Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа
Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Г. Шершеневич, сравнивая конкурсное производство и деятельность администраций, писал: «В противоположность конкурсному процессу, который имеет своей целью ликвидировать дела несостоятельного должника для того, чтобы равномерно и соразмерно удовлетворить всех его кредиторов, а администрация по торговым делам имеет своей задачей восстановить пошатнувшиеся дела должника для полного удовлетворения кредиторов». Шершеневич Г. Учебник русского гражданского права. - М.: Проспект, 1995. - С.266.
Цель администрации состояла именно в восстановлении дел должника, в приведении торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность не только удовлетворить всех кредиторов, но и обеспечить дальнейший ход предприятия.
Необходимо отметить, что
существовавший институт администрации
отличался от своих западных аналогов,
где в предотвращение несостоятельности
должнику предоставлялась отсрочка
в платежах, применялись такие
меры, как предупредительная мировая
сделка, судебная ликвидация. При этом
по зарубежному законодательству за
должником сохранялось
Однако и в то время
было замечено, что в отношении
некоторых предприятий и
Таким образом, несовпадение
интересов попечителей (арбитражных
управляющих) и кредиторов мы наблюдаем
не только в современном процессе
о несостоятельности, но и в истории
России, что, на наш взгляд, вполне объяснимо
самой сущностью
После Октябрьской революции
регулирование банкротства
Однако на практике применение данных норм было затруднительным, поскольку ГПК РСФСР, принятый в 1923 году, процедуру объявления несостоятельности не регулировал. Лишь в 1927 году ГПК был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». Статьей 318 предусматривались признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел, может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам».
В разделе 2 «О подсудности и порядке производства о несостоятельности» статьей 322 регламентировалось, что должник, возбуждающий дело об открытии несостоятельности, должен представить суду список своих кредиторов и должников с указанием их места жительства и сведений о состоянии своего имущества.
Как можно заметить, законодательство
рассматриваемого периода содержало
сущностные (материальные) признаки банкротства.
Оно не подходило к данному
институту с формальной стороны
и принимало во внимание не только
денежные обязательства должника, что
имеет место в настоящее время.
В законе говорилось именно о неспособности
реализовать свои денежные обязательства,
с пониманием того, что неплатежеспособность
хозяйствующего субъекта может быть
вызвана временными обстоятельствами,
условиями его финансово-
В 1929 году ГПК РСФСР был
дополнен двумя главами: «О несостоятельности
государственных предприятий и
смешанных акционерных обществ»
(гл. 38) и «О несостоятельности
В начале 60-х годов общие
нормы о банкротстве были исключены
из гражданского законодательства. В
связи с изменением конституционного
строя, переходом к новым
Так, в пункте 3 статьи 24 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Закон РСФСР от 25.12.1990. № 445 - 1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 418определялось, что предприятие, не выполнявшее свои обязательства по расчетам, могло быть в судебном порядке объявлено банкротом в соответствии с законодательством РСФСР.
Следующим нормативным правовым
актом, посвященным проблемам
Впоследствии во исполнение Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» были изданы такие акты, как Указ Президента РФ от 22.12.93г. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Указ Президента РФ от 22.12.1993. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 52. - Ст. 5070 , Постановление Правительства РФ от 20.05.94г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Постановление Правительства РФ от 20.05.1994. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 490
. В последнем определялись
критерии для признания
До принятия нового ГК РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм статьи 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделялись на две группы: сущностные и внешние. К сущностным относилась неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника был связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) относились: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей, связанное с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора.
Таким образом, в законодательстве как дореволюционной России и в первоначальный период существования советского государства, так и постсоветского периода законодатель отдавал предпочтение сущностным (материальным) признакам несостоятельности (банкротства).
В ФЗ от 08.01.98г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 3 и 5) был закреплен лишь формальный (внешний) признак банкротства «обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, задолженность составляет 500 минимальных размеров оплаты труда» Федеральный закон РФ от 08.01.1998. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст.222
. То есть при определении
критериев несостоятельности (
Таким образом, законодатель
отдавал приоритет внешним
Итак, изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется нам делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.
§ 2. Национальные
особенности института
(несостоятельности) в современных условиях
Рыночная экономика и
предпринимательская
Вскоре, после принятия закона
“О несостоятельности (банкротстве)”
1998 года выяснилось, что целый ряд
недостатков и “узких мест действующего
законодательства, остались. Практика
применения закона “О несостоятельности
(банкротстве)” 1998г. выявила слабую
защиту прав и законных интересов
различных лиц, участвующих в
процедуре банкротства, пробелы, позволяющие
использовать законодательство о несостоятельности
(банкротстве) как механизм для избавления
от конкурентов, ухода от налогообложения,
необоснованного
Существовали проблемы применения
действующего закона “О банкротстве”.
А именно, 1) нарушение прав должника
и учредителей должника - возбуждение
процедуры банкротства по фиктивным
документам или незначительной сумме
задолженности без
Приведенный перечень проблем
не является исчерпывающим, поэтому
существовавшая ситуация в сфере
несостоятельности диктовала
Пожалуй, самым неоднозначным
российским нормативным актом, получившим
наибольшее количество нареканий как
со стороны государственных
Как известно, в июле 2002 года Президент РФ Владимир Путин наложил вето на принятый парламентом новый закон о банкротстве. Претензии президента состояли в том, что закон о несостоятельности должен предусматривать процедуру досрочного прекращения банкротства предприятий, а также касались страхования ответственности арбитражного управляющего и определения уполномоченных и регулирующих органов по проведению процедур банкротства. Тогда Путин потребовал от думцев «существенной доработки документа, без которой он не может быть одобрен».
За летние каникулы законопроект
был существенно доработан. В
итоге все замечания главы
государства в обновленном
Новая редакция закона предполагает
определение уполномоченных и регулирующих
органов по проведению процедур банкротства.
Регулирующим органом является федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных
Кроме того, уполномоченными
органами при проведении процедуры
банкротства могут быть органы исполнительной
власти субъектов федерации, органы
местного самоуправления, уполномоченные
представлять требования по денежным
обязательствам соответственно субъектов
федерации и муниципальных
В законе содержится положение
о страховании ответственности
арбитражного управляющего. Договор
страхования ответственности
Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)