Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и разработка рекомендаций по совершенствованию контроля на предприятии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цели, задачи, нормативную базу и источники информации аудита материально-производственных запасов;
- планирование аудита и сбор аудиторских доказательств;
- исследовать типичные ошибки и нарушения в учете запасов

Оглавление

Введение
Глава 1. Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов
Глава 2. Планирование аудита материально-производственных запасов
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств
Глава 4. Типичные ошибки выявленные в ходе аудита материально-производственных запасов
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Аудит мой.docx

— 74.57 Кб (Скачать)

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля [14, с. 136].

На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с экономическими условиями функционирования предприятия, видами его деятельности. Изучение этих базовых вопросов позволяет  аудитору получить общее представление  о деятельности предприятия. Основным источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная  учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета.

Ознакомившись с содержанием  принципов и правил ведения бухгалтерского учета принятых на предприятии, аудитор может приступить к оценке организационной структуры, на которую возложена функция реализации продукции и заключение договоров с позиции ее оптимальности и способности к эффективному функционированию.

На этапе предварительного планирования необходимо оценить квалификацию сотрудников подразделений с  учетом уровня образования, практического  опыта, периодичности повышения  квалификации, стажировок. Получить необходимые  сведения аудитор может путем  изучения документации отдела по работе с персоналом и устного опроса сотрудников.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям учета основных средств и нематериальных активов и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки аудиторского риска аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об уровне риска, эффективности системы внутреннего контроля и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Аудиторский риск – это субъективно определяемая аудитором вероятность того, что отчетности экономического субъекта может содержать не выявленные ошибки и искажения после подтверждения  ее достоверности или признать, что отчетность содержит ошибки и искажения когда на самом деле их нет. Аудиторский риск оценивается как высокий, средний и низкий.

Термин  «неотъемлемый риск» означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств  на других счетах бухгалтерского учета  или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых  средств внутреннего контроля [12, с. 46].

Внутрихозяйственный риск –  вероятность появления искажений  в отдельном бухгалтерском счете, статье баланса до того, как такие  искажения будут выявлены системой внутреннего контроля. При оценке внутрихозяйственного риска в отношении отдельных счетов учета принимали во внимание то, что по участку учета прибыли есть счета, для которых характерно появление непреднамеренных искажений (68,91), но при этом отсутствуют сложные хозяйственные операции, операции, оформление которых неоднозначно трактуется законодательством, также нет редких нестандартных операций для данной организации, поэтому можно сделать вывод о том, что неотъемлемый риск средний, то есть ошибки могут быть, а может и не быть.

При оценке риска средств  контроля необходимо оценить систему  внутреннего контроля. Ее можно определить как эффективную, неэффективную  и высокоэффективную. Система внутреннего  контроля может считаться высокоэффективной, если она своевременно предупреждает  о возникновении недостоверной  информации и выявляет такую информацию.

В задачу первичной оценки риска средств контроля входит выяснение  того, что предпринимается в организации  для предотвращения, выявления и  исправления ошибок и искажений  информации. Общий итог подводится по всем разделам. Каждому ответу «Да» соответствует 1 балл, ответу «Нет» - 0 баллов. Ориентируясь на рекомендуемые параметры  оценки риска средств контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как «низкий», «средний» или «высокий» (Таблица 1).

Таблица 1- Критерии оценки риска

Оценка риска  средств контроля

Сумма баллов по итогам тестирования

Высокий

0 - 10

Средний

11 - 21

Низкий

22 - 28


 

Термин «риск необнаружения» означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

Для определения риска  необнаружения применяется следующая таблица 2:

Таблица 2 - Оценка риска необнаружения

 

 

 

 

Аудиторская организация оценивает  риск средств контроля как:

Высокий

Средний

Низкий

При этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет:

Аудиторская организация оценивает  неотъемлемый риск как

Высокий

Наинизший

Ниже   среднего

Средний

Средний

Ниже  среднего

Средний

Выше среднего

Низкий

Средний

Выше   среднего

Наивысший


 

Исходя из данных таблицы  риск не обнаружения может быть средним, а соответственно и аудиторский риск. Он будет зависеть от того, как мы спланируем проверку, поэтому для снижения аудиторского риска в плане и программе аудита необходимо предусмотреть увеличение количества процедур, увеличить время проверки и увеличить объем выборки [12, с. 48].

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. Понятие существенности устанавливает размер допустимой ошибки и форму аудиторского заключения, а также является исходным и основополагающим фактором для определения объема аудита. Ошибка считается существенной если ее пропуск или не обнаружение значительно искажает финансовые показатели и влияет на решение пользователя.

Установив допустимый уровень  существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Для построения выборки используется таблица случайных чисел, что предпочтительнее, либо выборка производится спонтанно самостоятельно (бессистемный выбор).

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита.

Таблица 3 - План проведения аудита учета материально-производственных запасов

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

1

Обследование  складского хозяйства и состояния  складских помещений;

С 16.02.11 по 28.02.11

Петров В.В

2

Изучение  организации материальной ответственности  и отчетности материально-ответственных  лиц;

С 16.02.11 по 28.02.11

Иванов А.В.

3

Анализ  количественного состава МПЗ  на отчетную дату;

С 16.02.11 по 28.02.11

Сидорчук Г.Н.

4

Проверка  документального оформления операций по движению МПЗ;

С 16.02.11 по 28.02.11

Сидоренко В.А.

5

Проверка  правильности оценки МПЗ;

С 16.02.11 по 28.02.11

Миронова Н.А.

6

Проверка  состояния и организации синтетического и аналитического учета МПЗ;

С 16.02.11 по 28.02.11

Морозова Н.В.

7

Проверка  правильности отражения операций с  МПЗ в учете и отчетности аудируемого лица.

С 16.02.11 по 28.02.11

Петренко К.Н.


 

Программа аудита представлена в Таблице 4.

Разработанные план и программа аудита материально-производственных запасов являются завершающим этапом планирования аудита. В программе аудита предусмотрено большее количество процедур с целью сокращения аудиторского риска [14, с. 142].

 

Таблица 4 –  Программа аудита материально-производственных запасов

п/п

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Период проведения

Исполнитель

Источники получения информации

1

2

3

4

5

1

Проверка определения  стоимости заготовления МПЗ, правильность включения в себестоимость заготовления дополнительных расходов, связанных  с их приобретением

16.02.11

Петров В.В.

Приказы, распоряжения

2

Проверка формирования документооборота по учету операций с МПЗ 

18.02.11

Петров В.В

График документооборота, положение о документообороте

3

Проверка правильности документального  оформления операций с товарно-материальными  ценностями

18.02.11

Сидоров В.А.

Товарные накладные, доверенности, счета-фактуры и др. первичные  документы

4

Проверка соответствия условий  хранения МПЗ

20.02.11

Миронова В.А.

Инструкция о приемке  товаров, инструкции, распоряжения

5

Проверка заключения договоров  о материальной ответственности

 

21.02.11

Митрова Н.И.

Приказы, договоры о материальной ответственности

6

Проверка организации складского учета

21.02.11

Керж В.А

Локальные документы, приказы, карточки складского учета

7

Проверка организации аналитического учета (соответствие субсчетов Плану  счетов)

22.02.11

Сидоров А.Д.

План счетов, документы  аналитического учета

8

Проверка проведения выборочных проверок остатков товаров на складах  инвентаризационными комиссиями

23.02.11

Петров К.Н.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 «Товары»

9

Проверка правильности отражения  в учете МПЗ НДС, наценок к  первоначальной отпускной цене

24.02.11

Иванов В.А.

Налоговый кодекс РФ гл.21, инструкции, декларации по НДС, книга покупок, книга  продаж

10

Проверка оформления доверенностей  на получение или выдачу МПЗ

24.02.11

Чебан К.И.

Доверенности

1

2

3

4

5

11

Проверка правильности списания материальных ценностей на затраты

25.02.11

Иванов А.Е

Акты и другие документы  на списание товаров

12

Проверка (сверка) данных аналитического и синтетического учета для МПЗ

25.02.11

.Морозова В.А.

Регистры синтетического и аналитического учета

13

Проверка организации и  проведения инвентаризации МПЗ

26.02.11

Морозова В.А.

Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике

14

Проверка документального  оформления результатов инвентаризации МПЗ

26.02.11

Короткова С.Н.

Акты инвентаризации, инвентаризационные описи, ведомости

15

Проверка отражения результатов  инвентаризации в учете и отчетности, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета 

26.02.11

Петрова В.А.

Акты инвентаризации, документы  по отражению излишков и недостач, документы по списанию на финансовые результаты

16

Проверка достоверности отражения  операций с МПЗ в учете и  отчетности

27.02.11

Иванова Д.А.

Бухгалтерский баланс, Главная  книга, оборотно-сальдовые ведомости, приложение к бух. балансу


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сбор аудиторских  доказательств

 

Процедуры проверки операций с МПЗ  включают:

1) процедуры оценки системы внутреннего  контроля;

2) процедуры оценки системы бухгалтерского  учета;

3) аудиторские процедуры по существу:

- инвентаризацию МПЗ;

- процедуры по формированию  мнения о достоверности отражения  МПЗ в учете и отчетности.

Процесс аудиторской проверки операций с МПЗ состоит из следующих  стадий:

1. Оценка степени надежности  системы внутреннего контроля  в отношении МПЗ.

2. Обследование складского хозяйства  и состояния складских помещений.

3. Изучение организации материальной  ответственности и отчетности  материально-ответственных лиц.

4. Анализ количественного состава  МПЗ на отчетную дату.

5. Определение объема выборки  для проведения инвентаризации  с участием аудитора.

6. Проверка документального оформления  операций по движению МПЗ.

7. Анализ движения МПЗ.

8. Проверка правильности оценки  МПЗ.

9. Проверка состояния и организации  синтетического и аналитического  учета МПЗ.

10. Проверка правильности отражения  операций с МПЗ в учете и  отчетности аудируемого лица.

Оценка  системы бухгалтерского учета:

Процедура 1. Проверка начальных сальдо.

Источники информации:

- бухгалтерский  баланс;

- сводные  регистры синтетического учета  (Главная книга, оборотно -сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.п.)

- регистры  аналитического учета (аналитические  ведомости, книги остатков, карточки  складского учета и т. д.).

Все документы  берутся за аудируемый предшествующий и аудируемый период.

Процедура заключается в сопоставлении  регистров бухгалтерского учета и отчетности на начало и на конец проверяемого периода, т.е. сальдо по счетам 10,11,14,15,16,40,41,42,43 корректно переносится из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформляются в рабочем документе [12, с. 110].

Процедура 2. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета  и бухгалтерской отчетности.

Аудитор составляет таблицу остатков на начало и на конец проверяемого периода по субсчетам счетов № 10,11,14,15,16,40,41,42 и 43. Сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу  сверяется с Главной книгой. Результаты сверки оформляются в рабочем  документе аудитора.

Информация о работе Цель, задачи и нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов