Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:06, лекция
1. Сущность аудита и его законодательное регулирование
2. Виды и типы аудита
3. Основные принципы, регулирующие аудит
4. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
3. Основные принципы, регулирующие аудит
Основными принципами аудита (в соответствии со стандартом №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности») явл-ся след. этические и профессиональные нормы:
Независимость - проявляется в отсутствии к.-л. фин. или иной заинтересованности на проверяемом предприятии.
честность
объективность аудитора. Заключение аудитора должно быть непредвзятым и беспристрастным.
Профессиональная компетентность и добросовестность. Аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля за качеством их деятельности.
Конфиденциальность. Информация, полученная в ходе оказания услуг, является конфиденциальной и может быть использована только с письменного согласия клиента или по решению суда. Следует обеспечивать сохранность сведений и документов.
профессиональное поведение.
Ответственность аудитора. Аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Осуществление аудиторской деятельности без лицензии карается штрафом от 100 до 300 МРОТ. Аудиторы несут ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности отчетности, при выдаче заведомо ложного аудиторского заключения аннулируется аттестат и лицензия.
Внутренний контроль качества аудита.
В соответствии с положениями стандарта №7 «Внутренний контроль качества аудита», общими требованиями к системе внутреннего контроля качества аудита являются:
а) работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
б) работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;
г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы выполненная работа соответствовала надлежащему уровню качества;
д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;
ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.
Для соблюдения этих принципов в аудиторской организации должны быть разработаны конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита. Типовой их перечень представлен в приложении в стандарту №7.
Например, для реализации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения могут применяться следующие процедуры: составить, вести список аудируемых лиц и уведомлять работников об изменениях в нем, не реже 1 раза в 7 лет сменять руководителя и ведущих работников, осуществляющих проверку одного и того же лица; обеспечить предоставление работниками ежегодно письменных заявлений о том, что не осуществлялись операции, не соответствующие принципам аудита.
Для реализации принципа профессиональной компетентности, к примеру, следует разработать программу найма работников (где искать, какими методами привлекать), методические рекомендации по найму работников (в т.ч. сбор биографических данных), установить квалификационные требования для работников всех уровней, требования по непрерывному профессиональному образованию, предоставлять работникам информацию о новшествах и изменениях нормативных актов и др.
Конкретные процедуры по работе с существующими и потенциальными аудируемыми лицами: просмотр отчетности предприятия, получение информации о нем у третьих лиц – сотрудников банка, представителей деловых кругов, анализ контактов с предшествующими аудиторами и т.д.
Внутренний контроль качества работы в ходе аудиторской проверки обеспечивается путем проверки руководителем аудиторской группы действий аудиторов и ассистентов аудитора, которые выполняют порученную им работу.
4. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
Права аудиторов: 1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита
2) проверять в полном объеме документацию и фактическое наличие ценностей предприятия.
3) получать у должностных лиц предприятия разъяснения в устной и письменной форме по возникшим в ходе проверки вопросам,
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или выражения своего мнения о достоверности отчетности в случаях: непредставления всей необходимой документации или появления каких-либо существенных обстоятельств.
Обязанности аудиторов : 1) осуществлять проверку в соотв. с зак-вом РФ
2) обеспечивать сохранность документов и не разглашать их содержания
3) предоставлять по требованию предприятия информацию о нормативных документах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации
4) в установленный договором срок выдать ауд. заключение
Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
1. Согласование условий проведения аудита
2. Этапы аудита
3. Планирование аудита
Вопросы согласования взаимоотношений аудитора и руководства аудируемого лица регламентируются стандартом №12 «Согласование условий проведения аудита».
Взаимоотношения сторон оформляются договором оказания аудиторских услуг. Целесообразно подписать его заблаговременно и указать:
- цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- аудиторское заключение и др. документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
- в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
- требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
- цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.
Договор и письмо о проведении аудита могут составляться и при оказании сопутствующих аудиту услуг.
В случае повторяющихся на протяжении ряда лет проверок можно не составлять каждый раз новое письмо (за исключением ситуаций, когда это необходимо – кадровые изменения в высшем руководстве, значительные изменения масштабов деятельности предприятия, требования законодательства РФ).
2. Этапы аудита
В качестве основных этапов аудита можно выделить:
1. Начальная стадия аудиторской проверки – подписание письма о проведении аудита, договора оказания аудиторских услуг, общее ознакомление с деятельностью предприятия.
2. Планирование аудита – оценка систем бухучета и внутреннего контроля, составление общего плана и программы аудита, оценка уровня существенности и приемлемого аудиторского риска.
3. Выполнение аудиторских процедур с целью сбора аудиторских доказательств, достаточных для выражения мнения о достоверности отчетности.
4. Заключительная стадия аудита – составление сводного отчета по аудиту, проведение заключительного совещания, составление аудиторского заключения.
Планирование аудита осуществляется в соответствии с требованиями федерального стандарта №3 «Планирование аудита» и предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно, т.е. с оптимальными затратами, качественно и своевременно, а также, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, и были выявлены потенциальные проблемы. Планирование позволяет эффективно распределять и координировать работу между участниками проверки.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и аудиторские процедуры с работниками, членами совета директоров, членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица.
Важная часть планирования работы – получение информации о деятельности аудируемого лица с целью выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.
При первоначальном аудите процесс планирования следует расширить.
Ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита несет аудитор.
Общий план аудита – это описание предполагаемых объема и порядка проведения аудиторской проверки. Он должен быть достаточно подробным, но его форма и содержание строго не регламентируются, т.к. зависят от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору следует принимать во внимание:
1. деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
финансовое состояние, особенности аудируемого лица, требования к его отчетности, изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетную политику аудируемого лица и ее изменения;
влияние новых нормативных правовых актов в области бухучета на отражение отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
3. риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
выявление сложных областей бухучета, в т.ч. таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей.
4. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических возможностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
5. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
привлечение экспертов;
привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом.