Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночной экономики в Казахстане предопределяет необходимость совершенствования не только рациональных форм хозяйствования, всемерно адаптированных к быстро меняющимся условиям внешней и внутренней экономической среды, но и адекватных систем управления на всех уровнях и, в первую очередь, в крупномасштабном хозяйствующем субъекте.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Теоритические и методологические основы аудита………………………….6


1.1 сущность аудита порядок его организации и основные нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РК……………...6

1.2 организационно-экономическая характеристика………………………….11

1.3 характеристика учетной и налоговой учетной политики ТОО «НПФ Данк»……………………………………………………………………………...18


2. Организация аудиторской деятельности и порядок ее осуществления в РК…………………………………………………………………………………25


2.1 Виды аудита его принципов и характеристика видов аудиторской деятельности……………………………………………………………………..25

2.2 Порядок создания аудиторской организации и контроля качества аудиторской деятельности………………………………………………………36

2.3 Характеристика видов аудиторских отчетов и требования, предъявляемые к их составлению и представлению…………………………………………….42


3. Характеристика международных стандартов аудита………………………49



3.1 Стандарты ответственности и их применение в практической деятельности РК…………………………………………………………………49

3.2 Планирование аудита и стандарты контроля………………………………54

3.3 Стандарты аудиторских доказательств ……………………………………69

Заключение…………………………………………………………………...81

Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

Сущность и виды аудита.docx

— 132.93 Кб (Скачать)

Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое  регулирование аудита в Казахстане

 

 

 

 ПЛАН

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

 

1 Теоритические и методологические основы аудита………………………….6

 

 

1.1 сущность аудита порядок  его организации и основные  нормативно-правовые акты, регулирующие  аудиторскую деятельность в РК……………...6

 

1.2 организационно-экономическая  характеристика………………………….11

 

1.3 характеристика учетной  и налоговой учетной политики  ТОО «НПФ Данк»……………………………………………………………………………...18

 

 

2. Организация аудиторской  деятельности  и порядок ее  осуществления в РК…………………………………………………………………………………25

 

 

2.1 Виды аудита его принципов  и характеристика видов аудиторской  деятельности……………………………………………………………………..25

 

2.2 Порядок создания аудиторской  организации и контроля качества  аудиторской деятельности………………………………………………………36

 

2.3 Характеристика видов  аудиторских отчетов и требования, предъявляемые к их составлению  и представлению…………………………………………….42

 

 

3. Характеристика международных  стандартов аудита………………………49

 

 

 

3.1 Стандарты ответственности  и их применение в практической  деятельности РК…………………………………………………………………49

 

3.2 Планирование аудита  и стандарты контроля………………………………54

 

3.3 Стандарты аудиторских  доказательств ……………………………………69

 

Заключение…………………………………………………………………...81

 

Список использованной литературы..............................................................83

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночной экономики  в Казахстане предопределяет необходимость  совершенствования не только рациональных форм хозяйствования, всемерно адаптированных к быстро меняющимся условиям внешней  и внутренней экономической среды, но и адекватных систем управления на всех уровнях и, в первую очередь, в крупномасштабном хозяйствующем  субъекте.

 

Для «выживания» в современных  условиях хозяйствующий субъект  должен располагать учетной и  контрольно-аналитической информацией, которая, с одной стороны, обеспечивает формирование достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, что подтверждается в результате аудита, а с другой - позволяет вырабатывать и принимать управленческие решения, прогнозирующие динамичность меняющейся рыночной инфраструктуры; управлять новыми по своему содержанию отношениями с клиентами и партнерами в процессе осуществления различных хозяйственных процессов (снабжения, производства, сбыта и др.).

 

Среди наиболее значимых теоретических  и новых практических подходов следует  выделить формирование эффективной  системы экономического управления хозяйствующим субъектом и ее подсистемы — внутреннего контроля, в силу того, что порядок контроля за хозяйственными операциями утверждается руководителем хозяйствующего субъекта в составе его учетной политики.

 

Внутренний контроль, являющийся неотъемлемой частью системы регулирования  хозяйствующего субъекта, объединяет контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля, направленные на формирование достоверной  бухгалтерской (финансовой) отчетности, - это форма обратной связи, благодаря  которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о  ее действительном состоянии для  правильной оценки фактически сделанного и выявления отклонений от заданных параметров. Внутренний контроль, хорошо организованный на предприятии, позволяет предоставлять внешним аудиторам более подготовленную для проверки информацию, что существенно снижает уровень аудиторского риска для внешних аудиторов.

 

В условиях реформирования казахстанского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и трансформации системы  нормативного регулирования казахстанского аудита на основе международных стандартов аудита, возникла необходимость в  информации, представляющей объективную  картину финансового положения  и результатов деятельности хозяйствующих  субъектов. Поэтому разработка методологии  исследования организации, как внешнего, так и  внутреннего контроля и  оценки ее надежности приобретает особую актуальность.

 

Вместе с тем недостаточно исследованными остаются проблемы методологии аудита, связанные с выработкой и принятием аудиторскими организациями решений и выводов, базирующихся на результатах комплексного исследования внутреннего контроля аудируемых организаций. Развитие теории и методологии аудиторской деятельности должно обеспечить большую достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, повышению эффективности аудита.

 

Методология оценки состояния  внутреннего контроля аудируемых лиц,  бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность которых подвергается аудиту, базируется на комплексе методов и методик, представляющих по существу внутренние стандарты аудиторских организаций, широко использующихся внешними аудиторами для оценки организации и ведения бухгалтерского и налогового учета на аудируемом субъекте и принимаемыми ими во внимание при предварительном ознакомлении с потенциальным клиентом.

 

Необходимость создания целостной, научно-обоснованной концепции оценки внутреннего контроля для целей  внешнего аудита предопределила актуальность темы данной дипломной работы, ее цели и задачи, объекты, методы, информационную базу и направления использования  результатов исследования.

 

Ее цель состоит в оценке состояния системы внешнего и  внутреннего контроля на предприятиях, а также в обосновании новых  концептуальных положений в данной области.

 

Для реализации основной цели были поставлены и решены следующие  научные и практические задачи:

 

• обобщены теоретические  и методологические основы аудиторской  деятельности, раскрыты взаимосвязи  между объектами, являющиеся существенными  признаками его системности;

 

• разработана методология  осуществления системы внешнего и  внутреннего контроля и ее составных  частей, включающая комплекс не только Международных стандартов аудита (далее  МСА), но и внутренних стандартов аудиторских  организаций для оценки ее надежности;

 

 

• обоснована взаимосвязь  элементов метода аудита - оценки надежности системы внешнего и внутреннего  контроля и аудиторского риска - и  их влияние на качество аудита;

 

• уточнен состав этапов процесса анализа и оценки системы  выше указанных видов контроля на основе правил (стандартов) аудиторской  деятельности и установлены взаимосвязи  между ними, результатами их реализации и составными элементами модели аудиторского риска;

 

• систематизированы применяемые  в практике аудита методы распределения  уровня существенности между статьями бухгалтерской (финансовой) отчетности и выявлены основания для применения этих методов в зависимости от аудиторского подхода к процессу проверки;

 

• обобщены предлагаемые в  теоретических исследованиях и  применяемые на практике аудиторскими организациями методы первичной  оценки надежности контрольной среды (мероприятия и процедуры руководства  и (или) собственников аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы контроля.

 

Предметом исследования являются теоретико-методологические положения  по анализу и оценке систем контроля аудируемых лиц в процессе проведения внешнего аудита и организационно-методические подходы к оценке надежности средств внутреннего контроля проверяемых хозяйствующих организаций. Объектом исследования является деятельность ТОО «НПФ Данк».

 

Теоретической основой исследования послужили научные труды ведущих  казахстанских, российских и зарубежных ученых и специалистов, раскрывающие закономерности и пути развития аудита; характеризующие объекты аудита и методы получения аудиторских  доказательств; определяющие состав и  глубину аудиторских процедур в  зависимости от оценки системы внутреннего  контроля.

 

 

1. Теоретические и методологические  основы аудита.

 

1.1 Сущность аудита, порядок  его организации и основные  нормативно-правовые акты, регулирующие  аудиторскую деятельность в РК.

 

 

Согласно Закона «Об аудиторской  деятельности» аудиторская организация- это коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности (аудиторских проверок и сопутствующих аудиту услуг). Она может быть создана в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Казахстане только путем образования аудиторских организаций-резидентов РК. Резидентами РК, согласно  требованиям налогового кодекса, признаются юридические лица, органы управления которых находятся в Республике Казахстан.

 

Основной  целью аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых субъектов и соответствия порядка организации и ведения бухгалтерского учета в них законодательству РК. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого субъекта и принимать базирующиеся на их основе обоснованные решения.

 

Отличие аудита от аудиторской  деятельности состоит в том, что  аудиторская деятельность  предусматривает  оказание клиентам различных  видов  аудиторских услуг. Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом субъекте.

 

Для этого должны быть  выполнены следующие задачи:

 

·   составлены план и  программа проведения аудита;

 

·   определены виды, источники  и методы получения аудиторских  доказательств;

 

·   проведена аудиторская  проверка экономического субъекта;

 

·   выражено мнение по результатам проведенного аудита о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

Результаты аудиторской  проверки являются основой для принятия важных управленческих решений. Поэтому  в международной практике аудиторская  деятельность может регулироваться не только профессиональными аудиторскими организациями, но и в государственных  масштабах.

 

В Казахстане разработана  система нормативного регулирования  аудиторской деятельности. Первый Закон  «Об аудиторской деятельности в  РК» был принят 18 октября 1993 г. Через  пять лет, 20 ноября 1998 г., был принят второй Закон РК «Об аудиторской  деятельности», в который по мере необходимости вносятся изменения  и дополнения. Этот Закон относится  к документам первого уровня, регулирующих аудиторскую деятельность в РК.

 

На 1 уровне находится Закон  РК «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими  лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления  аудиторской деятельности в РК. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной  деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

 

К документам второго уровня относятся международные стандарты  аудита (МСА) в РК. Аудиторская деятельность в Казахстане организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. На пятой Республиканской конференции  Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных..

 

Внедрение МСА способствует переходу казахстанской экономики  на качественно новый уровень  развития, когда главными ценностями становится благоприятный инвестиционный климат, прозрачность финансовой отчетности, открытость, достоверность финансового  положения и результатов деятельности компаний. Они определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка..

 

К документам третьего уровня относятся- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Они детализируют документы более высоких уровней. Содержание и форма таких документов совершенствуются по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.

 

В процессе регулирования  аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие  следующие государственные организации:

 

·   Департамент методологии  бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК;

 

·   Палаты аудиторов  РК;

 

·   Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов.

 

Департамент методологии  бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК (далее - Департамент) является основным уполномоченным государственным  органом, определенным Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов  и аудиторских организаций путем  лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва лицензии.

 

Основными функциями Департамента являются:

 

·   издание в пределах его компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

 

·   утверждение стандартов аудиторской деятельности;

 

·   организация в  установленном законодательством  РК порядке системы лицензирования аудиторской деятельности;

Информация о работе Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане