Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа
В своей курсовой работе я бы хотел разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки.
Введение
Глава 1. Понятие правового регулирования
Глава 2. Предмет правового регулирования
Глава 3. Способы правового регулирования
Глава 4. Пределы правового регулирования
Глава 5. Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования
Структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа по Теории государства и права на тему: Механизм правового регулирования
(работу прислал: BADFOR (Алексей) badfor@mail.ru )
Введение
Глава 1. Понятие правового регулирования
Глава 2. Предмет правового регулирования
Глава 3. Способы правового регулирования
Глава 4. Пределы правового регулирования
Глава 5. Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового
Структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В своей курсовой
работе я бы хотел разобраться
и показать, что такое механизм
правового регулирования, из
Глава 1. Понятие правового регулирования
Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений.
Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.
Правовое регулирование
осуществляется с определенными
и вполне конкретными юридическими
и социальными целями. Общие юридические
цели правового регулирования
Согласно конституции
Российской Федерации общие юридические
и социальные цели правового регулирования
в Российской Федерации выражаются,
прежде всего, в утверждении прав
и свобод человека, гражданского мира
и согласия, сохранении исторически
сложившегося государственного единства,
возрождении суверенной государственности
России, утверждении незыблемости её
демократической основы. Конечным итогом
деятельности по достижению этих целей
видится обеспечение
Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики и иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
На стадии правотворчества
приоритет принадлежит, безусловно,
правосознанию которое
1.
Критически оценивает
2.
Выявляет малоэффективные,
3.
Обосновывает пути и способы
дальнейшего совершенствования
действующих норм права и
Как индивидуальное, так и
общественное правосознание находятся
в постоянном развитии, совершенствовании,
обладают способностью быстро выявлять,
отражать новые, перспективные явления
и тенденции в развитии общества,
требующие дальнейшего
Критический подход правосознания
не сводится только к негативным оценкам.
Он также несет в себе конструктивное,
позитивное начало - граждане предпринимают
попытки улучшить, усовершенствовать
действующие нормы, ведут активный
поиск путей дальнейшего
Созданием системы совершенных,
эффективно действующих норм права
правовое регулирование не завершается,
а вступает в новую стадию –
стадию реализации этих норм в конкретных
правоотношениях. Социальные и юридические
цели, поставленные правотворческим
органом при принятии соответствующего
нормативно-правового акта, не могут
быть реализованы иначе, как воплотившись
в конкретных правоотношениях. А
это означает, что граждане и иные
лица, наделенные правами, активно их
используют для удовлетворения своих
интересов и потребностей. Обязанные
участники правоотношений добросовестно
исполняют возложенные на них
обязанности. Одновременно никто не
совершает действий, запрещенных
правом. В результате в обществе
складываются порядки, которые представляются
государству и его
На стадии реализации права во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.
После того как нормы права
приняты правотворческим
Приобретение нового знания
о праве сопровождается формированием
у субъекта положительных, либо отрицательных
оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс
усвоения познающим субъектом норм
права завершается
В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:
1. На стадию возникновения
прав и обязанностей в
2. Вторая стадия реализации
прав и обязанностей
С противоправными поступками
государство мириться не может и
вынуждено применять к
Процесс применения юридической
ответственности к
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия[1], которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
Механизм правового
Следовательно, механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права[2].
Итак, цель механизма правового регулирования – это обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. Механизм правового регулирования – специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.
Механизм правового