Нормативно-правовое регулирование аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

За относительно короткий период становления рыночной экономики в России аудит утвердился как самостоятельная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики.

Основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [5, стр.16].

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………...4
Правовые основы аудиторской деятельности в РФ……..…...........4
Структура и функции органов регулирования аудиторской деятельности……………………………………………………………………....7
Совет по аудиторской деятельности………………...…………....10
Саморегулируемая организация аудиторов………………..…….13
Получение разъяснений от руководства экономического субъекта в ходе аудиторской проверки…………………………………………………..18
Основные цели получения разъяснений………………………….18
Порядок получения разъяснений от руководства проверяемого субъекта…………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21

Практическое задание…………………………………………………………...22

Список литературы……………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     План  контрольной работы 

Введение…………………………………………………………………………...2

       1. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………...4

    1. Правовые основы аудиторской деятельности в РФ……..…...........4
    2. Структура и функции органов регулирования аудиторской деятельности……………………………………………………………………....7
    3. Совет по аудиторской деятельности………………...…………....10
    4. Саморегулируемая организация аудиторов………………..…….13
  1. Получение разъяснений от руководства экономического субъекта в ходе аудиторской проверки…………………………………………………..18
    1. Основные цели получения разъяснений………………………….18
    2. Порядок получения разъяснений от руководства проверяемого субъекта…………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21

Практическое  задание…………………………………………………………...22

Список литературы……………………………………………………………...24 
 

 

     Введение 

       Экономический контроль в России становится одним  из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим  функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль – аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

       Слово аудит происходит от латинского «audio», что означает «он слышит, слушатель». Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307 – ФЗ «аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» [2, стр.11].

       За  относительно короткий период становления  рыночной экономики в России аудит  утвердился как самостоятельная  предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики.

       Основная  цель аудиторской деятельности состоит  в установлении достоверности показателей  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [5, стр.16].

       В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.

 

        1. Нормативно-правовое обеспечение  аудиторской деятельности в Российской  Федерации

    1. Правовые основы аудиторской деятельности в РФ
 

      

       В мировой практике можно выделить 2 различные концепции регулирования  аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в  таких европейских странах, как  Австрия, Испания, Франция, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

       Вторая  концепция развита в странах: США, Великобритания, где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями [5, стр.26].

       Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.

       К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

       - Гражданский кодекс Российской  Федерации;

       - Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

       - Федеральный закон от 01.12.2007 №  315-ФЗ «О саморегулирующих организациях»;

       - Постановление Правительства РФ  от 23.09.2003 №696 «Об утверждении федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности» [11].

       Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации состоит из пяти уровней (Таблица 1): 

     Таблица 1. «Система регулирования аудиторской  деятельности в России»

Уровень Законодательный акт или нормативный  документ Регулирование
1 1. Федеральный  закон РФ от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Устанавливают отношения в аудиторской деятельности
3. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых  организациях»
4. Другие федеральные законы
5. Указы президента
2 1. Постановления  правительства РФ Определяют  общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности
3 1. Приказы Министерства  финансов Устанавливают нормы аудита обязательные для всех субъектов рынка
4 1. Документы  СОА Устанавливают нормы аудита в рамках СОА
5 1. Документы  аудиторских организаций Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторских  организаций
 

       Первый уровень включает Закон об аудиторской деятельности, который был принят  30.12.2008г. (в ред. от 28.12.2010). Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем отражаются основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующие аудиту услуги, аудитора и аудиторских организаций. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг.

       В законе дано определение обязательного  аудита и приведены критерии его  проведения, определено понятие аудиторской  тайны, правил (стандартов) аудиторской  деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов и аудиторских организаций. Определен порядок осуществления контроля работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите [5, стр.29].

       Федеральный закон РФ №315-ФЗ дает определение  о том какие организации признаются саморегулируемыми, основные их функции, требования, предъявляемые к их организационной структуре, а так же основные права и обязанности таких организаций. В соответствии с нормами  и требованиями, перечисленными в 315-ФЗ, создаются саморегулируемые организации аудиторов (СОА) [11].

       К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность, относятся Постановления правительства РФ. В настоящее время Правительством РФ разработано и принято 34 федеральных стандарта. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности: цель и основные принципы аудита финансовой отчетности; документирование аудита; планирование аудита; аудиторские доказательства; контроль качества выполнения заданий по аудиту и т.д.

       Третий  уровень включает Приказы Министерства Финансов РФ. Они устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. К таким нормативным актам, например, относится Приказ Минфина «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа», от 29.12.2009 № 146н (ред. от 16.09.2010) [11].

       Четвертый уровень содержит документы СОА, которые разрабатываются на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита, и устанавливают нормы аудита в рамках СОА.

       Пятый уровень – это внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм. 
 

1.2. Структура и функции органов регулирования аудиторской деятельности 
 
 

       В основу современной модели регулирования  аудита положено разумное сочетание  деятельности органов государственной  власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений).

       Функции государственного регулирования аудиторской  деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган - Министерство финансов РФ [2, стр.11]. Несомненно, именно этому органу исполнительной власти принадлежит доминирующее положение в сфере государственного регулирования аудиторской деятельности по объему осуществляемых им функций.

       Функциями государственного регулирования аудиторской  деятельности являются:

       1) выработка государственной политики  в сфере аудиторской деятельности;

       2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

       3) ведение государственного реестра  саморегулируемых организаций аудиторов,  а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

       4) анализ состояния рынка аудиторских  услуг в Российской Федерации;

       5) иные предусмотренные настоящим  Федеральным законом функции [2, стр.11].

       В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления  аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

       Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

       1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

       2) рассматривает проекты федеральных  стандартов аудиторской деятельности  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих аудиторскую  деятельность, и рекомендует их  к утверждению уполномоченным  федеральным органом;

       3) одобряет порядок разработки  проектов федеральных стандартов  аудиторской деятельности, правила  независимости аудиторов и аудиторских  организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование аудита