Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Мировое соглашение означает добровольное соглашение о частичном  отказе от требований одних лиц и  одновременно признание оставшихся требований другими обязанными лицами.

Какие же изменения вносит новый закон в данную процедуру.

Во-первых, новый закон предусматривает разные режимы заключения мирового соглашения в зависимости от того, на какой стадии находится дело о несостоятельности предприятия. Если стороны идут на мировую в процессе наблюдения, то решение принимается либо руководителем должника, либо временным управляющим; если на стадии внешнего управления или конкурсного производства - то внешним или конкурсным управляющим соответственно; если на стадии финансового оздоровления - руководителем должника.

Во-вторых, даже если между конкурсными кредиторами так и не возникло согласия относительно заключения мирового соглашения, то оно все равно возможно, если желающие мира кредиторы возьмут на себя обязательства должника перед несогласными (и не участвовавшими в голосовании) кредиторами.

В-третьих, в мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, в т.ч. и налоговые органы, у которых есть право принимать решения об отсрочке, рассрочке и иных льготах по уплате задолженности.

Еще одним новшеством закона является начисление на непогашенную часть долга процентов с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения. Это означает, что кредиторы, согласившиеся на мировую, могут не опасаться, что соглашение окажется просто не предусмотренным в законе мораторием на выплаты, и по истечении срока предприятие-должник окажется вновь в состоянии банкротства, только уже с изрядно обглоданной инфляцией суммой долга. Наконец, закон вносит существенные изменения в процедуры заключения и расторжения мирового соглашения. Каждая стадия прописана с возможной тщательностью, но насколько она достаточна, загодя сказать сложно.

Закон о банкротстве определил, в частности, лиц, которые вправе заключить мировое соглашение, условия, при которых оно может быть заключено, порядок его утверждения  арбитражным судом, основания признания  недействительным или расторжения, последствия неисполнения обязательств по мировому соглашению. В соответствии с Законом о банкротстве (ст. ст. 12, 74 и др.) к компетенции собрания кредиторов отнесено принятие решений  по всем основополагающим вопросам, определяющим судьбу должника, в том числе и  о заключении мирового соглашения. Оно может быть заключено только при наличии решения об этом собрания кредиторов.

Мировое соглашение заключается  конкурсными кредиторами и уполномоченными  органами. Допускается участие в  мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права  и обязанности, предусмотренные  мировым соглашением.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Закона о банкротстве голосование  за заключение мирового соглашения производится большинством голосов от общего числа  голосов конкурсных кредиторов и  уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и  решение считается принятым при  условии, если за него проголосовали  все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  должника.

Н. Лившиц подчеркивает, что  непременным условием заключения мирового соглашения является фактическое удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди, то есть требований граждан, перед  которыми должник несет ответственность  за причинение вреда их жизни и  здоровью, по выплате выходных пособий  и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, а также вознаграждений по авторским договорам. См.: Лившиц Н. Миру - мир, войны не нужно // Бизнес - адвокат. - 2000. - № 1. - С.14

Мировое соглашение подписывается  от имени конкурсных кредиторов и  уполномоченных органов представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом, а от имени  должника - лицом, принявшим в соответствии с законом решение о заключении мирового соглашения (руководителем  организации должника при проведении процедуры наблюдения, во внешнем  управлении и в конкурсном производстве - арбитражным управляющим и т.д.). В случае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны  мировое соглашение подписывается  этими лицами или их уполномоченными  представителями.

В мировом соглашении необходимо конкретно указать, кто, когда, каким  образом, в каком размере удовлетворит требования кредиторов. При этом условия  удовлетворения требований кредиторов одной очереди должны быть равными, независимо от того, как они голосовали на собрании кредиторов.

Как указывалось ранее, мировое  соглашение подлежит утверждению арбитражным  судом. Для этого должник, если мировое  соглашение заключено в ходе процедуры  наблюдения, арбитражный управляющий, если оно заключено при проведении других процедур банкротства, представляет в арбитражный суд заявление  об утверждении мирового соглашения в пятидневный срок с момента  его заключения (п. 2 ст. 158 Закона о  банкротстве).

Закон о банкротстве установил  перечень документов, которые прилагаются  к заявлению. Прежде всего, это само мировое соглашение, которому арбитражный  суд должен дать оценку, проверив, соблюдены  ли требования к его оформлению, не противоречит ли оно законам и  иным нормативным правовым актам.

Обязательным приложением  к мировому соглашению является протокол собрания кредиторов и список всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с адресами и указанием  сумм задолженности. Анализ этих документов подтверждает или опровергает извещение  всех конкурсных кредиторов, должника, соблюдение правил голосования, исполнение решения собрания кредиторов о заключении соглашения, избрание в установленном  порядке лица, уполномоченного подписать  мировое соглашение.

К мировому соглашению прилагаются  также: документы, подтверждающие погашение  задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, без чего не может быть заключено мировое  соглашение, поскольку Закон о  банкротстве предусмотрел непременным  условием заключения и утверждения  мирового соглашения погашение требований кредиторов указанных очередей. При  этом из содержания п. 1 ст. 158 Закона о  банкротстве следует, что погашение  должно быть произведено до заключения мирового соглашения. Погашение требований подтверждается, в частности, поручениями  учреждению банка на перечисление денежных средств с отметками об исполнении, почтовыми переводами, росписью в  ведомости выдачи денежных средств.

Должны быть приложены  письменные возражения конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые  не принимали участия в голосовании  по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовании против его заключения, так как содержащиеся в них сведения могут пролить  свет на определение законности этого  мирового соглашения. Среди приложений в случае, если это необходимо в  соответствии с законом, должно быть решение органов управления должника - юридического лица, а также иные документы, предоставление которых  в соответствии с законом является обязательным.

Если мировое соглашение заключено и утверждено в ходе процедур банкротства, производство по делу о банкротстве прекращается (п. 1 ст. 159).

Существенным последствием заключения и утверждения мирового соглашения является прекращение моратория  на удовлетворение требований кредиторов, введенного в соответствии, то есть с должником производятся расчеты  по текущим обязательствам. С утверждением мирового соглашения прекращаются полномочия арбитражного управляющего, но управляющий  юридического лица исполняет обязанности руководителя до момента назначения (избрания) руководителя должника (п. 4 ст. 159 Закона о банкротстве).

Поскольку мировое соглашение вступает в силу немедленно после  его утверждения, с этого момента  начинается и его реализация. В  Законе о банкротстве подробно регламентированы основания отказа в утверждении  мирового соглашения арбитражным судом (ст. 160) и последствия отказа (ст. 116). Закон о банкротстве предусматривает  широкий круг оснований отказа арбитражным  судом в утверждении мирового соглашения.

Безусловным основанием для  отказа в утверждении мирового соглашения является нарушение п. 1 ст. 158 Закона о банкротстве, то есть если не погашена задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

По мнению А. Дубинина, если такие основания, как нарушение  порядка заключения мирового соглашения, несоблюдение мирового соглашения, несоблюдение его формы, нарушение прав третьих  лиц, не всегда могут повлечь отказ  в утверждении мирового соглашения, то противоречие условий мирового соглашения федеральным законам и иным нормативным  правовым актам всегда влечет отказ  в утверждении мирового соглашения. См.: Дубинин А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики // Хозяйство и право. - 2000. - № 7.- С. 17

Если арбитражный суд  отказал в утверждении мирового соглашения, оно считается незаключенным  и все договоренности не действуют, равно как и решение собрания кредиторов о его заключении. Вместе с тем Закон о банкротстве  предусматривает возможность вторично обратиться к решению этого вопроса. В этом случае собрание кредиторов должно вновь принять решение  о заключении мирового соглашения, избрать представителя - того же или  другого, который будет заключать  мировое соглашение от имени конкурсных кредиторов. При заключении нового мирового соглашения должны быть устранены  те недостатки, которые явились основанием для отказа в его утверждении  арбитражным судом.

В случае отказа арбитражного суда в утверждении мирового соглашения рассмотрение дела продолжается с того момента, на котором оно было остановлено  к моменту подписания мирового соглашения, то есть продолжается соответствующая  процедура банкротства.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами  и должником не допускается. Мировое  соглашение может быть расторгнуто  арбитражным судом в отношении  всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного  кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой  требований конкурсных кредиторов и  уполномоченных органов к должнику.

Конкурсные кредиторы  или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов  в случае неисполнения или существенного  нарушения должником условий  мирового соглашения в отношении  требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения мирового соглашения.

Последствия уже произведенных  действий во исполнение мирового соглашения изложены в ст. 166 Закона о банкротстве. АПК предусматривает возможность  заключения мирового соглашения, но не регламентирует порядок его заключения, предъявляет лишь требование соответствия соглашения законам и иным правовым нормативным актам и не допускает  нарушение прав других организаций.

В результате возникает ряд  коллизий права:

- в соответствии с АПК  мировое соглашение вправе заключить  должник и кредитор на любой  стадии процесса, но в соответствии  с Законом о банкротстве решение  о заключении мирового соглашения  принимает собрание кредиторов, таким образом невозможно заключение  мирового соглашения с одним  кредитором- подавшим заявления  в обход других;

- АПК не устанавливает  необходимость погашения задолженности  первой, второй очереди для заключения  мирового соглашения, тогда, как  Закон о несостоятельности требует  этого - и т.д.

По видимому все эти  коллизии будут решаться в процессе применения закона. На наш взгляд необходимо привести в соответствие действующие  законодательства путем принятия федерального закона «О внесении изменений и дополнений в АПК».

Таким образом, нами рассмотрены  все пять процедур банкротства. Можно  сделать вывод, что наиболее важные новшества законопроекта - процедурные. Процедуры банкротства детализированы с максимальной тщательностью, на которую  были способны чиновники. Так, в главу  о разбирательстве дел о банкротстве  в арбитражном суде добавлены  многие пункты, в т.ч. о том, что в течение какого времени арбитраж должен возбудить дело о банкротстве (пять дней); в течение какого времени арбитражный суд должен принять меры по обеспечению заявления о признании должника банкротом (не позднее следующего дня после его поступления без извещения сторон); когда и при каких условиях вводится та или иная процедура банкротства; кем, как и на основании каких документов рассматриваются требования заявителя к должнику; что должно содержать определение суда о введении наблюдения (первой процедуры банкротства) и др. Все эти изменения и новшества можно оценить только с положительной стороны, так как они позволяют четко работать механизму процедур банкротства.

В других главах особо выделяются сроки, в течение которых между  должником и кредиторами должен осуществляться документооборот, а  также описано, какие бумаги и  в каком порядке должны рассылаться  на каждой стадии процесса банкротства. Опыт применения закона о банкротстве  уже позволяет делать такие обобщения.

В особый пункт процедурных  вопросов хотелось бы выделить процедуру  обжалования. По прочтении закона складывается устойчивое мнение, что обжаловать можно все и на любой стадии. Но наиболее важным новшеством выступает  изменение первой стадии процесса банкротства.

По закону 1998 года наблюдение на предприятии-должнике может быть введено "с момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом", а по новому закону - "с момента вынесения  арбитражным судом определения  о введении наблюдения". Таким  образом решается существенная проблема: сейчас на первой стадии банкротства  обжаловать еще нечего (не может  же должник обжаловать факт принятия судом заявления), а на второй стадии - подчас уже поздно (наблюдение введено, и процесс банкротства пошел). Поэтому, прежде чем начать процедуру  банкротства, суд должен будет произвести определенное процессуальное действие (вынести определение), а не просто принять заявление от кредитора. Соответственно, это действие и может  быть обжаловано.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)