Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Подготовка дела к судебному  разбирательству состоит из двух этапов. Прежде всего судья производит действия, предусмотренные в статье 135 АПК, которые могут иметь место  в деле о банкротстве, имея в виду, что это - не экономический спор. Так, в деле о банкротстве нет  истцов и ответчиков, не участвуют  третьи лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные действия, предусмотренные  в статье 135 могут совершаться, однако вместо принятия мер по обеспечению  иска судья принимает меры по обеспечению  требований кредиторов, вправе по собственной  инициативе назначить экспертизу в  целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих  в деле о банкротстве, устанавливает  обоснованность требований кредиторов. Судья может принять меры для  примирения сторон. Осуществление таких  мер не может являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

Две категории лиц привлекаются к разбирательству дел. Первая - “лица, участвующие в деле о банкротстве”. К ним относятся: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях предусмотренных законом; лица, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Вторая категория - “лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве”: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; иные лица в случаях, предусмотренных АПК и законом. В новом законе добавлены представитель учредителей (участников) должника) и представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов. Как считает С. Жилинский: «…вызывает возражения незавершенность градации иных лиц. …перечень является открытым, что неизбежно породнит некоторые трудности и споры при отнесении причастных к банкротству лиц к той или иной категории”. Жилинский С. Правовая основа предпринимательской деятельности. Курс лекций. - М.: Норма - Инфра, 1998. - С.204.

Дело о банкротстве  должно быть рассмотрено в заседании  арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в суд (ст. 51), по закону 1998 года указанный срок составлял - три месяца. Исходя из смысла статей 51 и 52 в указанный срок должно быть принято одно из следующих решений: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления (новая процедура); определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве, а также определения: об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения и об утверждении мирового соглашения.

Сообщение о признании  должника банкротом публикуется  арбитражным судом, принявшим такое  решение, в официальном издании, определенном Правительством РФ («Вестнике  Высшего Арбитражного суда») и иных средствах массовой информации.

Перед тем, как приступить к рассмотрению процедур банкротства (ниже мы дадим характеристику, изложим  основные принципы, цели и задачи судебных процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о несостоятельности) остановимся  на понятиикредитора. В соответствии со статьей 2 закона под кредиторами понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Кредиторами по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Так, например, в качестве кредитора может выступать Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской  области. В ходе осуществления возложенных  на органы федерального казначейства функций по контролю за целевым использованием средств федерального бюджета органы федерального казначейства зачастую выступают  в роли кредиторов. По результатам  проводимых органами федерального казначейства проверок в организациях, учреждениях  и предприятиях целевого использования  средств, выделяемых из федерального бюджета, устанавливаются факты нарушения  бюджетного законодательства РФ, за которые  в соответствии со статьей 284 БК предусмотрены меры принуждения в отношение проверяемых организаций. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 145 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823 Согласно статьи 284 БК к полномочиям органов федерального казначейства в области применения мер принуждения относится списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных поручений на зачисление бюджетных средств, в доход федерального бюджета.

Однако на практике, проверенные  организации и предприятия не в состоянии выполнить предъявляемые  к ним требованиям в силу отсутствия средств на счете по учету средств  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. За предприятиями  числится задолженность по внесению финансовых санкций в доход федерального бюджета. При проведении процедур банкротства  управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области выступает  в роли кредитора по денежным обязательствам должников по уплате финансовых санкций  в доход федерального бюджета.

Интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов. Кредиторы  направляют требования кредиторов, управляющим  составляется реестр требований кредиторов.Итак, перейдем к рассмотрению процедур банкротства.

Глава III. Процедуры банкротства

§ 1. Наблюдение

Статья 27 закона выделяет пять процедур банкротства для юридических лиц. По старому закону было четыре, введена новая процедура - финансовое оздоровление. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Основной целью процедуры наблюдения является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово - экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами. Как отмечает О. Никитина: “Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов”. Никитина О. Банкротство под наблюдением // Бизнес - адвокат. - 1998. - № 14. - С. 4

Легальное определение понятия "наблюдения" законодатель дает в  статье 2 Закона. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, оставления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Осуществляет наблюдение временный управляющий.

Наблюдение вводится с  момента принятия арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом. В отличие от таких  процедур банкротства, как внешнее  управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые  могут применяться либо не применяться  в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при  рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения  арбитражного суда. Оленин А. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры банкротства // Законодательство. - 2000. - № 2. - С.37

Арбитражный суд выносит  определение о принятии заявления  о признании должника банкротом  к производству. В данном определении  указывается о введении процедуры  наблюдения и о назначении временного управляющего. Вынесение данного  определения является начальным  моментом, с которого вводится процедура наблюдения. Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первого заседания арбитражного суда. Наблюдение может вводиться на срок, не превышающий семи месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

С момента введения процедуры  наблюдения: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены  к должнику только с соблюдением  установленного законом порядка  предъявления требований к должнику; по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с  взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном законом; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том  числе снимаются аресты на имущество  должника и иные ограничения в  части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного  производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании  вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов  о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного  владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления  исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения; запрещаются  удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи  с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных  акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещается  выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; не допускается  прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Администрация (органы управления) должника с момента введения процедуры  наблюдения имеет право совершать  исключительно с согласия временного управляющего следующие сделки: связанных  с приобретением, отчуждением или  возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более  пяти процентов балансовой стоимости  активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей  поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а  также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или  об участии должника в иных юридических  лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении  прибыли должника между его учредителями (участниками); о размещении должником  облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у  акционеров ранее выпущенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; о заключении договоров  простого товарищества.

О. Шипицина обращает внимание на то, что должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. См.: Шипицина О. Порядок, последствия введения и прекращение процедуры наблюдения // Юрист. - 2000. - № 10. - С. 36

В этом случае государственная  регистрация отчета об итогах выпуска  дополнительных обыкновенных акций  и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Контроль за указанными сделками должника обеспечивается путем дачи согласия временного управляющего на совершение таких сделок. Если данные сделки совершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могут быть признаны недействительными в судебном порядке в соответствии с нормами ГК. При дачи согласия на совершение таких сделок временный управляющий должен решить вопрос о их целесообразности для должника, проанализировать последствия этих сделок для имущества должника, учесть, что последствием заключения указанных сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника.

В случае, если руководитель должника не выполняет требований, установленных законом, не принимает  должных мер, направленных на сохранение имущества должника, чинит препятствия  временному управляющему при осуществлении  им своих обязанностей, а также  допускает иные нарушения действующего законодательства, арбитражный суд  вправе отстранить его от занимаемой должности. В этом случае полномочия по управлению должником возлагаются  на временного управляющего.

Временный управляющий действует  с момента его назначения арбитражным  судом и до момента окончания  процедуры наблюдения и назначении, соответственно, внешнего или конкурсного  управляющего (в том случае, если не было заключено мировое соглашение).

Упоминая в данном параграфе  такого участника процесса несостоятельности  как «временный управляющий» следует  более подробно рассмотреть его  правовой статус. Для осуществления  своих функций временный управляющий  пользуется предоставленными правами  и несет возложенные на него обязанности.

Временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 Закона; заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных законом; принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи закона; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные установленные законом полномочия. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)