Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и разработка рекомендаций по совершенствованию контроля на предприятии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цели, задачи, нормативную базу и источники информации аудита материально-производственных запасов;
- планирование аудита и сбор аудиторских доказательств;
- исследовать типичные ошибки и нарушения в учете запасов

Оглавление

Введение
Глава 1. Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов
Глава 2. Планирование аудита материально-производственных запасов
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств
Глава 4. Типичные ошибки выявленные в ходе аудита материально-производственных запасов
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Аудит мой.docx

— 74.57 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов

Глава 2. Планирование аудита материально-производственных запасов

Глава 3. Сбор аудиторских доказательств

Глава 4. Типичные ошибки выявленные в ходе аудита материально-производственных запасов

Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В России, аудит – новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организации и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

           Возникла необходимость создания формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, который бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с целью улучшения учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности его коммерческой деятельности. Этой формой стал аудит – деятельность, направленная на снижение предпринимательского риска.

           В данной курсовой работе рассмотрен вопрос аудита материально-производственных запасов.

           Аудит производственных запасов – один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30 % всей информации по управлению производством. Поэтому организация контроля за движением, сохранностью и использованием запасов связана с большими трудностями.

          Все это обуславливает актуальность исследования теоретических и практических основ организации аудита материально-производственных запасов на предприятии.

          Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и разработка рекомендаций по совершенствованию контроля на предприятии.

         Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть цели, задачи, нормативную  базу и источники информации аудита материально-производственных запасов;

- планирование аудита и сбор аудиторских доказательств;

- исследовать типичные ошибки  и нарушения в учете запасов;

          Объектом курсовой работы является хозяйственная деятельность ОАО «Весна».

         Предметом же является организация аудита материально-производственных запасов на ОАО «Весна».

         Курсовая работа состоит из 35 страниц. Содержит в себе введение четыре главы, заключение, библиографический список и приложения. В ведении сформулированы актуальность, объект, предмет, цель, задачи курсовой работы.

         В заключении отражаются основные результаты курсового исследования.

 Библиографический список содержит 27 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов

 

Материально-производственные запасы, наряду с основными средствами и нематериальными активами, играют важнейшую роль в хозяйственной  деятельности каждого предприятия. С их помощью осуществляется большинство  известных на сегодняшний день производственных процессов, и они же служат первостепенной  основой для создания конечного  продукта, реализуемого организациями.

Цель  аудита материально-производственных запасов (далее МПЗ) – выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ.

Основными задачами аудита МПЗ являются:

1) проверка наличия и обеспечение сохранности материальных ценностей в местах хранения;

2) проверка правильности документального оформления движения МПЗ;

3) проверка  правильности формирования учетной стоимости МПЗ;

4) проверка  полноты и своевременности оприходования материальных ценностей;

5) проверка отпуска материальных ценностей на производственные и другие цели;

6) проверка  правильности оценки готовой  продукции и товаров отгруженных;

7) проверка  движения малоценного хозяйственного  инвентаря [12, с. 101].

Основные  источники получения информации:

- договоры  поставки;

- приходные  ордера (ф. М-4);

- накладные,  товарно-транспортные накладные;

- счет-фактуры, книги покупок;

- доверенности (ф. М-2 и М-2а);

- акты о  приемке-передаче материалов (ф.  М-7);

- лимитно-заборные карты (ф. М-8);

- требования-накладные  (ф. М-11);

- накладные  на отпуск материалов на сторону  (ф. М-15);

- карточки  учета материалов (ф. М-17);

- акт оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. М-35);

- инвентаризационные  описи ТМЦ (ф. ИНВ-3);

- сличительные  ведомости результатов инвентаризации  ТМЦ (ф. ИНВ-19);

- ведомости  учета результатов инвентаризации (ф. ИНВ-26);

- книга продаж, книга покупок;

- договоры  о полной материальной ответственности  [12, с. 103].

Поставленные задачи решаются путем  выполнения определенного набора аудиторских  процедур, которые выбираются при  планировании аудита и в ходе проверки уточняются. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 23 апреля 2004г. утверждены Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (протокол от 22.04.04 №25). Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволит получить необходимые доказательства достоверности показателей отчетности в отношении наличия и движения МПЗ. Методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита МПЗ. К каждой процедуре разработаны свои рабочие документы.

Профессиональное сообщество аудиторов  рекомендует в ходе проведения аудита МПЗ осуществить 40 процедур. Все  они разбиты на три этапа. На первом этапе выполняются процедуры подготовки и планирования аудита (9 процедур). Здесь производится оценка степени надежности внутреннего контроля. Для этого аудитор должен использовать тесты внутреннего контроля учета МПЗ и получить от работников бухгалтерии ответы на вопросы, которые позволят ему определить, какие процедуры необходимо использовать при дальнейшей проверке. На втором этапе осуществляются процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (29 процедур). И, наконец, третий этап носит заключительный характер, связанный с анализом ошибок и их влиянием на показатели отчетности (2 процедуры) [13, с. 112].

 

Перечень  нормативных документов, используемых при проверке МПЗ, включает как документы  общего регулирования бухгалтерского учета (законы, постановления Правительства, приказы Минфина РФ), так и документы учитывающие специальные и отраслевые особенности (приказы министерств и ведомств, различные положения, инструкции, рекомендации). Приступая к проверке, аудитору необходимо получить информацию о выбранных способах и методах учета по данному участку проверки. В соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в приказе об учетной политике должна содержаться информация о методологических аспектах учета МПЗ:

- порядок  учета приобретения (заготовления) МПЗ;

- методы  оценки МПЗ по их видам при  списании;

- порядок  определения учетных цен [13, с. 128].

Руководство организации-клиента зачастую недооценивает  важность сведений, заложенных в учетной  политике, хотя выбор того или иного  учетного принципа предопределяет финансовый результат. Отсюда возможны различного рода манипуляции и нарушения. Наиболее распространенными из них являются несоблюдение или непоследовательность применения выбранных способов учета. В качестве приложений к учетной  политике предприятия в составе  информации организационно-технического направления должны содержаться:

- документооборот  по материально-производственным  запасам;

- рабочий  план счетов (применяемые счета  для учета материальных ценностей);

- количество  и сроки планируемых инвентаризаций  МПЗ.

Первичные документы, которыми оформляют операции с МПЗ, зависят от видов и групп  материальных ценностей, которыми владеет  организация. Формы применяемых  первичных документов должны содержать  все необходимые реквизиты. К  таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке  и списании материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.

К организационно-правовым документам и другим материалам относятся:

- протоколы  заседаний совета директоров, решения  учредителей и других комиссий. Изучение этих документов для  аудитора особенно важно, если  при формировании или изменении  величины уставного капитала  организации в качестве вкладов  были внесены сырье, материалы,  товары, а также, если дивиденды  или доходы выплачивались материальными  ценностями;

- отчеты  аудиторов за прошлые годы;

- договоры  на поставку сырья, материалов, товаров и т.д.;

- договоры  о материальной ответственности [10, с. 196].

Достаточно информативными могут  оказаться беседы аудитора с персоналом организации обо всех изменениях в структуре руководства и  в системах бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются  в рабочих документах. Информация для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в форме №1 «Бухгалтерский баланс» - показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса с детализацией по видам (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, товары отгруженные, затраты в незавершенном производстве); в приложении к балансу, пояснительной записке – раскрывается информация о способах оценки МПЗ, последствиях изменений способов оценки, стоимости МПЗ, переданных в залог, величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

В процессе аудиторской проверки материально-производственных запасов предприятия используются следующие нормативные документы:

1. Федеральный  закон «О бухгалтерском учете»  от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

2. Налоговый  кодекс РФ (части 1 и 2).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н.

4. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» от 30 октября 1997 г. № 71а (с изм. и доп. От 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 г., 29 декабря 2000 г., 6 апреля 2001 г., 28 января 2002 г., 21 января 2003 г.).

5. Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденное  приказом Минфина РФ от 29 июля  1998 г. № 34н.

6. Положение  по ведению бухгалтерского учета  «Учетная политика организация» (ПБУ 1/2008) и др. [12, с. 105].

 

 

 

 

 

Глава 2. Планирование аудита материально-производственных запасов

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудитор должен ознакомиться в достаточной  мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора.

Информация о работе Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов