Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Рассмотрим процедуру  внешнего управления на конкретном примере, встречающемся на практике органов  федерального казначейства Самарской  области: Так, по результатам проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на выплату льгот и компенсаций лицам, пострадавшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в ОАО "Самарский завод синтетического спирта", проведенной отделением федерального казначейства по г. Новокуйбышевску (акт от 30.06.98г.) установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 2755,17 руб. По решению Арбитражного суда Самарской области от 02.11.99г. по делу № А55-8277/99-22 на ОАО "Самарский завод синтетического спирта" г. Новокуйбышевск введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев и введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов на указанный срок.

03.11.2000г. собрание  кредиторов утвердило план внешнего  управления на 18 месяцев, рассмотрело  отчет внешнего управляющего, при  этом кредиторы пришли к выводу  в том, что для завершения  программы антикризисных мероприятий,  реализации перспективных проектов  необходимо дополнительное время  и обратилось в Арбитражный  суд Самарской области с ходатайством  о продлении внешнего управления  до 3 мая 2001г. Требование управления  федерального казначейства МФ  РФ по Самарской области принято  и подлежит удовлетворению в  составе 4 очереди.

Определением  Арбитражного суда Самарской области  от 08.11.2000г. по делу № А55-8277/99-22 о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, к производству принят отчет внешнего управляющего и назначено дело к  судебному разбирательству на 26.12.00г. Определением Арбитражного суда Самарской  области от 26.12.2000г. по делу № А55-8277/99-22 срок внешнего управления продлен на 6 месяцев до 03.05.2001г. Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2001г. по делу № А55-8277/99-22 внешнее управление завершено, ОАО «Самарский завод  синтетического спирта» признан  банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.

Управлением федерального казначейства МФ РФ по Самарской области  в адрес конкурсного управляющего направлено требование кредитора от 17.07.2001 года № 09-13/5551.

Определением  Арбитражного суда Самарской области  от 12.07.2002г. по делу № А55-8277/99-22 срок конкурсного  производства продлен на 6 месяцев  до 05.01.2003г. (см. приложение № 1).

Итак, основываясь на изложенном, можно утверждать, что внешнее управление - основной своей задачей ставит восстановление бизнеса должника, для чего вводится мораторий на удовлетворения требования кредиторов и назначается внешний управляющий. Однако статистка показывает, что крайне незначительное количество должников восстанавливают свою платежеспособность в результате проведения внешнего управления. Согласно статистическим данным из 1229 дел, по которым в 2001 г. проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 52 случаях (4,2 %) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника Рассмотрение дел о банкротстве в 2001 году // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 4..

В то же время, думается, что  закон удачно воплотил здесь такую  тенденцию развития гражданского законодательства, как усиление роли и значения средств  и процедур, предназначенных не для  ликвидации имущества должника, а  для предоставления ему возможности  поправить свои дела, в том числе  путем реализации плана внешнего управления. Пробелом в законодательстве, в настоящий момент, является порядок  выплаты вознаграждения внешнему управляющему.

§ 4. Конкурсное производство

Под конкурсным производством следует понимать процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст.2 закона).

При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства  арбитражный суд принимает решение  о банкротстве должника и об открытии конкурсного производства. Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться  наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов  по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Сообщение о признании  должника банкротом публикуется  арбитражным судом в официальном  издании, определенном Правительством РФ.

Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств  и временных условий, необходимых  для реализации мероприятий, в частности, анализа финансового состояния  должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат  имущество должника, находящегося у  третьих лиц, конкурсным управляющим. Закон о банкротстве устанавливает  продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем, Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лиц, участвующих в деле арбитражный суд выносит определение о продлении указанного срока.

При принятии решения арбитражный  суд утверждает конкурсного управляющего. Одна из основных фигур в конкурсном производстве - конкурсный управляющий, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 127 Закона о банкротстве с  момента принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства он выполняет функции  по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права  и обязанности руководителя должника.

М. Полякова обращает внимание на то, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов или  комитета кредиторов отстраняет его  от исполнения обязанностей и назначает  нового конкурсного управляющего. Полякова М. Проблемы применения законодательства о банкротстве: отстранение арбитражного управляющего // Законодательство. - 2000. - № 6. - С. 46

Арбитражный суд по собственной  инициативе не вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним своих обязанностей. Конкурсный управляющий действует до момента  завершения конкурсного производства.

Ст. 126 Закона о банкротстве  посвящается последствиям открытия конкурсного производства. Следует  иметь в виду, что в статье дан  исчерпывающий перечень последствий  открытия конкурсного производства для должника. Так, с открытием  конкурсного производства наступает  срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных  обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный Законом о  банкротстве срок.

После открытия конкурсного  производства, как уже отмечалось, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам  задолженности должника. Это относится  к кредитам банка, неоплаченным платежным  требованиям, невыполненным обязательствам, то есть ко всем случаям, когда кредиторы  должника имели право при обычных  условиях на получение указанных  санкций. Кроме того, сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся  к категории сведений, носящих  конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного  управляющего любую информацию о  ходе конкурсного производства, в  том числе о финансовом состоянии  должника.

Что же касается сделок, связанных  с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества  в пользование третьим лицам, то они совершаются исключительно  в порядке, установленном гл. VII Закона о банкротстве. Автоматически при  открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения  по распоряжению имуществом. Арбитражный  суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его  имуществом.

С момента открытия конкурсного  производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в  рамках конкурсного производства. Имеется  в виду, что после опубликования  конкурсным управляющим сведений о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ, кредиторы должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок, а не в  суд.

Вместе с тем, Закон  о банкротстве допускает исполнение обязательств должника, но только в  случаях и порядке, предусмотренных  гл. VII Закона. В том случае, если органы управления должника в период наблюдения или внешнего управления не были отстранены от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, то с момента принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя. Кроме того, прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. На наш взгляд, руководитель должника освобождается  от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации.

Как уже отмечалось, конкурсный управляющий выполняет функции  руководителя должника, в том числе  и по распоряжению имуществом должника. Однако это право ограничено, в  частности п. 1 ст. 139 Закона установлено, что порядок, сроки и условия  продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

В том случае, если решение  о признании должника банкротом  принимается по окончании процедуры  наблюдения, то полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия  и органов управления должника автоматически  прекращаются по окончании наблюдения, с момента назначения конкурсного  управляющего.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае не передачи органами управления должника бухгалтерской  и иной документации должника, печатей  и штампов, материальных и иных ценностей  должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том  числе и руководитель должника, несут  ответственность в соответствии с законодательством.

Помимо общих для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд функций, свойственных для руководителя только в конкурсном производстве. Так, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе  активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Конкурсный управляющий  принимает в ведение имущество  должника, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, а  также принимает необходимые  меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к  ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя требования к третьим  лицам.

Как пишет О. Хоронжук: «Одной из обязанностей конкурсного управляющего является уведомление работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с трудовым законодательством» Хоронжук О. Практические рекомендации по проведению конкурсного производства // Юрист.-2001.-№ 1. - С. 6 

Конкурсный управляющий  рассматривает требования кредиторов и заявляет в установленном порядке  возражения в случае несогласия с  указанными требованиями. Арбитражный  суд в деле о банкротстве, рассматривая спор, проверяет обоснованность возражений конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий вправе в трехмесячный срок с момента назначения отказаться от исполнения договоров должника. Указанный отказ заявляется в  порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий  предъявляет иски в суд о признании  недействительными сделок, совершенных  должником, об истребовании имущества  должника у третьих лиц, о расторжении  договоров, заключенных должником, и совершает иные действия; предъявляет  требования к учредителям (участникам), собственнику имущества юридического лица или другим лицам, которые давали обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определяли его действия, чем вызвали банкротство  юридического лица. Такие лица несут  субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (ч. II п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Положения, предусмотренные  ч. II п. 3 ст. 56 ГК, не применяются в  отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники  которых (полные товарищи) во всех случаях  солидарно несут субсидиарную ответственность  своим имуществом по обязательствам товарищества, а также производственного  кооператива, члены которого несут  по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и  порядке, предусмотренных законом  о производственных кооперативах и  уставом кооператива.

Взысканные суммы зачисляются  в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов (Постановление Пленума  ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О  некоторых вопросах, связанных с  применением ч. I ГК РФ" от 1 июля 1996 г. Постановление Пленума ВС РФ и  Пленума ВАС РФ от 01.07.1996., N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. I ГК РФ"// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1996. - N 9.). Предусмотрен контроль за деятельностью конкурсного управляющего (ст. 143 Закона о банкротстве). В соответствии со ст. 129 Закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия по управлению делами должника.

Собрание кредиторов (комитет  кредиторов), осуществляя контроль за деятельностью конкурсного управляющего, заслушивают отчет конкурсного  управляющего о проделанной работе. В отчете должна содержаться информация о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иная информация. Так, конкурсный управляющий  сообщает собранию кредиторов или комитету кредиторов о проведенной инвентаризации и оценке имущества должника. После  чего собрание кредиторов (комитет  кредиторов) определяют порядок и  сроки продажи имущества должника.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)