Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:24, доклад
В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал)
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Байкальский
государственный университет
по предмету «Бухгалтерский учет в кредитной организации»
на
тему:
Нормативное регулирование банковского аудита
Гр.К-07-2
Хрулева Н. В.
2011
В современных
условиях, когда налаживанию
Это особенно актуально в связи с созданием банковской системы нового типа – организацией банков в виде акционерных обществ. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций. Аудит банка регламентирован нормативно-правовыми актами.
Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение финансового положения банка.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы.
Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:
Перечисленные документы являются общими для всех существующих видов аудита (банковского, страхового, инвестиционного и общего). Наряду с такими общими документами, по каждому виду аудита действует отдельное правовое регулирование.
Первым из госструктур
занялся регламентацией аудита Центральный
банк. 6 февраля 1991 г. было утверждено «Положение
об аудиторской деятельности в банковской
системе РСФСР», согласно которому
банковский аудит должен был осуществляться
на договорной платной основе специализированными
аудиторскими предприятиями, организациями
или физическими лицами-
Основной целью банковского аудита декларировалось
«подтверждение достоверности
отчетности коммерческих
банков, представляемой
в учреждения Центрального
банка РСФСР, соответствия
бухгалтерского учета
требованиям нормативных
документов, проверка
соблюдения коммерческими
банками банковского
законодательства РСФСР,
анализ их финансово-хозяйственной
деятельности, а также
оказание консультационных
услуг». Проверка правильности начисления
и уплаты банками налогов в число приоритетов
аудиторской деятельности не входила.
Таким образом, Центральный банк даже
раньше Минфина начал заниматься методологией
и организацией аудита. Он и в настоящее
время регулирует аудиторскую деятельности
в области банковского аудита и ведет
работу по ее стандартизации.
Свой вклад в дело развития аудита внес
и Госкомитет РФ по управлению государственным
имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93
«Об организации обучения и аттестации
аудиторов для чековых инвестиционных
фондов» определяло организации, получающие
права проведения обучения, экзаменов
и выдачи сертификатов для аудиторов чековых
инвестиционных фондов, форму сертификата.
В число организаций, допущенных к проведению
обучения, входил Московский региональный
союз консультантов и аудиторов.
Вскоре и государство решило принять участие
в регулировании аудита в России. 22 декабря
1993 г. президент России Борис Ельцин подписал
указ, начинающийся словами: «Принимая
во внимание необходимость
безотлагательного
установления правовых
основ аудиторской деятельности
как независимого вневедомственного
финансового контроля...». Указом утверждались
Временные правила аудиторской деятельности
в Российской Федерации.
«Временные правила» должны были действовать
до принятия Федеральным собранием РФ
закона, регулирующего аудиторскую деятельность.
На подготовку «постоянных правил» президент
дал правительству меньше года - проект
закона об аудите нужно было разработать
к 1 октября 1994 г. Однако, как это часто
бывает в России с законопроектами (да
и не только с ними), работа затянулась;
видимо, законодателям не хватало практического
опыта в сфере аудита. Законопроект был
внесен в Госдуму только в 1999 г.
Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» был принят в июле 2001 года.
С 1 января 2009 вступил в силу (за исключением
некоторых статей) Федеральный закон от
30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности». Однако и Закон № 119-ФЗ
отменен не полностью: отдельные его статьи
действуют и до 1 января 2011 года.
Перспективы развития аудита в России
связаны с отказом от лицензирования и
переходом функций по регулированию и
контролю в сфере аудиторской деятельности
к саморегулирующим организациям (СРО)
- некоммерческим общественным профессиональным
организациям, состоящим из аудиторских
фирм и частных аудиторов.
Согласно статье 95 Федерального закона
от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»,
внутренний аудит Банка России осуществляется
службой главного аудитора Банка России,
непосредственно подчиненной Председателю
Банка России. Такая же формулировка присутствовала
и в статье 95 одноименного закона № 394-1
от 2 декабря 1990 г., отмененного со вступлением
в силу Закона № 86-ФЗ. Однако понятие и
принципы внутреннего аудита в таком стратегическом
и программном документе, как Закон о Центральном
банке, конечно, не раскрывались.
Первым предметным нормативным актом
по внутреннему аудиту в банковской сфере
России можно считать Приказ ЦБ РФ от 31
марта 1997 г. № 02-140 «О службе главного аудитора
Банка России», утверждающий «Положение
об организации внутреннего аудита в Центральном
банке Российской Федерации». Одной из
важнейших задач службы называлось «оказание
помощи руководству
Банка России в обеспечении
выполнения его функций
путем независимой оценки
информации о финансовом
состоянии Банка России
в целом и по его отдельным
учреждениям, анализа
эффективности организации
выполнения отдельных
операций и функций
Банка России, участие
в оценке достоверности
публикуемой Банком
России бухгалтерской
отчетности и другой
финансовой информации».
Служба главного аудитора непосредственно
подчинялась Председателю Банка России.
Однако назвать Центральный банк первопроходцем
в сфере банковского внутреннего аудита
было бы не совсем верно. Так, в АвтоВАЗбанке
- первом коммерческом банке Поволжья
- служба внутреннего аудита появилась
еще в 1989 году. Решение о ее создании было
принято первым президентом банка Петром
Нахмановичем после изучения опыта организации
внутреннего аудита в коммерческих банках
Германии.
В своей статье «Ноу-хау выживания» бывший
президент АвтоВАЗбанка Вера Прокопенко
пишет:
«По сути своих задач,
теоретически, ревизор-аудитор
всегда должен быть
максимально выше по
уровню своей квалификации,
чем иные руководители
банка. Но все без исключения
коммерческие банки
в момент своего становления
и первых лет работы
были лишены такого
уровня специалистов,
отсутствовало должное
понимание этого явления
и у непосредственных
руководителей банков.
Повышение квалификации,
накопление опыта аудиторов
АвтоВАЗбанка шло параллельно
с деятельностью самого
банка по принципу обучения
на собственных ошибках.
За десять лет собственной
истории банк вырастил
в содружестве с известной
международной аудиторской
компанией "Прайс
Уотерхауз" очень
неплохих специалистов
по аудиту не только
банковской деятельности.
Но достижение высшего
пилотажа в этом деле,
высшего критерия работы
аудита еще далеко впереди».
В XXI веке Банк России обратил свой взор
в сторону западных стандартов аудита.
Помимо выпуска собственных нормативных
актов он стал рассылать кредитным организациям
«для использования в работе» неофициальные
переводы документов Базельского комитета
по банковскому надзору. Таким образом
в нашу жизнь вошли следующие документы:
- «Система внутреннего контроля в
банках: основы организации» (Письмо от
10 июля 2001 года № 87-Т);
- «Совершенствование корпоративного
управления в кредитных организациях»
(Письмо без номера и даты, опубликовано
в Вестнике Банка России № 46 от 25 июля
2001 г.);
- «Внутренний аудит в банках и взаимоотношения
надзорных органов и аудиторов» и «Взаимоотношения
между органами банковского надзора и
внешними аудиторами банков» (Письмо от
13 мая 2002 г. № 59-Т);
- «Комплаенс и комплаенс-функция в
банках» (письмо от 2 ноября 2007 г. № 173-Т).
Собственное же нормотворчество регулятора
в этот период было представлено следующими
документами, касающимися внутреннего
аудита и внутреннего контроля:
В перечень не включены нормативные акты, касающиеся внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Не указаны в нем также письма ЦБ РФ, которые нормативными актами не являются.
В настоящее время банковский внутренний аудит ввиду отсутствия достаточной нормативной базы может использовать для контроля за рядом традиционных операций банка ранее действовавшие инструкции по ревизии банков.
Наличие службы
внутреннего аудита (или службы внутреннего
контроля) является обязательным условием
функционирования кредитной организации
(в отличие от рекомендаций Базельского
комитета по банковскому надзору, который
допускает проведение внутреннего аудита
в небольших банках внешним провайдером
услуг). Одним из оснований для отзыва
лицензии у коммерческого банка является
неадекватная работа подразделений, ответственных
за внутренний аудит. И все больше внимания
при проведении проверок Банк России уделяет
в последнее время деятельности этой службы.
Организации деятельности службы внутреннего
контроля посвящена глава 4 Положения
№ 242-П.
Банк России действительно уделяет много
внимания регламентации деятельности
служб внутреннего аудита и проверке их
деятельности. Разработанные им нормативные
акты последних лет явно тяготеют к западным
стандартам аудиторской деятельности,
в том числе достаточно приближены к рекомендациям
Базельского комитета по банковскому
надзору. В то же время в практической
деятельности коммерческих банков часто
присутствуют «контрольно-ревизионные»
пережитки, когда целью проверки является
выявление отдельных ошибок (концепция
тотального контроля), а не оценка общего
уровня риска и эффективности функционирования
организации (концепция контроля, ориентированного
на риск).
И нельзя сказать, что виноваты в этом
одни только банки, не сумевшие подготовить
(или переучить) персонал, достаточно квалифицированный
для осуществления риск-ориентированного
контроля. Регулятор фактически сам заставляет
внутренних аудиторов осуществлять тотальный
контроль под угрозой отзыва лицензии
за «неоднократные» нарушения законодательства
о противодействии легализации преступных
доходов или предоставление недостоверной
отчетности. Если при этом учесть состояние
законодательства о ПОД/ФТ, не нарушить
которое практически невозможно, а также
количество (и качество) форм отчетности,
составляемых банками, то придется признать,
что угроза отзыва лицензии висит дамокловым
мечом даже над самой законопослушной
кредитной организацией (за исключением,
конечно, тех, у которых лицензию не отзовут
даже при многократных нарушениях).
Нормативные документы:
Специальная
литература:
Информация о работе Нормативное регулирование банковского аудита