Нормативное регулирование аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:11, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование аудиторской деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование заключается в принятии нормативных актов, содержащих правила осуществления данного вида предпринимательской деятельности; организационное осуществляется через деятельность уполномоченных органов государственного регулирования аудита.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации………………………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………..……………..17

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 35.18 Кб (Скачать)

-  установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

- неосуществление  аудитором деятельности в течение  двух лет подряд;

- нарушение требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Обмен квалификационных аттестатов аудиторов, выданных в установленном порядке  до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», на аттестаты, предусмотренные указанным  Федеральным законом, производится Минфином РФ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства  РФ от 6 февраля 2002 г. № 80.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» аудиторская деятельность является лицензируемой. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации вправе заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии.

«Положение о лицензировании аудиторской  деятельности» утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Минфином РФ. Лицензия выдается на срок пять лет, который  по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное число  раз. Форма бланка лицензии утверждена Минфином РФ. Закон об аудите и Положение о лицензировании устанавливают совокупность лицензионных требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении аудиторской деятельности:

1) наличие у индивидуального  аудитора или у аудиторов, аудиторской  организации соответствующих профилю  аудиторской проверки типов квалификационных  аттестатов аудитора;

2) наличие в штате аудиторской  организации не менее пяти  аудиторов, имеющих квалификационные  аттестаты аудитора;

3) осуществление предпринимательской  деятельности только в виде  проведения аудита и оказания  сопутствующих аудиту услуг в  соответствии с нормативными  правовыми актами РФ, в том  числе федеральными правилами  (стандартами) аудиторской деятельности, и актами органов, регулирующих  деятельность аудируемых организаций;

4) соблюдение правил внутреннего  контроля качества аудиторских  проверок, проводимых лицензиатами, и обеспечение возможности проведения  внешних проверок качества их  деятельности с предоставлением  в установленном порядке всей  необходимой для этого документации  и информации в соответствии  с законодательством РФ;

5) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну,  кроме случаев, предусмотренных  законодательством РФ;

6) предоставление аудируемым лицам  информации об обстоятельствах,  исключающих возможность проведения  их аудиторской проверки.

Специальные требования и условия  предусмотрены для проведения банковского  аудита:

а) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдинговне менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

б) наличие у аудиторской организации  при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа  аудиторской деятельности на менее  двух лет;

в) наличие у аудиторской организации  при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган  документы, перечень которых приведен в п. 5 Положения о лицензировании. В частности, среди документов представляются копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора. Лицензирующий орган принимает  решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления  со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий.

В целях контроля за соблюдением  лицензиатами требований и условий  лицензирующий орган проводит проверки их деятельности. Основания для проведения проверки зафиксированы в Положении  о лицензировании. К ним, в частности, относятся обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом  при осуществлении им аудиторской  деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

Кроме того, к виновной аудиторской  организации или аудитору может  быть в соответствии с ГК РФ применена  санкция в виде принудительной ликвидации. Санкция может быть реализована по решению арбитражного суда, куда вправе обратиться орган, уполномоченный выдавать лицензии.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена  п. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ является преступлением, если это деяние причинило  крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено  с извлечением дохода в крупном  размере.

Правовая база аудиторской  деятельности.

Аудиторская деятельность в  Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  от  7 августа 2001г. №119-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами, которые не противоречат  данному закону, такими как:

Федеральный закон от 14 декабря 2001г. № 164-ФЗ «О внесении изменений и  дополнений в  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»»

Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ  «О государственной регистрации     юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ ( ред. от 28 марта 2002г.)  «О бухгалтерском учете»

       Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»   

Постановление Правительства  РФ от 29 марта 2002г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 8 февраля 1998г. №  14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 26 ноября 2002г.)

Гражданский кодекс РФ (ч.2) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (ред. от 26 ноября 2002г.)

Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (с измен.  от 9 июля 2002г.)

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (ред. 25 июля 2002г.)

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ

       Правила (стандарты) аудиторской деятельности:

·        правило (стандарт)  №1 .Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

·        правило (стандарт) №2. Документирование  аудита.

·        правило (стандарт) №3. Планирование  аудита.

·        правило (стандарт) №4. Существенность в аудите.

·        правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства.

·        правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

·        правило (стандарт) №7. Внутренний контроль качества аудита (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

·        правило (стандарт) №8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

·        правило (стандарт) №9. Аффилирование лица (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

·        правило (стандарт ) №10.События после отчетной даты (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)

·        правило (стандарт) №11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405) и пр. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»      

 Приказ МФ Российской  Федерации от 17 июля 2002г. №146 «Об  упразднении Центральной  аттестационно – лицензионной  аудиторской комиссии Министерства финансов РФ»    

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

Становление  рыночной экономики, передача в частную собственность средств   производства,   развитие   банковского,  страхового  дела  и инвестиционной активности привели к появлению такого совершенно нового для России вида предпринимательства, как аудиторская деятельность.  Аудит  осуществляется  в  первую  очередь  в интересах собственников с целью  защиты  их  имущественных  интересов.  Для  успешного  развития аудита нужна  соответствующая  нормативная  база, которая продолжает развиваться, выходят новые нормативно-правовые акты, которые все четче регулируют аудиторскую деятельность. 

Сейчас   при   принятии  новых  нормативных  актов,  регулирующих отношения  в  той  или  иной области хозяйственной деятельности, часто ссылаются  на  необходимость  сближения российской и мировой практики.  Однако,  учитывая  существенные  отличия  нашей экономики от экономики развитых  стран,  можно  сказать,  что  этот  процесс будет достаточно продолжительным.

Важным аспектом аудиторской   деятельности   является   ответственность  аудитора  как субъекта профессиональной деятельности, аудитор несет ответственность за составление аудиторского заключения.

Аудиторы   помимо   общегражданской   ответственности   несут   и профессиональную  ответственность.  Профессиональная ответственность - это    ответственность,    возникающая    в    связи   с   выполнением профессиональных обязанностей. Подобная ответственность характерна для профессии  врача,  адвоката,  бухгалтера,  аудитора.  Частным  случаем профессиональной  ответственности аудитора является ответственность за неквалифицированное проведение проверки.

Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что  предприятие работает устойчиво  и надежно, управляющие совместно  со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в какой степени правильно выполняется финансовая отчетность, а также насколько она соответствуют законодательству

В процессе профессиональной деятельности аудиторам приходится проводить различные арифметические и иные вычисления, выполнять анализ остатков по счетам, рассчитывать коэффициенты, составлять таблицы с различной степенью сложности итогов, выполнять другие действия, связанные с расчетами. Поэтому все больше аудитор нуждается в хорошем программном обеспечении компьютера, но этот аспект не всегда учитывается.

Также существует проблема «сезонного аудита», которая приходится на декабрь-апрель каждого  года, когда спрос на аудиторские услуги очень возрастает.  

Умелое применение методов  на практике способствует достижению максимальных результатов в выполнении аудиторами своих функций.

По  мере развития рыночной экономики и аудита в России и создания профессиональных  аудиторских  объединений  они  должны  взять на себя основную  работу  по созданию аудиторских стандартов, профессиональной подготовке   и  аттестации  специалистов,  осуществлению  контроля  за профессиональной  деятельностью  аудиторов.  Тогда,  видимо, на первое место  выйдут  интересы  экономических  субъектов,  затем  аудиторов и аудиторских фирм и уж затем государства.         

 По мере развития  финансового рынка в Российской  Федерации и его интеграции  в общемировую сферу финансовых  услуг, все больше будет возрастать  роль аудита - независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

 
 
 
 
                                

Список использованной литературы

1.      Борисов А.Н.,Об аудит. деятельности: комментарий к Федеральному закону,2005г.

2.      Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебник.-перераб. и дополнен,- М., 2005г.

3.      Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учеб.пособие. М. 2002г.

4.      Гончаров Д.В.,Заключение договора напроведение ауд. проверки//Бух. учет.1999г.

5.      Земляченко С.В., Учетная политика организации//Бух.учет.2000г.

6.      Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И.,Аудит: Учебник,М.,2005г.

 


Информация о работе Нормативное регулирование аудита