Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Однако большого распространения химические ловушки на практике пока не получили, несмотря на широкий круг потенциально заинтересованных лиц, готовых применять упомянутые средства. Ввиду недостаточности правовой базы, регулирующей оборот химических средств безопасности, потребители часто не могут найти ответы на следующие вопросы: что представляют собой химические ловушки и каковы их разновидности; узаконено ли их производство в стране; где можно размещать такие ловушки; не нарушает ли использование таких средств права человека?

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3 
                                                        Введение

Проблема мелких хищений существует с незапамятных времён и, наверное, будет существовать довольно долго, поскольку принцип  «чужое всегда лучше» в большей или  меньшей степени присущие каждому человеку. А, учитывая современную поляризацию общества, когда благосостояние одних намного выше, чем у других, значительно увеличились клептоманические проявления. И хотя технические средства охраны, наблюдения и сигнализации располагают колоссальными возможностями, однако они не могут защитить ваш кошелёк от посягательства со стороны рядом сидящего сотрудника. Однако проблема мелкого хищения личного и общественного имущества существует, а если есть проблема, то должны быть и методы её решения. Важную роль в борьбе с преступностью играют криминалистические средства и методы. Они позволяют обнаруживать и изымать невидимые и слабовидимые следы, получать розыскную и доказательственную информацию, облегчают отыскание тайников, обеспечивают высокую степень документальности фиксации обстановки, в которой производится следственное действие, способствуют повышению производительности труда следователя. В последнее время появился ряд принципиально новых технических средств приборы для предварительного исследования вещественных доказательств при производстве следственных действий. Появились приборы для работы на месте взрыва, пожара, дорожно-транспортных происшествий, для дифференциального поиска цветных и черных металлов, для обнаружения фальшивых денег и иностранной валюты, для выявления и изъятия пылевидных частиц, оставленных обувью на ковровых изделиях, для изъятия запаховых следов. Почти полностью обновился парк приборов, основанных на использовании невидимых лучей (ультрафиолетовых, инфракрасных, рентгеновских). Стали производиться стереоустановки для фотосъемки мест происшествий и автоматизированного вычерчивания планов. На места поступает много и другой техники. Однако произошедшие изменения в технико-криминалистическом оснащении правоохранительных органов в литературе не находят должного освещения.

Важную роль в борьбе с преступностью играют криминалистические средства и методы. Они позволяют обнаруживать и изымать невидимые и слабовидимые следы, получать розыскную и доказательственную информацию, облегчают отыскание тайников, обеспечивают высокую степень документальности фиксации обстановки, в которой производится следственное действие, способствуют повышению производительности труда следователя. В последнее время появился ряд принципиально новых технических средств - приборы для предварительного исследования вещественных доказательств при производстве следственных действий.

Однако большого распространения химические ловушки  на практике пока не получили, несмотря на широкий круг потенциально заинтересованных лиц, готовых применять упомянутые средства. Ввиду недостаточности правовой базы, регулирующей оборот химических средств безопасности, потребители часто не могут найти ответы на следующие вопросы: что представляют собой химические ловушки и каковы их разновидности; узаконено ли их производство в стране; где можно размещать такие ловушки; не нарушает ли использование таких средств права человека?

 

                                1. Правовое регулирование

Криминалистические  маркеры следователи самостоятельно не применяют, но они часто с ними сталкиваются при расследовании краж из торговых точек, складских помещений, аптек, бытовок на предприятиях, служебных столов в учреждениях, а также взяточничества.

Применение  криминалистических маркеров предусмотрено  законом «О милиции» (п. 9 ст. 11), где  они именуются «специальными окрашивающими средствами».1 Eединственный на сегодняшний день нормативно-правовой документ, подробно регламентирующий вопросы, связанные с химическими ловушками, - это инструкция о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций), утвержденная Приказом МВД РФ от 11 сентября 1993 года № 423, введенной в действие 15 октября 1993 года. Вместе с тем, данная Инструкция представляет собой руководство скорее для сотрудников правоохранительных органов, нежели для потенциальных потребителей. Поэтому при трактовке ее положений необходимо учитывать, что нормами прямого действия они не являются.2

Так, Федеральный  закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2002 № 128-ФЗ в качестве деятельности, сопряженной с изготовлением химических ловушек, на осуществление которой необходима лицензия, называет лишь производство пиротехнических изделий. Указом Президента РФ от 22.02.92 № 179 (в редакции от 30 декабря 2000 года) утвержден перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Работы по изготовлению химических ловушек и услуги по их установке в данном перечне не значатся. Не запрещен их оборот и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144-ФЗ (в редакции от 30 июня 2003 года). Ответственность за «кустарное» производство и распространение химических ловушек ни Кодексом об административных правонарушениях РФ, ни Уголовным кодексом РФ прямо не предусмотрена. В Инструкции о порядке применения химических ловушек также не сказано о том, что в задачи правоохранительных органов входит выявление объектов, блокированных с нарушением установленных Инструкцией правил, и изъятие «контрафактных» ловушек.

В любом случае, при возникновении каких-либо бюрократических  сложностей на стадии возбуждения дела, связанных с «самовольной» установкой ловушек и их «несогласованным»  использованием, необходимо помнить, что уголовное дело или дело об административном правонарушении возбуждается по факту совершения противоправного действия или проступка, а не по факту срабатывания ловушки.3

Однако несоответствие ловушек  критериям качества, которые декларирует производитель или которые были заранее оговорены с заказчиком, может повлечь последствия для их производителя (распространителя) в виде ответственности, в том числе за невыполнение обязательств и нарушение прав потребителя. Ответственность указанных лиц может также наступать в случаях:

  • если ловушка сработала в неподходящий момент и в зоне распыления вещества оказался вовсе не злоумышленник;
  • если действием ловушки был причинен вред здоровью.

Проблема причинения вреда правам и интересам личности является немаловажным в вопросах использования химических ловушек. Если не брать в расчет случаи, когда посредством некачественной химической ловушки причиняется ущерб физическому состоянию человека, а рассматривать нарушения иных личных неимущественных прав, то ответ на данный вопрос заключается в способе действия красящего вещества, содержащегося в химических ловушках. В большинстве своем принцип действия прост: попадая на кожу злоумышленника, вещество не смывается в течение нескольких дней. Поэтому, если на месте совершения хищения выявлена поврежденная (сработавшая) ловушка и при этом, очевидно, что произошел выброс красящего вещества, то подозрение в совершении хищения может легко пасть на любого сотрудника, который после происшествия не вышел на работу. Практике известны случаи, когда сотрудники правоохранительных органов наведывались «задать пару вопросов» на счет произошедшей недавно в организации кражи к лицам, не вышедшим на работу якобы по причине недомогания, и заставали их со следами действия химических ловушек на лице или руках.4

  Основное назначение криминалистических маркеров - образовывать на преступнике в момент совершения им преступления трудно смываемых, хорошо заметных для окружающих следов облегчающих его розыск по горячим следам и последующее изобличение.5 Разработка и использование криминалистических маркеров превращает случайные удачи в закономерность, поскольку препараты криминалистических маркеров при попадании на тело человека и его одежду окрашивают их в яркие цвета, легко бросающиеся в глаза гражданам, что и способствует задержанию преступника. Используемые в следообразующих средствах красители достаточно стойкие. Они могут быть смыты лишь при использовании эффективных моющих средств, однако и после удаления окрашенных пятен частицы красителя надолго остаются под ногтями, в складках кожи и легко обнаруживаются в ультрафиолетовых лучах, под действием которых они люминесцируют. Что касается одежды, то попавший на нее препарат может быть полностью удален только применением химической чистки. За время, пока преступник не смоет попавший на него краситель, он встречается с сослуживцами, продавцами, работниками общественного питания и другими гражданами, которые неизбежно обращают внимание на окрашенные части тела, одежду, что значительно облегчает установление его личности. В регионах, где хорошо поставлено дело с использованием следообразующих средств, они способствуют раскрытию до 25 % различных краж. Криминалистические маркеры способствуют не только раскрытию, но и профилактике краж. Ведь об их применении становится известно большому числу лиц из числа преступного элемента.

К криминалистическим маркерам предъявляются следующие  требования:

  1. Они не должны быть опасными для жизни и здоровья человека.
  2. Конструкция криминалистических маркеров должна постоянно изменяться. При применении одних и тех же конструкций криминалистических маркеров преступники быстро научатся их распознавать и при совершении краж не будут их касаться. Использование разнотипных маркеров позволяет избежать этого.
  3. Криминалистические маркеры должны быть надежными в эксплуатации, рассчитанными на длительное использование в различных климатических зонах.
  4. Криминалистические маркеры в конструктивном отношении должны быть простыми, рассчитанными на использование подручных материалов и неквалифицированной рабочей силы по их изготовлению (курсантов милицейских школ и др.). В заводских условиях изготовляются только выбрасывающие устройства - пиропатроны, механические приспособления, базовые смеси красящих веществ. Они являются основой для любой конструкции, разрабатываемой непосредственно на местах. Это обеспечивает огромное разнообразие криминалистических маркеров, что не позволяет преступникам их распознавать при совершении преступлений.
  5. Криминалистические маркеры должны быть дешевыми. Это требование выдвигается в связи с тем, что блокируется этими средствами огромное количество объектов и если они будут дорогими, то для их изготовления потребуются значительные средства.

Практика выработала следующий порядок применения следообразующих  средств. Работники уголовного розыска определяют вид объектов, подлежащих блокировке этими средствами и их количество. В соответствии с этим совместно с работниками экспертно-криминалистических подразделений разрабатывается конструкция криминалистических маркеров, организуется их изготовление. Состав красящего вещества определяет специалист-химик на основе поставляемых базовых смесей применительно к отдельной территориальной зоне. Последнее имеет важное значение, постольку при задержании подозреваемого по обнаруженному на нем веществу можно установить район, где было совершено преступление.6

Факт установления на объекте  криминалистических маркеров оформляется  актом установленной формы, составляемым работником уголовного розыска или  участковым инспектором. В нем указывается наименование заблокированного объекта, должность и фамилия сотрудника милиции, установившего криминалистический маркер. Фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, внешний вид криминалистического маркера и используемого в нем «хищнического вещества» (без точного его наименования). Материально-ответственное лица подробно инструктируется о правилах обращения с криминалистическим маркером и предупреждается о неразглашении факта его установки. К акту приобщается в опечатанном виде пакетик с образцом красящего вещества. Список всех заблокированных данными средствами объектов хранится в дежурной части органа внутренних дел и используется для информирования следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия при получении сообщения о совершении кражи. Факт срабатывания криминалистического маркера отражается в протоколе осмотра места происшествия и об этом по рации дается срочная информация оперативным нарядам для осуществления розыска преступника по горячим следам. К протоколу приобщается образец красящего вещества, если в результате срабатывания криминалистического маркера оно частично просыпалось.

Нередко встречаются факты, когда криминалистический маркер (зачастую пассивный) преступники уносят с  собой. В таких случаях следователь  в протоколе осмотра указывает, что со слов материально-ответственного лица, участвующего в осмотре, в таком-то месте накануне кражи находился криминалистический маркер, который в момент осмотра не обнаружен. Более подробно об этом фиксируется в протоколе допроса этого лица. Акт о блокировке объекта криминалистическим маркером и приложенный к нему образец красящего вещества затребуется из органа милиции и приобщается к уголовному делу.

В случае выявления подозреваемого проводится немедленное его освидетельствование и осмотр одежды, личный обыск, обыск по месту жительства и работы. Во всех случаях используется ультрафиолетовый осветитель. При обнаружении на теле вещества, которое могло образоваться веществом криминалистического маркера, оно изымается с помощью марлевого тампона, а одежда со следами такого вещества упаковывается и направляется на физико-химическую экспертизу.

Производство  экспертизы целесообразно поручать экспертно-криминалистическому отделу местного МВД, УВД, поскольку эксперты этого отдела хорошо знают методику исследования веществ, применяемых в криминалистических маркерах. Перед экспертизой обычно ставится два вопроса: 1) каков состав вещества, которым образовано пятно на одежде или теле подозреваемого и 2) совпадает ли он с составом вещества криминалистического маркера, установленного на объекте, из которого совершена кража. Для сравнительного исследования на экспертизу вместе с одеждой (тампоном) направляется образец вещества, приложенного к акту блокировки объекта криминалистическим маркером.7

 

 

                                        2. Виды маркеров

Наверное, не существует предприятия, где не было бы проблем  внутренней безопасности — от мелких хищений до крупной утечки информации. И порой обнаружить злоумышленника оказывается довольно трудно. Справиться с этой задачей помогут химические ловушки. 

Пик популярности химических ловушек в России пришелся на 50—60-е годы ХХ века. В эпоху  тотальной борьбы со всевозможными  хищениями их размещали буквально  повсюду: в магазинах, производственных цехах, на складах. Это заставляло нечистых на руку граждан быть постоянно настороже, что, в свою очередь, привело к снижению эффективности ловушек и, как следствие, к снижению массовости их применения. Кроме того, многие сотрудники предприятий вовсе не были заинтересованы в обнаружении злоумышленника, поскольку за его «подвигами» они скрывали собственные хищения. Нередко ловушки выводились из строя самими продавцами или другими материально ответственными лицами. Сегодня, в эпоху частных предприятий, химические ловушки вновь стали обретать популярность: восстанавливается производство старых моделей, разрабатываются и создаются новые. 

Информация о работе Правовое регулирование