Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Конкурсный управляющий  отчитывается перед комитетом кредиторов или собранием кредиторов не реже одного раза в месяц. Конкурсный управляющий  назначается арбитражным судом, осуществляющим контроль за проведением  ликвидационных процедур. В связи  с изложенным и при необходимости  конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять ему  все сведения, касающиеся конкурсного  производства.

Закон о банкротстве устанавливает, что все имущество должника, имеющееся  на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства, составляет конкурсную массу. Необходимо обратить внимание на то, что из имущества должника, составляющего  конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные  права, связанные с личностью  должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление  определенных видов деятельности, а  также иное имущество, предусмотренное  Законом о банкротстве.

Конкурсный управляющий  обязан уведомить собственника изъятого из оборота имущества, при наличии  в составе имущества должника данного имущества.

В шестимесячный срок с  момента получения уведомления  от конкурсного управляющего собственник  обязан принять указанное имущество  от конкурсного управляющего и закрепить  его за другими лицами. Передача осуществляется по фактическому состоянию  без каких-либо дополнительных условий. Закон о банкротстве устанавливает, что источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

Конкурсный управляющий  после проведения инвентаризации и  оценки и имущества, как правило, с привлечением оценщика или иного  специалиста, приступает к продаже  указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом  кредиторов не установлен иной порядок  продажи имущества должника. Порядок  и сроки продажи имущества  должника должны быть одобрены собранием  кредиторов или комитетом кредиторов. Что же касается имущества должника, являющегося ограниченно оборотоспособным, то оно может быть продано только на закрытых торгах.

Конкурсный управляющий  использует в ходе конкурсного производства один (основной) счет. Остальные счета  должника конкурсный управляющий закрывает, а остатки денежных средств перечисляет  на основной счет. Закон о банкротстве  предусматривает, что имущество  должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги.

Конкурсный управляющий  производит расчеты с кредиторами. Закон о банкротстве содержит статью, посвященную очередности  удовлетворения требований кредиторов. Для всех юридических лиц правила  об очередности удовлетворения требований кредиторов установлены ст. 64 ГК. Также ст. 134 Закона о банкротстве содержит обязательную для юридических лиц - банкротов очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования, заявленные кредиторами и которые не оспариваются должником, относятся к категории установленных у подлежащих удовлетворению в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона. В отличие от старого закона новым законом определены три очередности, а в старом было пять.

Закон о банкротстве предусматривает, что вне очереди покрываются  судебные расходы, расходы, связанные  с выплатой вознаграждения арбитражным  управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, требования кредиторов, возникшие в  период после принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом и до признания  должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного  производства, если иное не предусмотрено  законом; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного  производства. В случае, если прекращение  деятельности организации должника или ее структурных подразделений  может повлечь за собой техногенные  и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также  погашаются расходы на проведение мероприятий  по недопущению возникновения указанных  последствий.

В Законе о банкротстве  предусмотрено, как было сказано  выше, три последовательно удовлетворяемых очередей. При невозможности погашения всех требований кредиторов, отнесенных к соответствующей очереди, они удовлетворяются пропорционально их размеру.

Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда (в старом законе она не предусматривалаь). Удовлетворение таких требований при ликвидации юридического лица осуществляется путем капитализации повременных платежей. Также в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций при банкротстве банков или других кредитных организаций, привлекающих средства граждан (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выплатой выходных пособий и оплатой труда лицам, работающих и работавших по трудовому договору (контракту), а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам (например, требования изобретателей, авторов произведений науки и литературы и т.п.).

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, а также требования, обеспеченные залогом имущества должника (например, требования банка, выдавшего кредит под залог части принадлежащего должнику оборудования).

Хотелось бы отметить, что  в соответствии с Законом требования кредиторов считаются погашенными, если они не были удовлетворены из-за недостаточности имущества должника.

Конкурсный управляющий  производит расчеты с кредиторами  в соответствии с реестром требований кредиторов. Согласно ст. 16 Закона о  банкротстве конкурсный управляющий  ведет указанный реестр, переданный ему соответственно временным или  внешним управляющим.Требования каждой очереди, как уже было сказано, удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов. На это также обращают внимание М. Телюкина и В. Ткачев См.: Телюкина М., Ткачев В. Рассмотрение требований кредиторов в конкурсном процессе // Юридический мир. - 2000. - № 7. - С. 7

.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди  денежные средства распределяются между  кредиторами соответствующей очереди  пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие  после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося  после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Закон признает погашенными  удовлетворенные требованиями кредиторов, а также те требования, в связи  с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим  заявлено о зачете требований, или  имеются иные основания для прекращения  обязательств. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном  допускается в случае согласования данного соглашения с собранием  кредиторов (комитетом кредиторов). Зачет требования, а также погашение  требования предоставлением отступного допускается только при условии  соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем  заключения соглашения о новации  обязательства в конкурсном производстве не допускается.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности  имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд  или такие требования признаны арбитражным  судом необоснованными. Признание  требований погашенными означает, что  они не могут быть больше предъявлены.

Вместе с тем Закон  предусматривает случай, где это  правило не действует. Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в  полном объеме в ходе конкурсного  производства, имеют право требовать  обращения взыскания на имущество  должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества  или по заявлению третьего лица суд  вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей  суммы без обращения взыскания  на имущество должника.

Конкурсный управляющий  отмечает в реестре требований кредиторов сведения о погашенных требованиях. При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих  требований, которое предлагалось к  продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при  отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о  правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном  имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 статьи 148 имущество на баланс и  несут все расходы на его содержание.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий  представляет в арбитражный суд  отчет о результатах проведения конкурсного производства. Из анализа  ст. ст. 132, 148 и др. следует, что конкурсный управляющий может помимо документов, предусмотренных ст. 147 Закона о банкротстве, приложить к отчету и другие документы, свидетельствующие, например, что имущество  должника, изъятое из оборота, передано конкурсным управляющим уполномоченным органам.

Конкурсное производство завершается после продажи имущества  должника, окончания расчетов с кредиторами  и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний  по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение  о завершении конкурсного производства.

Одной из обязанностей конкурсного  управляющего является представление  определения о завершении конкурсного  производства в пятидневный срок (по старому закону - в десятидневный срок) в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника. Должник считается ликвидированным с момента внесения указанной выше записи в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, с этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются и конкурсное производство считается завершенным.

Рассмотрим судебную практику, с которой сталкиваются органы федерального казначейства Самарской области  в своей работе: Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2000г. № А55-6154/32000-35 ООО "Инвест -Ценаприс" г. Тольятти по заявлению должника (в соответствии со статьей 174 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98г. №6-ФЗ), принимая во внимание, что стоимость имущества должника, в отношение которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ООО "Инвест - Ценаприс" г. Тольятти подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном указанном законом, по упрощенной процедуре банкротства. Руководствуясь статьями 95, 127 АПК, статьями 97-98, 174-176 вышеуказанного закона ООО "Инвест -Ценаприс" г. Тольятти признано банкротом и открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, применив упрощенную процедуру банкротства. См.: Архив Арбитражного Суда Самарской области. - 2000. - Дело № А 55 - 6154/00 - 35

По результатам  проверки целевого использования средств  федерального бюджета, выделенных на выплату  льгот и компенсаций участникам ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк" в ООО "Инвест - Ценаприс" г. Тольятти, проведенной отделением федерального казначейства по Комсомольскому району г. Тольятти (акт от 09.02.99г.), установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 234,35 руб. и начислены штрафные санкции в сумме 131,365 руб. В адрес конкурсного управляющего управлением федерального казначейства МФ РФ по Самарской области направлено требование кредитора от 23.08.2000г. Требование рассмотрено, признано подтвержденным и в полном объеме внесено в реестр кредиторов для удовлетворения в пятую очередь, согласно статей 106-111 ФЗ РФ "О несостоятельности(банкротстве) от 08.01.98г. № 6- ФЗ. ООО "Инвест - Ценаприс" г. Тольятти представлено извещение в управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области о проведении первого собрания кредиторов, которое состоялось 25.12.2000г.с рассмотрением вопроса о продлении срока конкурсного производства.

Определением  Арбитражного суда Самарской области  от 26.01.01г. № А55-6154/00-35, руководствуясь статьей 97 ФЗ РФ "О несостоятельности(банкротстве) от 08.01.98г. № 6 - ФЗ, принимая во внимание, что конкурсному управляющему необходимо дополнительное время для проведения мероприятий в рамках конкурсного  производства, срок конкурсного производства продлен до 28.06.01г.

Таким образом, проанализировав  процедуру банкротства - конкурсное производство в соответствии с новым законом о банкротстве, мы выявили противоречия между ГК, Законом о банкротстве, АПК. С одной стороны, закон о несостоятельности (банкротстве) принят последним и является более поздним законом, с другой стороны ст. 3 ГК говорит о том, что любая гражданская правовая норма, которая содержится в любом другом, кроме ГК, федеральном законе, независимо от даты его издания, должна соответствовать ГК. Были уже такие факты, когда суды отказывались применять нормы новых федеральных законов, изданные после ГК, именно исходя из ст. 3 ГК. Кроме того, есть еще такой момент: ст. 64 ГК универсальная и применяется ко всем случаям ликвидации юридических лиц, в том числе и в порядке банкротства. Указанная статья устанавливает очередность для всех случаев ликвидации: для принудительной ликвидации по решению суда, для добровольной ликвидации юридических лиц, для банкротства. Не может быть двух разных подходов к определению очередности - один для банкротства, а другой для всех остальных случаев ликвидации юридических лиц.

Спрашивается, можно ли использовать очередность, которая устанавливается  законом о банкротстве, для других случаев ликвидации юридических  лиц? Это на тот случай, если возникнет  все-таки необходимость внесения изменений  в ГК в целях введениятрех очередей кредиторов, ведь смешение с другими конкурсными кредиторами уполномоченных органов с требованиями по обязательным платежам, объясняется разработчиками одним очень нехитрым аргументом - это некая компенсация. Кому? Наверное, коммерческим кредиторам, за то, что государство получило право наравне с ними голосовать на собраниях кредиторов. Но при ликвидации юридических лиц нет никаких собраний кредиторов и никакой компенсации там не нужно. Так что создается большая правовая проблема.

Серьезные изменения вносит новый закон в другую «мирную» процедуру процесса о банкротстве - в процесс заключения мирового соглашения.

§ 5. Мировое соглашение

Разрешая вопросы заключения и утверждения мирового соглашения, прежде всего следует дать ответ  на вопрос: что такое мировое соглашение, в чем его смысл. Согласно статьи 2 закона мировое соглашение - это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)