Сущность, виды и цели аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:06, лекция

Краткое описание

1. Сущность аудита и его законодательное регулирование
2. Виды и типы аудита
3. Основные принципы, регулирующие аудит
4. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

Файлы: 1 файл

лекции по ОСНОВАМ АУДИТА МАЛЬЦЕВА.doc

— 254.00 Кб (Скачать)


2

 

 

Тема 1.                               Сущность, виды и цели аудита

1.       Сущность аудита и его законодательное регулирование

2.       Виды и типы аудита

3.       Основные принципы, регулирующие аудит

4.       Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

 

1.    Сущность аудита и его законодательное регулирование

Профессии аудитора уже много сотен лет. Первое упоминание об аудиторах относится к 1299 г. (Англия). На протяжении всего Средневековья они вели активную деятельность. Появился аудит для контроля за качеством учета. В то время плохо считали,  и аудиторы  осуществляли проверку правильности учетных записей.

Среди древних египтян и римлян были люди, в обязанности которых входила проверка работы налогосборщиков. И хотя сейчас эти функции выполняют налог. органы, идея независим. контроля по-прежнему актуальна.

Развитие аудита в современном понимании происходит в 18 – 19 вв. Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал в обязательном порядке проверку счетов и отчетов компаний специалистами по б/у и фин.контролю не реже 1 раза в год. Во Франции закон об обязательном аудите был принят в 1867 г., в США – в 1937. В России попытки создать институт А предпринимались Петром 1 и в 19 в., но не увенчались успехом.

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и бух. отчетности предприятий. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бух. отчетности и соответствия порядка ведения бухучета законодательству РФ. Кроме проверок, аудиторы могут заниматься сопутствующими аудиту услугами, к которым относятся:

    Постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бух. отчетности, бух. консультирование

    Налоговое консультирование

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование

    Управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией предприятия

    Правовое консультирование, представительство по налоговым и таможен. спорам в судебных и налоговых органах

    Автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий

    Оценка стоимости имущества, предпринимательских рисков

    Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов

    Проведение маркетинговых исследований

    Проведение НИ и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов

    Обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью

    Оказание иных услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

    Заниматься иными видами деятельности аудиторам и ауд. фирмам запрещено.

Законодательное регулирование аудита  осуществляется Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-фз, иными нормативными документами, издаваемыми в соответствии с этим законом, а также правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Стандарты устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов. Стандарты подразделяются на федеральные (утверждаются Правительством РФ)  и внутренние, т.е. предназначенные для отдельных аудиторских организаций или ауд.объединений.

              Аудиторская деятельность может осуществляться юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными.

Ауд. организация – коммерческая организация, может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме ОАО. Не менее 50% кадрового состава  аудиторской организации должны составлять  граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностр. гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно быть не меньше 5 аудиторов. Аудиторская организация начинает свою деятельность после получения лицензии. Лицензии выдаются на право осуществления банковского аудита, аудита страховых организаций, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (т.е. аудита иных экономических субъектов).

Физ. лица - Аудиторы – квалифицированные специалисты, аттестованные на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника ауд. организации, или в качестве лица, привлекаемого ауд. организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве инд.предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юр.лица.

Аттестация физ. лиц на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка их квалификации, проводимая в форме экзамена. Обязательными требованиями к претендентам являются: высшее экон. или юрид. образование, наличие стажа работы по экон. или юрид. спец-ти не менее трех лет. Аттестат выдается без ограничения срока действия, но аудиторы обязаны ежегодно проходить повышение квалификации. Если лицо в течение двух лет подряд не осуществляет аудиторскую деятельность, нарушает требование о прохождении обучения для повышения квалификации, а также установлен факт его недобросовестной работы, то аттестат может быть аннулирован. Полный перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата приведен в ст.16 п.1 Закона об аудиторской деятельности: это:

1)      установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2)      вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3)      установлен факт несоблюдения статей закона об аудиторской тайне и независимости аудитора;

4)      установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований законодательства РФ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5)      установлен факт подписания аудитором аудиторской заключения без проведения аудиторской проверки;

6)      установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

7)      аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное законом.

Аудит м.б. проведен по заказу любого клиента – юр. или физ.лица. В соотв. с действующим законом «Об аудиторской деятельности», подлежат обязательной ежегодной проверке следующие группы предприятий:

1.  По организационно-правовой форме: ОАО

2.  По виду деятельности: банки и др. кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, благотворительные фонды,….

3.  По финансовым показателям деятельности: экономические субъекты при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей деятельности: выручка от реализации продукции за отчетный год > 500000 МРОТ в ср/год исчислении; ∑активов баланса на конец отчетного года >200000 МРОТ. Это относится и к гос. унитарным,  муниципальным унитарным предприятиям.

Обязательная аудиторская проверка введена, начиная с отчета за 1995г. Она должна проводиться аудиторскими организациями. Уклонение организации от проведения обязательного аудита или препятствие его проведению влекут взыскание штрафа от 500 до 1000 МРОТ.

Кроме обязательной аудиторской проверки, организации могут прибегать к услугам аудиторов по собственной инициативе – это инициативный аудит. Цель такой проверки – получение объективной информации о состоянии бухучета, налогообложения, финансово экономического положения, подготовка организации к обязательному аудиту и т.д.

2. Виды и типы аудита

Как в мировой, так и в отечественной практике, аудит подразделяют на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. Предприятия выбирают аудиторов для проверок самостоятельно.  При этом аудит не может осуществляться, если:

    Аудиторы (или должностные лица аудиторской организации) является учредителями, руководителями, бухгалтерами и иными должностными лицами проверяемого предприятия.

    Аудиторы (или должностные лица аудиторской организации) состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями, должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, ответственными за бухучет и отчетность на предприятии.

    Аудиторы или аудиторские организации оказывали в течение 3-х лет, предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухучета, а также по составлению отчетности этому предприятию.

    Ауд. фирма является участником (учредителем) проверяемого предприятия или предприятие является участником (учредителем) ауд.фирмы, а также в отношении филиалов, дочерних предприятий, представительств и организаций, имеющих общих с ауд. организацией учредителей.

Таким образом, внешний аудитор должен быть полностью независим от проверяемого предприятия.

Внутренний аудит – осуществляется специальной службой организации, непосредственно подчиненной руководству предприятия. Внутренний аудит – это фактически внутрихозяйственный контроль, но он имеет много общего с внешним аудитом, например, по методам проверки. Он способствует повышению ответственности материально ответственных лиц, предотвращению недостач и хищений, а также финансовых трудностей. Цель внутреннего аудита – постоянный контроль за эффективностью управления.

Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита.

Признак сравнения

Внутренний аудит

Внешний аудит

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности отчетности,  подтверждение соблюдения действующего законодательства

Постановка задач

Определяется собственником и/или руководством предприятия, исходя из потребностей управления

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятие и аудитор

Вид деят-ти

Исполнительская

Предпринимательская

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно исходя из правил (стандартов) аудита

Взаимоотношения сторон

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется законодательно

Оплата

По штатному расписанию

Оплата по договору

Ответственность 

Перед руководством за выполнение своих обязанностей

Перед клиентом и третьими лицами, пользующимися отчетностью (инвесторы, акционеры…)

По времени осуществления аудит делят на первоначальный (аудиторская организация впервые заключила договор с данным предприятием) и согласованный (повторяющийся, т.е. аудиторская организация повторно заключила договор с данным предприятием).

В зависимости от назначения, выделяют след. типы аудита: аудит на соответствие – проверка соблюдения норм законодательных актов, инструктивных материалов, а также процедур, предусмотренных администрацией;   аудит бух. отчетности – проверка соответствия информации учета и отчетности принятым принципам и правилам бухучета.  Налоговый аудит – проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, ценовой аудит – проверка обоснованности установления цен на заказ, особенно при бюджетных ассигнованиях на заказ. И т.д.

Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита:

оценка правильности определения налогооблагаемой базы

оценка правомерности применения налоговых льгот

расчет налоговых последствий для предприятия в случае некорректного применения норм налогового законодательства

налоговое сопровождение – текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства

экспертиза актов налоговых органов

налоговое планирование и оптимизация налогообложения

защита интересов налогоплательщика в суде

постановка налогового учета.

Аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами гос. власти. Такими органами явл-ся: Счетная палата РФ, ЦБ, Налоговая полиция, министерство по налогам и сборам и др. Реализуется гос. контроль, например, через проведение ревизионных проверок. Отличия аудита от ревизии:

Признак сравнения

Аудит

Ревизия

Цель

Выражение мнения о достоверности отчетности

Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных

Практические задачи

Помощь и консультирование клиента

Пресечение и профилактика злоупотреблений, сохранение активов

Принцип оплаты услуг

Платит клиент

Платит вышестоящий орган или гос. орган

Основа взаимоотношений

Добровольное сотрудничество на основе договоров

Принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или гос. органов

Связи

Горизонтальные, т.е. равноправие перед клиентом

Вертикальные, т.е. назначение, отчет об исполнении

Результат

Аудиторское заключение  - официальный документ, предназначенный для пользователей бух отчетности

Акт ревизии – внутренний док-т для контролирующего органа, в кот. отмечаются все выявленные недостатки, должен быть передан вышестоящим органам

Информация о работе Сущность, виды и цели аудита