Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночной экономики в Казахстане предопределяет необходимость совершенствования не только рациональных форм хозяйствования, всемерно адаптированных к быстро меняющимся условиям внешней и внутренней экономической среды, но и адекватных систем управления на всех уровнях и, в первую очередь, в крупномасштабном хозяйствующем субъекте.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Теоритические и методологические основы аудита………………………….6


1.1 сущность аудита порядок его организации и основные нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РК……………...6

1.2 организационно-экономическая характеристика………………………….11

1.3 характеристика учетной и налоговой учетной политики ТОО «НПФ Данк»……………………………………………………………………………...18


2. Организация аудиторской деятельности и порядок ее осуществления в РК…………………………………………………………………………………25


2.1 Виды аудита его принципов и характеристика видов аудиторской деятельности……………………………………………………………………..25

2.2 Порядок создания аудиторской организации и контроля качества аудиторской деятельности………………………………………………………36

2.3 Характеристика видов аудиторских отчетов и требования, предъявляемые к их составлению и представлению…………………………………………….42


3. Характеристика международных стандартов аудита………………………49



3.1 Стандарты ответственности и их применение в практической деятельности РК…………………………………………………………………49

3.2 Планирование аудита и стандарты контроля………………………………54

3.3 Стандарты аудиторских доказательств ……………………………………69

Заключение…………………………………………………………………...81

Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

Сущность и виды аудита.docx

— 132.93 Кб (Скачать)

 

Внешние факторы, как правило, не являются объектом контроля со стороны  администрации, но также могут воздействовать на работу предприятия. Прежде всего, это  относится к  требованиям действующего законодательства, которым должна в  целом соответствовать хозяйственная  деятельность предприятия.

 

Учетная система – это  совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях  предприятия. Эффективная система  бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность  отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию  и обобщение.

 

Для понимания учетной  системы предприятия необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности:

 

- учетная политика и  основные принцип ведения бухгалтерского  учета;

 

- организационная структура  подразделения, ответственного за  ведение бухгалтерского учета  и подготовку бухгалтерской отчетности;

 

- распределение обязанностей  и полномочий между сотрудниками  бухгалтерии;

 

- порядок подготовки бухгалтерской  отчетности на основе данных  бухгалтерского учета;

 

- средства контроля, предусмотренные  в отдельных областях системы  учета.

 

Концептуально система учета  стоит отдельно от процедур контроля. Но на практике трудно разделить вклад  каждого элемента в достижение целей  контроля. Поэтому приемлемость процедур контроля во многом зависит от состояния системы бухгалтерского учета (выбранной учетной политики, применяемых средств обработки данных, объема хозяйственных операций и др.).

 

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие  внутреннего контроля от прочих видов  контроля. Ревизия проводится штатным  ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также  определяются этим ведомством.

 

Внутренний контроль —  это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками  своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

 

Целями организации системы  внутреннего контроля на предприятии  являются:

 

- осуществление упорядоченной  и эффективной деятельности предприятия;

 

- обеспечение соблюдения  политики руководства каждым  работником предприятия;

 

- обеспечение сохранности  имущества предприятия.

 

Для достижения вышеперечисленных  целей, необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и  системы внутреннего контроля, так  как система двойной записи, лежащая  в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных  операций и обеспечивает надлежащий контроль.

 

Для достижения целей организации  системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство  предприятия обязано обеспечить поддержание на должном уровне такой  системы внутреннею контроля, которая  являлась бы достаточной для того, чтобы:

 

-  в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все,  что должно быть в нее включено, и не включено ничего из  того, что не должно быть в  нее включено, а то, что включено  в отчетность, было бы правильно  определено, классифицировано, оценено  и зарегистрировано;

 

- бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и  объективное представление о  предприятии в целом;

 

- компьютерные программы,  контролирующие функционирование  учетной системы, включающие формирование  первичных документов, их анализ  и разноску по счетам, не могли  быть сфальсифицированы;

 

- средства предприятия  не могли быть незаконно присвоены  или неэффективно использованы;

 

- все отклонения от  планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли  ответственность;

 

- внутренняя отчетность  оперативно передавалась лицам,  уполномоченным принимать управленческие  решения, для ее оптимального  использования.

 

Из перечисленных выше задач по организации внутреннего  контроля видна неразрывная связь  системы внутреннего контроля с  двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским  управленческим учетом.

 

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового  учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

 

Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

 

- систему внутреннего  финансового контроля;

 

- систему внутреннего  управленческого контроля.

 

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего  контроля - это достаточно сложный  процесс, а сама система внутреннего  контроля - сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения  предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Следовательно, можно утверждать, что система внутреннего контроля - это своеобразная организация внутри  предприятия.

 

Организация внутреннего  контроля должна соответствовать структуре  предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и  подразделений, степени централизации  бухгалтерского учета и другим характеристикам  предприятия в целом.

 

Важнейшей функцией внутреннего  контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих  должностных обязанностей,

 

Методы, используемые при  осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

 

- финансовый учет (счета  и двойная запись, инвентаризация  и документация, балансовое обобщение);

 

- управленческий учет (выделение  центров ответственности, нормирование  издержек);

 

- ревизия, контроль, аудит  (проверка документов, проверка арифметических  расчетов, проверка соблюдения правил  учета отдельных хозяйственных  операций, инвентаризация, устный опрос  персонала, подтверждение и прослеживание);

 

- принятие управленческих  решений.

 

Все вышеперечисленные методы должны быть интегрированы в единую систему и использоваться в целях  управления предприятием.

 

В современных условиях, в  жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство -ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.

 

В это понятие входят следующие  виды работ:

 

- планирование;

 

- составление отчетности;

 

- контрольно – аналитическая.

 

Поэтому, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.

 

Любая хозяйственная деятельность предполагает осуществление хозяйственных  операций и ведение бухгалтерского учета этих операций. Бухгалтерский  учет включает в себя процедуру сбора  данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться  как вручную, так и с помощью  компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами бухгалтерского учета. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по хозяйственным операциям с  самого начала и до занесения в  Главную книгу. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается автоматизированной программой учета “1С-Бухгалтерия  ” разных версий. На современном  этапе наиболее распространенной является версия 8.2.

 

Эффективная система бухгалтерского учета должна обеспечивать:

 

- отражение в учете  всех без исключения факторов  хозяйственной деятельности;

 

- однозначную идентификацию  хозяйственных операций и фактов  хозяйственной деятельности в  первичных документах таким образом,  чтобы не было расхождений  в их толковании;

 

- правильность оценки  стоимости активов, обязательств  и хозяйственных операций в  денежном выражении;

 

- отнесение фактов хозяйственной  деятельности к тем периодам, в которых они имели место,  и определение точного времени  совершения хозяйственных операций;

 

- своевременное, правилъное и оперативное формирование внешней и внутренней отчетности.

 

Документы, формируемые системой бухгалтерского учета ТОО «НПФ Данк», дают третьим сторонам, управленческому звену и сотрудникам данного ТОО информацию о совершенных хозяйственных операциях.

 

В системе бухгалтерского учета данного предприятия используется два основных типа данных:

 

- нормативно-справочная информация (НСИ);

 

- данные по хозяйственным  операциям.

 

Нормативно-справочная информация имеет постоянный или почти постоянный характер и периодически используется при обработке прочей информации. Данные по хозяйственным операциям  носят в каждом конкретном случае индивидуальный характер. Так, например, сведения о количестве отработанного  времени каждым конкретным сотрудником, используются для расчета его  заработной платы. Ошибки в НСИ имеют  более серьезные последствия  по сравнению с ошибками в данных по хозяйственным операциям, посколъку повлияют на эти данные прежде, чем будут исправлены. Особенно часто это проявляется в компьютеризированных системах, в которых НСИ формируется обычно в самом начале создания системы.

 

Концептуально система бухгалтерского учета обособлена от контрольных  процедур, образующих третий элемент  структуры контроля. Однако на практике такого разделения между системой бухгалтерского учета, использующейся для достижения целей контроля, и процедурами  контроля хозяйственных операций, регистрируемыми  системой бухгалтерского учета, не существует. Именно поэтому состав и содержание контрольных процедур зависит от элементов системы бухгалтерского учета, например средств обработки, объема хозяйственных операций, уровня совершенства и т.п. Простая ручная система бухгалтерского учета и  высокосовершенная система бухгалтерского учета на базе компьютерных технологий направлены на достижение целей проведения контроля в случае, если процедуры  контроля хозяйственных операций, обработанных каждой системой, соответствуют ей.

 

Так, ручная система бухгалтерского учета, использующаяся для обработки  счетов-фактур за оказанные услуги, может способствовать достижению цели, заключающейся в контроле за процессом реализации в случае, если:

 

- все счета-фактуры и  документы, прилагаемые к ним,  были предварительно пронумерованы;

 

- персонал службы контроля  провел проверку и утвердил  вышеуказанные процедуры.

 

В совершенной компьютеризированной системе соответствующая процедура  контроля обычно включает в себя:

 

- проверку своевременности  и полноты регистрации гостей, размещаемых в гостинице в  соответствии с их паспортными  данными и заявками на их  размещение в случае, если производится  бронирование мест;

 

- выдачу отчета;

 

- управление программами  защиты файлов данных;

 

- осуществление контроля  и руководства со стороны персонала,  имеющего соответствующие полномочия.

 

В каждом случае состав процедур контроля определяется составными элементами системы бухгалтерского учета.

 

Система же бухгалтерского учета  сама является предметом, для которого необходим строгий внутренний контроль. Но поскольку система бухгалтерского учета является неотъемлемой частью всех функциональных областей, то нет  необходимости представлять ее в  виде отдельной схемы. Цели системы  внутреннего контроля и примеры  средств контроля на ТОО «НПФ Данк» используемых для их достижения, приводятся ниже.

Цели внутреннего контроля в области системы бухгалтерского учета 

Примеры средств внутреннего  контроля, служащих для достижения целей

 

1. Система бухгалтерского  учета должна отражать все  санкционированные, и только санкционированные  операции. 

Контроль доступа к  терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры):

 

· исключительный доступ для  ограниченного круга пользователей;

 

· контроль взаимосвязанных  операций;

 

· документальное подтверждение  и санкционирование всех бухгалтерских  записей;

 

· проверка полноты бухгалтерских  записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе  в компьютер;

 

· разделение обязанностей между  подготовкой первичных документов, санкционированием хозяйственных  операций и разноской по счетам бухгалтерского учета.

 

2. Точная входящая информация.

 

Внутренняя проверка на начальной  стадии:

 

· выборочные проверки суммирования  расчетов за проживание в гостинице;

 

· использование внутрифирменных  должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный надзор;

Информация о работе Сущность и виды аудита. Нормативно –правовое регулирование аудита в Казахстане