Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 закона.

Для признания размера  требований к должнику установленным  кредитором указанные требования направляются должнику и в арбитражный суд. Требования кредиторов, по которым  не достигнуто согласованного решения  и должником представлены возражения, подлежат рассмотрению арбитражным  судом. Арбитражный суд обязан рассмотреть  возражения должника. По результатам  рассмотрения арбитражным судом  выносится определение, в котором  указывается размер требований кредитора (уполномоченного органа), в отношении  которых возражения должника признаны необоснованными. Данное определение  арбитражного суда является основанием для включения указанных в  нем требований в реестр требований кредиторов.

На стадии наблюдения проводится финансовый анализ состояния должника в целях определения стоимости  принадлежащего должнику имущества  для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным  управляющим, а также в целях  определения возможности или  невозможности восстановления платежеспособн6ости должника.

Арбитражный суд на основании  решения первого собрания кредиторов принимает одно из следующих решений: о введении финансового оздоровления; внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

Таким образом, в целом процедура наблюдения оправдала свое существование. Данная процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестуются в суде. Однако, необходим анализ практики. На сегодняшний момент в среде правоведов возник ряд споров в отношении применения норм предусмотренных в ходе наблюдения, так не ясен к примеру порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих, отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты труда временных управляющих. Большинство указанных пробелов касаются также и внешнего управления, и конкурсного производства, но о них будет сказано в соответствующих параграфах.

§ 2. Финансовое оздоровление

Важное новшество - это  введение в закон о банкротстве  самостоятельной главы, посвященной  процедуре финансового оздоровления предприятия - новой реорганизационной  процедуре. В ней подробно описаны  порядок введения, окончания и  прекращения финансового оздоровления. На первоначальном этапе у должника существует возможность уберечь  свое предприятие от введения на нем  процедуры банкротства. У собственника появилась возможность повлиять на ситуацию - улучшить состояние предприятия  путем привлечения каких - либо инвестиций. Теперь собственник не будет, как  в старом законе, сразу отстраняться от управления делами, можно говорить о том, что в настоящее время  появилась возможность найти  выход без введения на предприятии  ликвидационной процедуры.

При определенных условиях данная процедура позволит сохранить  учредителям (участникам) должника контроль за предприятием в условиях возбужденного  дела о банкротстве. На сегодняшний  момент у предприятия, которому грозит банкротство, практически нет реальных шансов на разрешение дела в досудебном порядке, а тем более - на запуск процедуры  финансового оздоровления, поскольку  средства на нее должны быть заранее  прописаны в бюджете. Иными словами, предприятия должны заранее знать, где они упадут, и заботливо  стелить там соломку.

Для исполнительной власти это уже вторая попытка законодательного закрепления процедуры финансового  оздоровления, причем сейчас ее впервые  предлагается рассматривать как  часть процедуры банкротства. С  другой стороны, соединение в одном  законе понятий банкротства и  финансового оздоровления в перспективе  означает перестройку всей системы  государственного управления собственностью. Похоже, что бюрократическая составляющая при разработке нового закона не была второстепенной.

Статьей 2 закона определено, что под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству  должника, его учредителей, собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и  графиком погашения задолженности, ходатайство рассматривается либо на собрании кредиторов, либо в арбитражном  суде. Основным фигурантом на этом этапе  банкротства выступает временный  управляющий - либо руководивший наблюдением  за предприятием, либо новый, назначенный  арбитражным судом. Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку интересы временного управляющего, руководившего наблюдением, могут, мягко говоря, быть отличными  от интересов предприятия-должника, стремящегося сохранить свой бизнес.

Еще одна страховка на случай конфликта интересов - это предоставление лицами, претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательств  того, что они выполнят график погашения  задолженности. Иными словами, арбитражный  суд должен быть уверен, что уводя  предприятие из-под банкротства, учредители, собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долги данного предприятия. Конечно, в этом случае возникает законный вопрос - почему, имея средства, они довели предприятие до банкротства (наблюдение - первая из его процедур)? Однако ответы на него не входят в сферу применения данного закона, а скорее относятся к вопросам корпоративного управления.

Финансовое оздоровление в новой редакции закона рассматривается  как шанс для предприятия избежать недружественного поглощения со стороны  конкурентов. Если в законе 1998 года организация практически беспомощна перед внешним кредитором-конкурентом, то с принятием нового закона положение  дел может улучшиться. Конечно, гарантий от недобросовестной конкуренции закон  о банкротстве не дает и дать не может, но он должен по крайней мере не облегчать передел собственности.

Так как данная процедура  является новой и судебной практики по ее применению пока нет детально останавливаться на ней мы не будем, а рассмотрим следующие действия при вынесении решения о введении внешнего управления.

§ 3. Внешнее управление

Внешнее управление вводится при возможности восстановления платежеспособности предприятия. Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление - реорганизационная  процедура, суть которой состоит  в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника на основании ходатайства собрания кредиторов должника, которое собирается временным управляющим в период наблюдения. Эта предупредительная  мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что  платежеспособность предприятия может  быть восстановлена (ст.93 Закона). Таким  образом, по нашему мнению и мнению А. Агеева: «Основнойцелью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника». Агеев А. Банкротство: особенности процедуры внешнего управления // Юридический мир. - 2000. - № 5. - С. 18

Для достижения основной цели внешнего управления назначается внешний  управляющий. Целесообразность, проведения внешнего управления, определяется собранием  кредиторов. При этом, анализ практики свидетельствует, что факт возможности  восстановления платежеспособности должника должен признать суд, одного согласия кредиторов не достаточно. Максимальный срок внешнего управления составляет восемнадцать месяцев.

В целом внешнее управление имуществом должника можно разделить  на несколько этапов. Первый - предварительный, начинается с момента введения внешнего управления и продолжается до утверждения плана внешнего управления. На этом этапе перед внешним управляющим ставиться задача инвентаризации имущества должника, составлении реестра требования кредиторов, принятия решения о мерах по восстановлению платежеспособности должника, составление плана внешнего управления. В плане может быть предусмотрено восстановление или продажа части имущества, перепрофилирование некоторых нерентабельных производств, продажа части предприятия как имущественного комплекса и осуществление некоторых других мер организационного и финансового характера. Второй - основной состоит в осуществление мер и мероприятий, указанных в плане внешнего управления. Третий - заключительный состоит в составлении отчета внешнего управляющего и расчетах с кредиторами. Надо отметить условность деления на этапы, так, к примеру, реестр требований кредиторов ведется в течение всего внешнего управления.

Как указано выше, распоряжение и управление имуществом должника в  ходе внешнего управления осуществляет внешний управляющий. Для реализации властных полномочий внешнего управляющего закон устанавливает, что с момента  введения прекращаются полномочия органов  должника и собственника имущества  должника - унитарного прекращаются и  в полном объеме передаются собранию кредиторов и внешнему управляющему. Одновременно с введением внешнего управления, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Согласно ст. 95 Закона мораторий  распространяется на денежные обязательства  и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом на суммы требований по денежным обязательства и обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ.

Для выполнения задачи внешнего управления арбитражный управляющий  вправе самостоятельно распоряжаться  имуществом должника. К правам внешнего управляющего также относятся: право заключать от имени должника мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника, а также предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона.

В целом, все обязанности внешнего управляющего можно разделить на связанные с реализацией внешнего управления и обязанности, перешедшие к нему от руководства и собственников должника. От собственников и учредителей должника к арбитражному управляющему переходят обязанности: вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

К обязанностям внешнего управляющего, связанным с реализацией внешнего управления следует относить: принять  в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать  и представить на утверждение  собранию кредиторов план внешнего управления; вести реестр требований кредиторов; представить собранию кредиторов отчет  по итогам реализации плана внешнего управления. На данных обязанностях необходимо остановиться подробнее.

Внешний управляющий обязан произвести инвентаризацию имущества  для полного учета имущества, при выявлении отсутствующего или  не отраженного имущества для  принятия соответствующих действий. В практике встречаются, что по окончании  инвентаризации арбитражным управляющими возбуждались уголовные дела о хищениях. Одновременно инвентаризация позволяет  учесть имущество не отраженное в  бухгалтерском учете. Инвентаризация имущества проводиться на первом этапе внешнего управления - предварительном.

План внешнего управления составляется внешним управляющим  и утверждается собранием кредиторов. Внешний управляющий обязан составить  план внешнего управления и в процессе внешнего придерживаться мероприятий, указанных в плане. План внешнего управления составляется на предварительном  этапе внешнего управления.

По словам М. Телюкиной: «По окончании внешнего управления, внешний управляющий обязан отчитаться в выполнении плана внешнего управления - составить отчет внешнего управляющего и предоставить его на рассмотрение собранию кредиторов». Телюкина М. Некоторые проблемы исполнения внешним управляющим своих обязанностей // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 11

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего в отчете должно содержаться одно из следующих предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

В случае если собрание кредиторов на основании отчета внешнего управляющего вынесет решение о прекращении  производства по делу связи с восстановлением  платежеспособности и определением суда данное решение будет утверждено, то арбитражный управляющий вправе преступить к расчетам с кредиторами. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с очередностью, установленной  ст. ст. 121 - 122 закона о банкротстве.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)