Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и разработка рекомендаций по совершенствованию контроля на предприятии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цели, задачи, нормативную базу и источники информации аудита материально-производственных запасов;
- планирование аудита и сбор аудиторских доказательств;
- исследовать типичные ошибки и нарушения в учете запасов

Оглавление

Введение
Глава 1. Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов
Глава 2. Планирование аудита материально-производственных запасов
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств
Глава 4. Типичные ошибки выявленные в ходе аудита материально-производственных запасов
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Аудит мой.docx

— 74.57 Кб (Скачать)

Процедура 3. Проверка соответствия учетной политики в части раскрытия способов ведения  бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным  актам.

Процедура 4. Анализ применяемого порядка приобретения материалов.

Аудитору  необходимо проверить, соответствует  ли установленный порядок приобретения материалов требованиям законодательства. Результаты проверки должны быть отражены в рабочем документе.

Процедура 5. Проверка наличия всех необходимых первичных документов.

Проведение аудиторских процедур по существу:

Процедура 1. Участие аудитора в инвентаризации МПЗ.

Инвентаризация  считается одним из самых надежных методов доказательств. Если величина МПЗ существенна в деятельности аудируемого лица, то отсутствие данных о результатах инвентаризации является весомым основанием для модифицирования аудиторского заключения посредством оговорки, части, привлекающей внимание, а в некоторых случаях даже отказа от выражения мнения.

Надежность  результатов инвентаризации напрямую зависит от участия в ней аудиторов. При этом на практике аудитор редко  принимает участие в процессе инвентаризации по ряду причин.

Во-первых, отношение к процессу инвентаризации для многих организаций весьма формальное, несмотря на то что именно инвентаризация во многом способствует формированию в них эффективной и надежной системы внутреннего контроля.

Во-вторых, участие аудитора в инвентаризации неизбежно приводит к увеличению срока проверки и, как следствие, к утверждению ее стоимости. Тем  не менее если аудитор участвует в процессе инвентаризации аудируемого лица, то как правило, такая процедура носит выборочный характер.

Аудитору  следует тщательно изучать инвентаризационные документы, приказы о порядке  и сроках проведения инвентаризации:

- приказы  о назначении состава инвентаризационных  комиссий;

- акты инвентаризации;

- бухгалтерские  регистры аналитического и синтетического  учета, в которых отражены результаты  проведенной инвентаризации;

- контрольные  подсчеты аудитора.

Аудитор должен обратить внимание на порядок  оформления документов по инвентаризации:

- результаты  проведения инвентаризации проверяются  по данным документов и по  фактическому отражению в бухгалтерском  учете;

- проверяется  правильность оценки результатов  инвентаризации, а также полнота  и своевременность их отражения  в учете и отчетности.

    При  необходимости для проверки могут  быть выбраны отдельные статьи  МПЗ, самостоятельно проведен  контрольный подсчет, чтобы убедиться  в правильности отражения данных  в инвентаризационных описях. Кроме  того, аудитору нужно сверить  данные проведенных подсчетов  с данными, отраженными в бухгалтерском  учете и отчетности организации.  Следует провести обратную процедуру:  выбрать по регистрам бухгалтерского  учета определенное количество  статей материальных ценностей  и при инвентаризации путем  подсчета удостовериться в том,  что они действительно существуют[12, с. 111].

Процедура 2. Проверка документального подтверждения  прав собственности на МПЗ.

Посредством анализа документов аудируемого лица (договоры, спецификации, накладные поставщиков) аудитору следует убедится, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обусловивших переход права собственности, соблюдены.

По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, необходимо получить документальное подтверждение их происхождения. Отсутствие соответствующих документов свидетельствует  о низком уровне системы внутреннего  контроля и невозможности отражения  данных операций в учете аудируемого лица.

При экспертизе договоров с поставщиками аудитор  должен обратить внимание на правильность определения момента перехода права собственности исходя из условий договоров. В случае, если организация осуществляет реализацию МПЗ, необходимо также проанализировать условия договоров с покупателям, уделив особое внимание договорам комиссии, агентским договорам и другим документам, предусматривающим участие посредников между организацией и конечным покупателем.

Процедура 3. Проверка посреднических договоров.

В ходе проверки аудитору важно проверить и проанализировать:

1. Договор  комиссии

2. Агентский  договор

3. Договор  поручения

Договор поручения регулируется гл. 49 ГК РФ (ст. 971).

По этому  договору одна сторона (поверенный) обязуется  совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические  действия. Права и обязанности  по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у  доверителя.

Договор комиссии регулируется гл. 51 ГК РФ. По этому  договору одна сторона (комиссионер) обязуется  по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или  несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке совершенной  комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент назван в сделке или вступил с  третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (ст. 990 ГК РФ).

Агентский договор регулируется гл. 52 ГК РФ (ст. 1005). По этому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке совершенной агентом с  третьим лицом от своего имени  и за счет принципала, приобретает  права и становится обязанным  агент, даже если принципал и был  назван в сделке или вступил с  третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. По сделке, совершенной агентом с третьи лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают  непосредственно у принципала [12, с. 112].

Проверка  отчетов посредников:

1. По  договору комиссии. По исполнении  поручения комиссионер обязан  представить комитенту отчет  и передать ему все полученное  по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчет,  должен сообщить о них комиссионеру в течении 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок.

2. По  агентскому договору. В ходе исполнения  агентского договора агент обязан  предоставлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты предоставляются агентом по мере исполнения им договора  либо по окончании действия договора. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течении 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок.

Процедура 4. Анализ движения МПЗ.

На основании  регистров бухгалтерского учета  выявляются периоды осуществления  хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры  отражаются в рабочих документах и используются в дальнейшем для  выявления тенденций в движении МПЗ.

Анализ  выявленных особенностей движения МПЗ  позволяет сделать предварительные  выводы о том, действительно ли имели  место операции, отраженные в бухгалтерском  учете. По результатам процедуры  могут корректироваться состав и  объем аудиторской выборки.

Процедура 5. Порядок правильности оформления первичных документов.

На этой стадии аудитор пересчитывает числовые данные в первичных документах по отдельными документам (это документы попавшие в выборку). Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе аудитора.

Аудитор также должен проверить фактическое  наличие всех необходимых  первичных  документов по учету и движению МПЗ, правильность их заполнения. Результаты ошибок или (и) несоответствий требованиям  законодательства должны быть отражены в рабочих документах аудитора. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы  управленческого учета (наличие  удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе аудитора.

Процедура 6. Проверка правильности списания отклонений расходов материалов от установленных лимитов.

Сущность  процедуры заключается в проверке правильности расчетов бухгалтера при  определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов, стоимости материалов, подлежащих списанию. Для обоснования  своего мнения аудитору необходимо проанализировать первичные документы на списание материалов (требования-накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.), отраслевые нормативы, установленные лимиты, технологические нормы расхода материалов, регистры аналитического и синтетического учета. Результаты выявленных отклонений аудитор фиксирует в своих рабочих документах. По результатам анализа оценивается степень влияния установленных нарушений на достоверность финансовой отчетности, и результат отражается в рабочем документе аудитора [12, с. 114].

Процедура 7. Проверка полноты отражения в  бухгалтерском учете выпуска  готовой продукции.

В ходе выполнения данной процедуры аудитор сопоставляет, изучает цеховые отчеты, первичные  документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные  ордера, накладные, акты приемки готовой  продукции, карточки складского учета) в целях сопоставления номенклатуры и количества выпущенной готовой  продукции по данным производственных документов и данным бухгалтерского учета по оприходованию готовой продукции. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе аудитора.

Процедура 8. Проверка правильности формирования учетных цен на МПЗ.

Процедура применяется в ходе аудита товаров  и готовой продукции, учитываемых  по отпускным ценам, для проверки правильности формирования торговой наценки, а также учетных цен на материалы  и тару. На основании представленных документов аудитор проверяет правильность формирования учетных цен в соответствии с принятой в организации методикой. Результаты аудитора основываются на изучении внутренних документов аудируемого лица:

- приказов, распоряжений, прайс-листов, прочих  документов, устанавливающих отпускные  цены на МПЗ;

- аналитической  информации о себестоимости МПЗ;

- регистров  аналитического и синтетического  учета готовой продукции.

Процедура 9. Проверка правильности определения  стоимости МПЗ, созданных в процессе деятельности организации.

Для осуществления  данной процедуры аудитор анализирует  документы, подтверждающие процесс  создания МПЗ в результате создания хозяйственной деятельности. Источниками  информации служат:

- аналитические  данные о себестоимости производства;

- акты  оприходования отходов производства и материалов, полученных в ходе ликвидации основных средств;

- информация  о рыночной стоимости материалов;

- аналитическая  информация о себестоимости готовой  продукции;

- первичные  документы по учету готовой  продукции (сдаточные накладные,  приходные ордера, накладные, акты  приемки готовой продукции, карточки  складского учета);

- регистры  аналитического учета (аналитически  ведомости, книги остатков, карточки  складского учета и т.д.);

- сводные  регистры синтетического чета (Главная  книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);

- регистры  аналитического и синтетического  учета.

По результатам  проведенного анализа аудитор должен получить все необходимые документальные подтверждения в отношении процесса создания МПЗ в результате хозяйственной  деятельности, а также проверить  и подтвердить правильность формирования стоимости указанных МПЗ. При наличии отклонений от реальной стоимости в ходе выполнения данной процедуры аудитор анализирует факты выявленных искажений на достоверность финансовой отчетности и отражает выявленные в ходе проверки нарушения в рабочем документе.

Процедура 10. Проверка полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчетности.

Данная  процедура является заключительной и, по сути, представляет собой обобщение  результатов проведенной проверки. В ходе выполнения данной процедуры  аудитор должен сформировать мнение по следующим вопросам:

- правильно  ли классифицированы МПЗ в  отчетности как сырье и материалы,  готовая продукция и товары  для перепродажи;

-соответствуют  ли данные бухгалтерского учета  по МПЗ данным бухгалтерского  баланса;

- раскрыта  ли в пояснительной записке  существенная информация об МПЗ  в отношении:

- способов  оценки МПЗ по их группам;

- последствий  изменений способов оценки МПЗ;

- о стоимости  МПЗ, переданных в залог.

Также следует  уделить внимание МПЗ, отраженным на забалансовых счетах организации. При наличии МПЗ, принятых на ответственное хранение, необходимо дать оценку организации контроля и учета по МПЗ, учитываемых на забалансовых счетах. Очень важно определить, ведется ли в организации аналитический учет ТМЦ, принятых на ответственное хранение. Имеются ли ответственные лица за сохранность МПЗ, принятых на ответственное хранение.

Информация о работе Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов