Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:40, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….5
Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура………...9
Глава 3. Эффективность правового регулирования…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованных источников и литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 семестр.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


15

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

факультета заочного обучения

и повышения квалификации

Ястремская В.И.

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток, 2011

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….5

 

Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура………...9

 

Глава 3. Эффективность правового регулирования…………………………..12

 

Заключение……………………………………………………………………...15

 

Список использованных источников и литературы…………………………



15

 

Введение

 

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп). Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечивания и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически  правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других. Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и «упорядочивает» общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым  и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.

 



15

 

Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, виды

 

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения.  Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, свойственно только праву, а во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования.

Правовое регулирование представляет собой процесс, протекающий во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования:

1.      Стадия регламентации общественных отношений – на этой стадии устанавливаются нормы права, которые содержат в себе модели отношений между различными социальными субъектами, требования законодателя к необходимому или желательному поведению субъектов;

2.      Стадия действия права – на этой стадии у участников регулируемых отношений возникают субъективные права и юридические обязанности, т.е. общие предписания правовых норм конкретизируется применительно к отдельным лицам;

3.      Стадия реализации прав и обязанностей – на этой стадии общие предписания правовых норм, конкретизированные в правах и обязанностях отдельных лиц, воплощаются в их поведении. Реализация прав и обязанностей – это результат, на который изначально направлено правовое регулирование.

В качестве факультативной стадии правового регулирования выступает применение права, т.к. для реализации норм права в фактическом поведении необходимо издание актов применения права. Эта деятельность может осуществляться между первой и второй  или второй и третьей стадиями.[1]

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Однако правовому регулированию подвергается далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека.

Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т.д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Например, с помощью норм права нельзя запретить человеку дышать, пить, есть, спать и т.д.

В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрет.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет – обязанность не совершать какие-либо действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом. Нормы права или предоставляют субъекту в тех или иных ситуациях юридическую возможность (субъектное право) совершения каких-либо действий, или возлагают на субъекта активную или пассивную обязанность (запрет).

Типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования -  дозволения, обязывания или запрета.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение. Он обычно формируется так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершение различных видов сделок, однако совершение некоторых видов сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков).

Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается. Например, запрещена регистрация брака лиц, не достигших совершеннолетия, хотя в отдельных случаях органами местной администрации такое разрешение может быть дано. Этот тип регулировании неприменим к деятельности государственных органов, иначе каждый раз им бы пришлось испрашивать у вышестоящего органа разрешение на совершение тех или иных действий, а это мешало бы любой их инициативе.

Дозволительно-обязывающий тип регулирования основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам. Действует принцип: дозволено только то, что предписано законом.[2]

Вицы правового регулирования различают по «объему» общественных отношений, на которые оно распространяется, – это нормативное (общее) и индивидуальное регулирование.

Нормативное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи нормативно-правовых актов, которые рассчитаны на многоразовое применение при наличии предусмотренных ими обстоятельств. Т.е. объем общественных отношений, на которые распространяется нормативное правовое регулирование, является количественно неопределенным.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи актов применения норм права, т.е. индивидуальных решений, рассчитанных на одну конкретную жизненную ситуацию, одно лицо. Например, приказ ректора университета о назначении повышенной стипендии студенту.

              Нормативное и индивидуальное регулирование взаимосвязаны:

1.                 нормативное регулирование призвано обеспечить единый порядок и стабильность регулирования;

2.                 индивидуальное регулирование призвано обеспечить учёт конкретной обстановки, своеобразие определенной юридической ситуации.[3]

 

 


Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура

 

Под механизмом правового регулирования понимается взятая в единстве совокупность правовых средств (норм права, правоотношений и правоприменительных актов), при помощи которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.

Правовые средства регулирования – это такие правовые явления, которые рассматриваются в качестве инструмента для достижения реального результата в правовом регулировании.

В.Н. Храпанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.[4]

Элементами механизма правового регулирования являются все правовые средства. Основными элементами МПР являются:

1.      Нормы права

2.      правоотношения

3.      акты реализации прав и обязанностей

Нормы права – это общеобязательные, формально-определенные, установленные или санкционированные государством правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности и поддерживаемые силой государственного принуждения.

Их воздействие на общественные отношения состоит в определении круга субъектов, на которых распространяется их действие; формулировании обстоятельств, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями; раскрытие содержания самого правила поведения; установлении меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.

Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней заложена модель нужного поведения. Нормы права соответствуют первой стадии правового регулирования – стадии регламентации правовых отношений.

В зависимости от характера норм складываются различные правовые отношения. Они бывают регулярными и охранительными. Охранительные правовые отношения возникают после правовых нарушений – проступков или преступлений – и призваны защищать определенные социальные ценности общества. В их существовании заинтересовано все общество, так как они направлены на широкое развитие юридически значимого правомерного поведения физических и юридических лиц.[5]

Правоотношение – это юридическая связь между субъектами, наделенными субъективными правами и юридическими обязанностями, возникающая на основе норм права и поддерживаемые силой государственного принуждения.

Правоотношение соответствует второй стадии правового регулирования – стадии действия права.

Акты реализации прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъектных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.

Здесь действие МПР заканчивается, т.к. обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя. Актам реализации прав и обязанностей соответствует третья стадия – стадия реализации прав и обязанностей.[6]

Результатом действия механизма правового регулирования выступают законность и порядок.

Уровень механизма правового регулирования зависит не только от состояния законодательства. Важно и реализовывать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права. Режим законности требует соблюдения и исполнения правовых норм всеми точно и беспрекословно,  в случае их нарушения виновные привлекаются к юридической ответственности.

Таким образом, под механизмом правового регулирования понимается взятая в единстве совокупность правовых средств (норм права, правоотношений и правоприменительных  актов), при помощи которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.[7]

Информация о работе Правовое регулирование