Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:40, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я бы хотела разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….5
Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура………...9
Глава 3. Эффективность правового регулирования…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованных источников и литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 семестр.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

В механизме правового регулирования С.С. Алексеев выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования.  В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

1.                       метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов сторон  в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера:

2.                       метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях.[8]

Итак, главным ориентиром для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования  являются интересы человека. МПР прежде всего должен быть социально ценным по своему характеру, создавать режим благоприятствования осуществлению законных интересов личности.

 

 


Глава 3. Эффективность правового регулирования

 

А.И. Бобылев под эффективностью правового регулирования понимает соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Государство проявляет прямую заинтересованность в том, чтобы его законы полно и правильно отражали общественные потребности, были бы достаточно эффективны. Об эффективности правовых норм свидетельствуют результаты общественной практики, т.е. когда их реализация дает положительные результаты, способствует достижению поставленной цели. Эффективность правовых норм проявляется на всех стадиях правового регулирования: на стадии регулирования общественных отношений, действия норм и возникновения их на основе конкретных правоотношений, при реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Эффективный закон разумно определяет цели и средства для их достижения.

Таким образом, для повышения эффективности правового регулирования необходимо совершенствование правотворчества, правоприменения и повышения уровня правовой культуры.[9]

Нормы права издаются постольку, поскольку возможны разные варианты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого образа поведения. Правовые стимулы являются формами правового побуждения к правомерному поведению, а правовые ограничения являются формами сдерживания противоправного деяния.

Цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в обществе складывались отношения, ситуации, запрограммированные в нормах права, чтобы в результате действия норм социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, и в итоге возникали бы определенные социально-полезные результаты в самых различных сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т.д.

Эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Можно различать цели непосредственные (поведенческие) и опосредованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой эффективностью. Опосредованные же цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической.

Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспективными. Например, ближайшей целью законов и нормативных актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных форм собственности. А перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики.

Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реализуются цели ближайшие и тем более перспективные в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение производительности труда, повышение зарплаты и т.д.), политические (развитие демократии, формирование правового государства, расширение прав и свобод граждан), праксеологические (совершенствование структуры каких-либо органов, повышения уровня их профессионализма, эффективности и т.д.)

Цели правового регулирования могут быть не только позитивными, направленными на изменения, связанные с возникновением, формированием отдельной ситуации, общественных процессов, но и связанными с ликвидацией, вытеснением явлений, нежелательных для общества (снижение уровня правонарушений, ликвидация отдельных их видов, нарушений прав и свобод граждан и т.п.)

Заметим, что применительно к разным видам эффективности права используются и различные виды их оценок и исследования. Для эффективности правового регулирования недостаточно только самих правовых средств. Это вытекает хотя бы из того, что право формируется и функционирует во взаимосвязи с разными социальными факторами и действует в определенной социальной среде.[10]

 


Заключение

Таким образом, правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.

От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, метод централизованного, императивного регулирования.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования. Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание); второй способ - обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги); третий способ - запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать: применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение); предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения; стимулирующее воздействие норм права.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

С точки зрения структуры механизм правового регулирования - это сложная система, имеющая свои элементы. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Целью осуществления правового регулирования является правопорядок. Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом условий (гарантий).

Под такими гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.

Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

 

 

 



[1] Гайвоворонская Я.В., Самусенко Т.М. Теория государства и права: Учебник. Владивосток: ДВГУ, 2001. 118-119 с.

[2] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001. 342-345 с.

[3] Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков: Консум, 2000. С. 704

[4] Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995, 341-342 с.

[5] Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. №5 С. 108

[6] Гайвоворонская Я.В., Самусенко Т.М. Теория государства и права: Учебник. Владивосток: ДВГУ, 2001.

С. 119

[7] Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. №5 С. 106

[8] Алексеев С.С. Теория государства и права. М: Норма, 1998. С. 157

[9] Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. №5, 108-109 с.

 

[10] Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995, 351-352 с.


Информация о работе Правовое регулирование