Нормативное регулирование аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:11, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование аудиторской деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование заключается в принятии нормативных актов, содержащих правила осуществления данного вида предпринимательской деятельности; организационное осуществляется через деятельность уполномоченных органов государственного регулирования аудита.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………..……………..17

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 35.18 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………..16

Список  литературы………………………………………..……………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться  кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.    

 Любое предприятие  обязано вести бухгалтерскую  и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита. 

 

 

 

 

 

«Нормативные  акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации»

Государственное регулирование аудиторской деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование заключается в принятии нормативных актов, содержащих правила осуществления данного вида предпринимательской деятельности; организационное осуществляется через деятельность уполномоченных органов государственного регулирования аудита.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

В Минфине  РФ функционирует Департамент организации  аудиторской деятельности, к основным функциям которого относятся:

- издание  в пределах своей компетенции  нормативных правовых актов, регулирующих  аудиторскую деятельность;

- организация  системы аттестации, обучения и  повышения квалификации аудиторов  в РФ, лицензирование аудиторской  деятельности;

- организация  системы надзора за соблюдением  аудиторами (аудиторскими организациями)  лицензионных требований и условий,  контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- ведение  государственных реестров аудиторов,  аудиторских организаций, индивидуальных  аудиторов, профессиональных аудиторских  объединений, учебно-методических  центров;

- аккредитация  профессиональных аудиторских объединений.

В целях  учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области  аудиторской деятельности, организации  разработки системы мер по государственной  поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в  России, при Минфине РФ создан Совет  по аудиторской деятельности. Правовой статус Совета, его функции, задачи, права и порядок организации  работы определены ст. 19 Закона об аудите и Положением о Совете по аудиторской  деятельности при Минфине РФ, которое  утверждено Приказом Минфина РФ от 3 июня 2002 г. № 47н.

В состав Совета включаются представители Минфина  РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют регулирование  профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, Центрального банка РФ, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (число  их представителей в Совете должно составлять не менее 51 процента), научных  и других организаций, высших учебных  заведений, пользователей аудиторских  услуг.

Совет участвует в подготовке и предварительном  рассмотрении основных документов аудиторской  деятельности, проектов решений Минфина  РФ по вопросам в области регулирования  аудиторской деятельности, разрабатывает  федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, определяет профессиональные требования к аудиторам, этические  нормы и правила их поведения, осуществляет иные функции.

Аудиторы  и аудиторские организации в  целях обеспечения условий своей  деятельности, защиты интересов могут  создавать профессиональные аудиторские  объединения. Такие объединения  действуют на некоммерческой основе.

Они устанавливают  обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляют систематический контроль за их соблюдением.

Официальное признание профессиональных объединений  осуществляется посредством их аккредитации уполномоченным федеральным государственным  органом. Порядок аккредитации определен  в ст. 20 Закона об аудите и во Временном  положении о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений  при Минфине РФ, утвержденном Приказом Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 38н. Обязательными  условиями аккредитации являются наличие  в составе объединения не менее 1 тыс. аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций; наличие соответствующих рабочих органов (комитетов, комиссий) для эффективного исполнения функций; наличие обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики; наличие разработанной системы контроля за соблюдением членами объединения правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, за качеством аудита членов объединения.

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, служит Свидетельство об аккредитации. Аккредитация осуществляется на срок три года при соблюдении ее условий. Государственный реестр аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  ведет Минфин РФ.

Права и обязанности аккредитованных  профессиональных аудиторских объединений  также определены ст. 20 Закона об аудите и Временным положением. В частности, объединения имеют право: участвовать  в аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности; проводить  проверки качества работы аудиторских  организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в Минфин РФ с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче претендентам квалификационных аттестатов, о приостановлении действия и об аннулировании квалификационных аттестатов аудитора в отношении своих членов; ходатайствовать о выдаче, приостановлении действия и об аннулировании лицензии в отношении своих членов; участвовать через своих представителей в работе Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

Одним из основных направлений государственного регулирования аудиторской деятельности является аттестация аудиторов.

Аттестация  на право осуществления аудиторской  деятельности — это проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание  заниматься аудиторской деятельностью.

(Ст. 15 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности»)

Аттестация  осуществляется в форме квалификационного  экзамена с выдачей кандидатам, успешно  его сдавшим, документа - квалификационного  аттестата аудитора. Квалификационный аттестат выдается без ограничения  срока его действия. Специфика  видов деятельности аудируемых лиц предопределила выдачу квалификационных аттестатов следующих типов:

а) в  области общего аудита;

б) в  области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

в) в  области аудита страховых организаций  и обществ взаимного страхования;

г) в  области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Порядок проведения аттестации и квалификационных экзаменов на право осуществления  аудиторской деятельности установлены  Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н.

Систему аттестации организует Минфин РФ. Аттестация проводится в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр, который ведется Минфином РФ.

В целях  осуществления государственного регулирования  аудиторской деятельности Минфин РФ заключает договоры с образовательными учреждениями, в структуре или  с участием которых созданы учебно-методические центры, о проведении аттестации путем  квалификационных экзаменов и перечисляет  им необходимые средства на организацию  мероприятий по проведению квалификационных экзаменов.

К аттестации допускаются лица:

- с  высшим экономическим и (или)  юридическим образованием, полученным  в российских образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию, либо при наличии  документа о высшем экономическом  и (или) юридическом образовании,  полученном в образовательном  учреждении иностранного государства,  и свидетельства об эквивалентности  указанного документа российскому  документу государственного образца  о высшем экономическом и (или)  юридическом образовании;

- со  стажем работы по экономической  или юридической специальности  не менее трех лет из последних  пяти на территории РФ (либо  в российских или совместных  с российскими организациях на  территории иностранных государств).

Для проведения аттестации Советом по аудиторской  деятельности при Минфине РФ по согласованию с Минфином РФ создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и комиссия по формированию и обновлению экзаменационной  базы билетов и тестов, утверждается состав указанных комиссий. Для каждого учебно-методического центра Минфин РФ формирует и утверждает индивидуальный, не повторяющийся экзаменационный комплект билетов и тестов методом выборки из базы данных.

Для проведения квалификационного экзамена Минфин РФ формирует состав экзаменационных  комиссий. В состав комиссии включаются представители Минфина РФ и (или) федеральных органов исполнительной власти, участвующих в регулировании  профессиональной деятельности организаций, которые подлежат обязательному  аудиту, и (или) Центрального банка РФ и (или) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Членами комиссии могут являться специалисты (имеющие ученые степени, звания, опыт преподавания по соответствующей специальности).

Рассмотрение  результатов квалификационных экзаменов  и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов осуществляются Минфином РФ в срок, не превышающий 45 дней со дня представления соответствующих документов.

При Совете по аудиторской деятельности создается  апелляционная комиссия, куда могут  обращаться претенденты, в отношении  которых экзаменационной комиссией  по результатам сдачи квалификационных экзаменов вынесено отрицательное  решение. Окончательное решение по апелляции на основании заключения апелляционной комиссии принимает Минфин РФ.

Квалификационный  аттестат подтверждает соответствие профессиональных навыков будущего аудитора требованиям, изложенным в нормативных актах и предъявляемым квалификационной комиссией, в целях обеспечения в дальнейшем квалифицированного проведения аудита. Все аудиторы, имеющие квалификационный аттестат, обязаны в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, определяемым Минфином РФ. Порядок повышения квалификации аудиторов определен Приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н. Один раз в три года Минфин РФ на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата делает отметку о прохождении повышения квалификации.

Статья 16 Закона об аудите определяет основания  и порядок аннулирования квалификационного  аттестата.

К основаниям аннулирования аттестата относятся:

- установление  факта его получения с использованием  подложных документов;

- вступление  в законную силу приговора  суда, предусматривающего наказание  в виде лишения права заниматься  аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

-  несоблюдение правил независимости и аудиторской тайны;

- установление  факта систематического нарушения  аудитором требований, установленных  законодательством РФ или стандартами  аудиторской деятельности;

Информация о работе Нормативное регулирование аудита