Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночной экономики в Казахстане предопределяет необходимость совершенствования не только рациональных форм хозяйствования, всемерно адаптированных к быстро меняющимся условиям внешней и внутренней экономической среды, но и адекватных систем управления на всех уровнях и, в первую очередь, в крупномасштабном хозяйствующем субъекте.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Теоритические и методологические основы аудита………………………….6


1.1 сущность аудита порядок его организации и основные нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РК……………...6

1.2 организационно-экономическая характеристика………………………….11

1.3 характеристика учетной и налоговой учетной политики ТОО «НПФ Данк»……………………………………………………………………………...18


2. Организация аудиторской деятельности и порядок ее осуществления в РК…………………………………………………………………………………25


2.1 Виды аудита его принципов и характеристика видов аудиторской деятельности……………………………………………………………………..25

2.2 Порядок создания аудиторской организации и контроля качества аудиторской деятельности………………………………………………………36

2.3 Характеристика видов аудиторских отчетов и требования, предъявляемые к их составлению и представлению…………………………………………….42


3. Характеристика международных стандартов аудита………………………49



3.1 Стандарты ответственности и их применение в практической деятельности РК…………………………………………………………………49

3.2 Планирование аудита и стандарты контроля………………………………54

3.3 Стандарты аудиторских доказательств ……………………………………69

Заключение…………………………………………………………………...81

Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

Сущность и виды аудита.docx

— 132.93 Кб (Скачать)

 

Примерный перечень обязательных указаний в письме-соглашении

 

Обязательные указания по проведению аудиторской проверки:

 

- цель аудита финансовой  отчетности;

 

- масштаб аудита, включая  ссылки на законодательство, нормативные  акты или документы Палаты  аудиторов РК, которые аудитор  соблюдает в своей работе;

 

- должен ли аудиторский  отчет о достоверности финансовой  отчетности клиента включать  заключение о достоверности отчетности  филиалов, подразделений и дочерних  компаний;

 

- указание на то, что  в силу присущих аудиту объективных  ограничений (выборочный характер  проверки данных), а также ограничений,  присущих системе бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения  могут остаться необнаруженными;

 

- мероприятия, связанные  с планированием аудита;

 

- основу определения стоимости  аудита и договоренности по  выставлению счетов.

 

2. Обязательные указания  по обязательствам аудитора:

 

- форма аудиторских отчетов  или иной способ представления  результатов работы аудитора;

 

- описание других писем  (отчетов), которые аудитор предполагает  представить клиенту;

 

- об ответственности аудитора  за оказываемые услуги;

 

- обязательство аудитора  по соблюдению коммерческой тайны.

 

Обязательные указания по обязательствам клиента:

 

- ответственность руководства  клиента за предоставляемую финансовую  отчетность;

 

- неограниченный доступ  по всем учетным записям, документации  и прочей информации, запрашиваемой  в связи с аудитом;

 

- ожидание получения от  руководства клиента письменного  подтверждения представлений, сделанных  ими в связи с аудитом;

 

- о давлении на аудитора  в любой форме с целью изменения  его мнения

 

- о достоверности финансовой  отчетности клиента;

 

- просьба о подтверждении  клиентом условий соглашения  путем признания факта получения  им письма-соглашения;

 

- о направлении клиентом  по указанию аудитора писем  в адрес дебиторов и кредиторов  о подтверждении ими соответствующей  задолженности.

 

Дополнительные сведения:

 

- договоренность о привлечении  других аудиторов и экспертов  по отдельным работам;

 

- информация о привлечении  внутренних аудиторов, а также  других сотрудников клиента;

 

- координирование работы  с предшествующим аудитором в  случае, если аудитор впервые  работает с данным клиентом;

 

- любое ограничение ответственности  аудитора, где существует такая  возможность;

 

- ссылка на дальнейшие  соглашения между аудитором и  клиентом.

 

Если аудитор материнской  компании является также аудитором  ее составной части (дочерних фирм, филиалов или подразделений), то на решение аудитора посылать или не посылать отдельное письмо- соглашение для составной части, влияют следующие факторы:

 

- кто назначает аудитора  составной части клиента;

 

- необходимость составления  отдельного аудиторского отчета  по составной части клиента;

 

- объем работы, выполненной  другими аудиторами;

 

- доля собственности, принадлежащая  материнской компании;

 

- степень независимости  руководства составной части;

 

- юридические вопросы.

 

В случае проведения последующих  аудитов аудитор должен решить, требуют  ли обстоятельства пересмотра условий  соглашения. Аудитор может принять  решение не составлять каждый раз  новое письмо- соглашение. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

 

- наличия фактов неправильного  понимания клиентом целей и  масштаба аудита, ответственности  аудитора и клиента;

 

- изменения условий проведения  проверки клиента;

 

- изменения в составе  руководства клиента или изменения  в праве собственности;

 

- значительных изменений  в характере или масштабе деятельности  клиента;

 

- изменения законодательства, влияющие на изложенные в письме-соглашении  положения.

 

Если аудитор решил, что  в составлении нового письма-соглашения нет необходимости, то он вправе напомнить  клиенту содержание действующего письма-соглашения. В случае, если аудитора до завершения выполнения соглашения просят изменить его условия на такие, которые будут иметь своим результатом более низкий уровень уверенности, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения. Просьба клиента к аудитору изменить соглашение может быть вызвана: изменением в обстоятельствах, влияющих на оказание услуг; неправильным пониманием характера аудита, запрошенного изначально; ограничением масштаба соглашения, наложенного руководством клиента либо вызванного обстоятельствами. Аудитору надо изучить причину, лежащую в основе этой просьбы, особенно последствия ограничения масштаба соглашения. Изменение обстоятельств, влияющих на требования клиента, или неправильное понимание характера услуги рассматриваются как разумные причины изменить условия в соглашении. И наоборот, изменение не рассматривается как разумное, если выясняется, что оно имеет отношение к неточной, неполной или неудовлетворительной информации. Изменения условия соглашения на проведение аудита в пользу оказания сопутствующих услуг надо рассмотреть с точки зрения юридических или договорных последствий такого изменения.

 

Во избежание введения в заблуждение пользователя в  отчет не должны включается ссылки на:

 

- первоначальное соглашение;

 

- процедуры, которые могли  быть выполнены при первоначальном  соглашении.

 

В случае изменений условий  соглашения аудитору и клиенту следует  договориться на новых условиях. Аудитор  не должен соглашаться на изменение  условий соглашения, если на это  нет разумного обоснования (к  примеру, если аудитор не может получить достаточные доказательства по дебиторам  и клиент просит изменить условия  соглашения и заменить аудит на проведение обзора с тем, чтобы избежать мнения с оговорками или отказа от выражения мнения). Если аудитор не может согласиться на изменение условий соглашения и ему не предоставляется возможность продолжать работу согласно первоначальным условиям, то он должен прекратить проведение аудита и проинформировать Совет директоров или акционеров об обстоятельствах, послуживших причиной прекращения аудита.

 

Примерная форма письма-соглашения по аудиту приведена в Приложении к МСА-210.

 

3.2 Планирование аудита  и стандарты контроля

 

Вопросы планирования проведения аудита финансовой отчетности регламентируются МСА–300 «Планирование аудита финансовой отчетности». Целью данного стандарта  являются предоставление руководству  требований, предусмотренных данным стандартом по вопросам и работам, касающимся планирования аудита финансовой отчетности. Оно включает в себя разработку стратегии  и подхода к ожидаемому характеру, срокам и объему аудита. Аудитору необходимо тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

 

- получить достаточное  количество свидетельств о положении  дел клиента;

 

- удержать в разумных  пределах затраты на аудит;

 

- избежать недоразумений  с клиентом.

 

Руководством по планированию аудита является МСА-300 «Планирование». Получение достаточного количества свидетельств весьма важно для аудиторской  фирмы, если она хочет свести к  минимуму правовые обязательства и  сохранить хорошую репутацию  среди представителей своей профессии. Сохранение затрат в рамках разумного  помогает фирме сохранять конкурентоспособность  и не терять своих клиентов при  условии, что фирма зарекомендовала  себя высоким качеством исполнения своих обязанностей. Избегать недоразумений  с клиентом важно потому, что это  обеспечивает хорошие взаимоотношения  с ним, а также способствует качественному  выполнению работ по взаимоприемлемой стоимости.

 

При планировании важно обозначить цели аудита, т.к. это сразу ознакомит  клиента с тем, зачем аудитор  пришел в организацию и какую  пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей  не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а  выявление недочетов в бухгалтерской  или вообще экономической работе и внесение конкретных предложений  по устранению имеющихся недостатков  и недопущению их в дальнейшем. Это сразу позволит установить достаточно доверительные отношения с клиентом и получить доступ к необходимой  информации. Для эффективного планирования аудита до написания письма-соглашения и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством организации основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

 

Планирование аудиторской  проверки производится в три этапа:

 

1-й этап - аудитор проводит  предварительное планирование, которое  производится на стадии выбора  клиента. По результатам этой  работы аудиторская фирма вообще  может отказаться от проведения  аудита, если обнаружится высокий  уровень неотъемлемого риска;

 

2-й этап - разрабатывается  общий план аудита с указанием  ожидаемого объема, графиков и  сроков проведения аудиторской  проверки;

 

3-й этап - составляется  аудиторская программа, определяющая  объем, виды и последовательность  осуществления аудиторских процедур

 

Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской  работы и часто (если это целесообразно) - в офисе клиента. При предварительном  планировании аудиторская фирма осуществляет принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей и составление письменного соглашения. Оно включает в себя:

 

- сбор общих сведений;

 

- сбор информации о  правовых обязательствах клиента;

 

- оценка существенности  и аудиторского риска (неотъемлемый  риск, риск контроля, риск необнаружения).

 

До принятия предложения  нового клиента аудиторская фирма  должна собрать сведения о данной компании, чтобы определить, приемлемо  ли ее предложение. По возможности, необходимо оценить репутацию предполагаемого  клиента в деловых кругах, прочность  его финансового положения и  его взаимоотношения с предыдущей аудиторской фирмой. Если будущий  клиент ранее пользовался аудиторскими услугами другой аудиторской фирмы, то аудиторская фирма может войти  в контакт со своим предшественником. В ходе общения с предшествующим аудитором аудиторская фирма  может выяснить, например, что клиент не совсем честен или постоянно вступает в конфликты по поводу принципов  учета, аудиторских процедур либо размеров гонорара и т.п.

 

В связи с тем, что «Кодекс  профессиональной этики» требует конфиденциальности, аудиторская фирма должна получить согласие клиента на связь со своим  предшественником. Если клиент не дает согласия аудиторской фирме на такой  контакт и если предшественник не дает исчерпывающего ответа на запрос аудиторской фирмы, то ей надлежит серьезно обдумать вопрос о том, имеет ли смысл  браться за предлагаемую работу, не проделав предварительно более глубоких исследований.

 

Учитывая ответственность  принимаемых на основе предварительного планирования решений, документирование результатов этого этапа необходимо.

 

Процесс планирования достаточно трудоемок: разработка общего плана  аудита и составление аудиторской  программы могут занимать до 1/3 времени, затраченного на проведение всего аудита. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.

 

При планировании аудита должны быть соблюдены его общие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.

 

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимной увязки и согласованности  всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

 

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий  группе аудиторов и увязке этапов планирования со сроками. Это бывает достаточно сложно сделать, если проверяется  организация, имеющая филиалы, представительства, дочерние организации. При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения клиента, в течение года аудиторской фирме следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности организации и результатов промежуточных аудиторских проверок.

 

Принцип оптимальности заключается  в том, что в процессе планирования аудиторской фирме следует обеспечить вариантность планирования для возможности  выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании  критериев, определенных самой аудиторской  фирмой.

 

Если для проведения аудита создается аудиторская группа, то в обязательном порядке должен быть составлен общий план и программа  его проведения.

 

В них должны быть указаны  ожидаемый объем, графики и сроки  проведения аудита, подготовки и предоставления аудиторского отчета.

 

При расчете сроков проверки должны быть учтены реальные трудозатраты, уровень существенности и аудиторский  риск.

 

В общем плане необходимо предусмотреть:

 

- численность и квалификацию  аудиторов в аудиторской группе;

 

- распределение аудиторов  по конкретным участкам аудита  в соответствии с их профессиональными  качествами и должностными уровнями;

 

- инструктирование всех  членов команды об их конкретных  обязанностях, ознакомление их с  бизнесом клиента и общим планом  аудита;

 

- контроль руководителя  аудиторской группы за выполнением  плана, качеством работы членов  группы, за ведением ими рабочей  документации и надлежащим оформлением  результатов аудита.

 

В нем также должны быть определены роль внутреннего аудита и необходимость привлечения  различных специалистов (экспертов). По окончании подготовки плана аудита руководство аудиторской фирмы  может обсудить его с руководством проверяемой организации, хотя это  и не является обязательным. В процессе проверки план может корректироваться.

Информация о работе Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане