - 19041, 2001 год - 47762. При этом почти 40 тыс. заявлений (39214) принято к производству без введения наблюдения. В 2001 году, как в предыдущие годы, чаще с  заявлениями обращались налоговые  органы - 67,5 % заявлений. В 2001 году принято 38386 решений о признании должников  банкротами и об открытии конкурсного  производства. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. В рамках дел о  банкротстве в 2001 году судами рассмотрено 17041 различных жалоб и заявлений (2000 год - 15763) Рассмотрение дел о банкротстве  в 2001 году // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 4..

Более того, на практике органы федерального казначейства Самарской  области сталкиваются с практической стороной данной работы, в частности, при вынесении решения о временном  управлении на предприятии и введении моратория на удовлетворение предъявленных  к должнику требований, а также  при объявлении юридического лица банкротом  и открытии конкурсного производства. Мы более подробно остановимся на этом при рассмотрении процедур банкротства, расмотрим применение судебной практики по этому вопросу.

С учетом значения института  банкротства для современной  российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам, полезно  и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.

В настоящей работе мы не претендуем на полную теоретическую  проработку института банкротства (несостоятельности), целью настоящего диплома является изучение природы, целей и истории института  несостоятельности, основных положений  правового регулирования несостоятельности, процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о несосотоятельности в арбитражном суде, практического применения правовых норм о несостоятельности. Кроме того, в настоящей работе хотелось бы выявить недостатки в правовом регулировании указанного института, присущие российскому праву.

Глава I. Правовое регулирование института банкротства

(несостоятельности)

§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства

(несостоятельности)

Напомним сначала об исторически  складывавшемся отношении к банкротству. Было время, когда право разрешало  казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного  столба. Несостоятельность ассоциировалась  с позором. Интересно, что Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а  факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть от законов XII Таблиц, разрешавших кредитору  разрубать несостоятельного должника на части, нас отделяют столетия и  внимание законодателя с тела неспособного платить должника перешло на его  имущество.

В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право.

Гражданско-правовое регулирование  банкротства оказалось делом  достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия.

Законодательство о банкротстве  в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству  известного российского цивилиста  Г. Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов. См.: Шершеневич Г. Учебник русского гражданского права. - М.: Проспект, 1995. - С.318.

В настоящее время накоплен богатый опыт применения дореволюционных  законодательных актов. Однако новое  российское законодательство пошло  по другому пути и в большинстве  своем нормы о банкротстве  заимствовало за рубежом.

Так, в дореволюционной  терминологии в отношении современных  арбитражных управляющих употреблялся наиболее понятный русскому языку термин «попечитель». Попечитель избирался  из числа присяжных поверенных и  адвокатов. Здесь различие не только в дефинициях, но и в функциях данных лиц.

Управляющий более жестко внедряется в финансово- производственную сферу банкрота, что во многих случаях  направлено не на оздоровление предприятия, а на его полное разорение. Это  происходит как из-за непрофессионализма арбитражных управляющих, так и  из - за их недобросовестности. Недаром существующий режим несостоятельности многие юристы именуют очередным институтом передела собственности наряду с приватизацией.

Основной целью попечителя-опекуна  являлось обеспечение законности всех действий несостоятельного предприятия. При вступлении в должность он давал клятвенное обещание.

Думается, что  действующему законодательству о несостоятельности  требуется введение процедуры предупреждения управляющих об ответственности  за любые противоправные и недобросовестные действия.

Исторические памятники  русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые  могли быть адаптированы и к современной  коммерческой ситуации. История института  банкротства начинается с момента  возникновения рыночных отношений. Становление рынка остро вызвало  потребность устранить разрушительные для экономики последствия несостоятельности  предпринимателей (ростовщиков, купцов, торговцев, банкиров, заводчиков, фермеров). И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

На первом этапе вмешательство  государственных органов носило карательный характер, который в  большинстве своем сводился к  простой мести. Так, Закон XII Таблиц предоставлял право кредиторам, в  отношении которых обязательство  не было исполнено, применять к должнику членовредительные наказания, вплоть до разрубания его на части. Законы Германии, принятые в 1531-м и 1540 годах, должников приравнивали к ворам и предписывали подвергать их немедленной казни. См.: Степанов В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии // Статут,1999. - № 6. - С. 32

Вместе с тем встречались  и цивилизованные формы ответственности. Например, предусматривалось право  кредитора на возмещение убытков  oт неисполнения обязательств. Со временем произошло осознание, что кредитору, убившему должника, лучше от этого не становилось, невозвращенный долг не переставал быть таковым. Постепенно законодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.

Памятники Древней Руси свидетельствуют, что уже в тот период существовала нормативно-правовая основа для признания  должников банкротами. «Русская правда»  закрепляла дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Она  знала несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, и  вместе с тем вводила нормы  о суровой каре за злонамеренную  несостоятельность, когда должник  скрывался от уплаты долгов «бегством  в чужую землю». По возвращении  он вместе с имуществом подлежал продаже  с торгов, а вырученная сумма распределялась между кредиторами пропорционально  их требованиям.

Деление несостоятельности  на категории и установление характера  вины должника свойственно исключительно русскому законодательству. В любом явлении идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих, во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет.

Именно поэтому  мы считаем, что учет в законодательстве и анализ судом причин несостоятельности  позволили бы предпринять наиболее действенные шаги к возрождению  рентабельных, но испытывающих временные  трудности предприятий, и наоборот, к открытию конкурсного производства в отношении безнадежных должников.

Любопытно, что уже в  раннем законодательстве о несостоятельности  вводилась очередность удовлетворения требований кредиторов. Первым по очереди  был князь, за ним иностранные  и иногородние купцы, а последними - местные кредиторы. В более позднем  российском законодательстве, например Уложении Алексея Михайловича 1649 года, преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне  и иностранным кредиторам Российское законодательство X -XX веков. В девяти томах. Т.2. - М.: НОРМА, 1984.- С.68.

В 1740 году появился кодифицированный законодательный акт Банкротский  устав, а в 1800 году Устав о банкротах. По Уставу 1800 года банкротом считалось  лицо, не могущее сполна заплатить  своих долгов. Вводилось три вида банкротства: от несчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видов несостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае банкрот не считался бесчестным, если не было доказано его злостное намерение. Должник, ставший банкротом «oт несчастья», освобождался oт ответственности по всем своим долгам. Российское законодательство X -XX веков. В девяти томах. Т.3. - М.: НОРМА, 1984. - С.93

По Уставу судопроизводства торгового от 20 ноября 1864 г. также  различалась несостоятельность  подложная, несчастная и неосторожная. Там же. С. 151

Необходимо отметить, что  наряду с традиционными процедурами  конкурсного производства российское законодательство той поры регламентировало также иные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников в процессе торговой несостоятельности, то есть то, что на современном языке  называют реабилитационными (восстановительными) процедурами. Для их проведения были созданы администрации по торговым делам.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)