Уголовно-правовое регулирование несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ законодательной базы института банкротства.
Данная работа включает в себя решение поставленных задач:
• Изучить законодательную базу института несостоятельности
• Определить сущность, основные понятия и признаки несостоятельности
• Рассмотреть уголовно-правовой анализ неправомерных действий при банкротстве
• Выявить уголовно-правовые аспекты преднамеренного и фиктивного банкротства

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Законодательство о банкротстве 5
1.2.Несостоятельность: сущность, основные понятия и признаки 11
2.УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА
2.1Уголовно-правовой анализ неправомерных действий при банкротстве 15
2.2Преднамеренное и фиктивное банкротство 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Уголовно-правовое регулирование несостоятельности.doc

— 150.00 Кб (Скачать)


25

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Законодательство о банкротстве

1.2.Несостоятельность: сущность, основные понятия и  признаки

2.УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА

2.1Уголовно-правовой анализ неправомерных действий при банкротстве

2.2Преднамеренное и фиктивное банкротство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Банкротство - неотъемлемый элемент деятельности любой организации в любом государстве. Необходимость существования института банкротства обуславливается законами рынка. Когда участники рынка по тем или иным причинам не исполняют свои денежные  или имущественные обязательства, они создают проблемы не только себе, но и своим партнерам и контрагентам.

Институт банкротства – комплекс гарантий для хозяйствующих субъектов, это важный инструмент активизации экономической деятельности неплатежеспособных организаций, повышения производительности труда, решения социальных вопросов. Легальный институт банкротства гарантирует нормальные условия рыночного оборота, способствует разрешению кризисов, поддерживает экономику страны в целом. Однако для нормального функционирования рынка одной только законодательной основы для легального института банкротства мало, ведь существует и совершенствуется с каждым разом такой «искусственный» процесс как фиктивное банкротство. Причин его может быть множество, например, его можно использовать как способ уклонения от долгов. Также, развитию легального института банкротства препятствует противоречия в судебной практике и  законодательстве.

Актуальность темы заключается в том, что банкротство, являясь единственным легальным способом ликвидации предприятия, не способного выплатить свои долги, влечет за собой необходимость регулирования правомерности этой процедуры: проверка законности причин и целей, механизмов и процедур банкротства.

Целью исследования  является анализ законодательной базы института банкротства.

Данная работа включает в себя решение поставленных задач:

      Изучить законодательную базу института несостоятельности

      Определить сущность, основные понятия и признаки несостоятельности

      Рассмотреть уголовно-правовой анализ неправомерных действий при банкротстве

      Выявить уголовно-правовые аспекты преднамеренного и фиктивного банкротства

Наиболее полную информацию о процедуре банкротства можно получить из известных всем источников, таких как Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, Гражданский кодекс (Часть 1), Федеральные законы, Постановления Правительства, Нормативные акты и  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Юридические аспекты банкротства предприятия

1.1Законодательство о банкротстве

 

 

              Уже на Руси существовали нормы, регулирующие несостоятельность должника, они находили свое отражение в Русской Правде XI века, в статьях 68 и 69 Карамзинского списка, который содержал правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризацию задолженности в случае невиновного банкротства. Также, в Русской Правде содержались основы очередности удовлетворения требований.

В 1729 году в вексельном уставе было сформулировано понятие несостоятельности: «Когда приниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет — то протестовать».  Как мы видим из определения, появляются четкие признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытки должника скрыться от кредитора. В петровскую эпоху дела о банкротстве рассматривала коммерц-коллегия при участии Сената.

              Со временем росло число банкротов, и появилась необходимость создания единого документа, содержащего в себе все аспекты банкротства. Такой документ был принят 15 декабря 1740 года и назывался он «Банкротский устав». Однако на практике данный документ игнорировался, вследствие чего были разработаны новые проекты банкротских уставов. Так как ни один из проектов не прижился, Сенат издал указ, предписывающий «всякие недоразумения в делах о несостоятельности решать по большинству голосов кредиторов, определяемому большей суммой требований», что упростило порядок банкротства, но привело к увеличению спорных практических вопросов.

              19 декабря 1800 года был принят «Устав о банкротах», который, по сути, ввел раздельное регулирование двух видов банкротства: связанного с ведением предпринимательской деятельности и не связанное с ведением предпринимательской деятельностью.

Банкротом по Уставу признавался тот, «кто не может сполна заплатить своих долгов».  Устав содержал основания несостоятельности:

1)     собственное признание в суде или вне суда

2)     уклонения должника от явки в суд по предъявленному к нему иску

3)     фактическая неспособность исполнения решения суда о взыскании задолженности в месячный срок

Устав разделил уголовное преследование должника от гражданско-правовых мер взыскания долга.  Также, Устав предусматривал возможность реструктуризации задолженности, заключение мирового соглашения и предоставленный должнику срок для восстановления платежеспособности. В зависимости от причин возникновения банкротства законодатель определял разные меры воздействия. О несостоятельности должника сообщалось в газетах и объявлениях. Все имущество должника, кроме вещей первой необходимости, включалось в конкурс и опечатывалось кредиторами. Если отсутствовали поручители у должника, то его арестовывали.

Суд контролировал проверку имущества должника, обосновывал заявленные требования кредитором, затем удовлетворялись требования кредиторов в установленном порядке:

 церковные долги

 долги за службу и работу приказчикам и рабочим

 остальные долги

              23 июня 1832 года был принят «Устав о торговой несостоятельности». Данный документ регулировал несостоятельность только купеческого мещанского сословия. По сути, он заменил лишь первую часть Устава о банкротах 1800. В целом, процедура осталась неизменной, уточнились лишь процессуальные вопросы. Должник признавался банкротом, если он не мог выплатить установленную сумму – 1500 рублей. Должник мог содержаться под стражей до 2х лет, затем мог лишиться права заниматься торговой деятельностью. Долги взыскались в течение всей последующей жизни должника. Если банкротство носило умышленный характер, то в отношении должника возбуждалось уголовное дело.  К должнику применялось или административное управление или конкурсное управление.

С принятием Устава о торговой несостоятельности началась работа по его усовершенствованию принятие ряда нормативных актов.

              В начале XX века была отменена частная собственность, и актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. В период НЭПа институт был возрожден, и в 1922 году в Гражданский кодекс было введено понятие несостоятельности, но в 1928 году данное понятие вновь утратило свою силу.

С переходом к рыночной экономике институт банкротства снова был введен в действие. 14 июня 1992 года был издан указ Президента №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур». 19 ноября 1992 года был принят полноценный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Этот закон был направлен на сохранение должника, но это не помогло выходу экономики из кризиса. В законе отсутствовали механизмы защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга  до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. 20 сентября 1993 года было создано Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению.

              В 1998 года был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в основе закона лежал принцип неплатежеспособности. Этот закон способствовал росту коррупции в судах и стал препятствием для капитализации экономики.

На современном этапе банкротство относится к сфере регулирования гражданского законодательства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации непосредственно не содержит норм, которые регулировали бы отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в основу Закона о банкротстве. Например, защита прав собственности и равенство всех перед законом и судом.

Гражданский кодекс основной  правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством (Главы 3 и 4). Статьи 25 и 65 ГК РФ регулируют отношения, связанные с банкротством индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).

              Закон о несостоятельности (банкротстве) основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное  нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства). Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, действующий на данный момент времени.

Этот закон реформировался по шести направлениям:

1. защита прав добросовестных собственников;

2. оптимизация прав и способы защиты кредиторов;

3. защита добросовестных участников процедуры банкротства от недобросовестных действий третьих лиц;

4. совершенствование государственного регулирования процедуры банкротства;

5. изменение процедуры регулирования деятельности арбитражных управляющих;

6. особенности банкротства для отдельных категорий предприятий.

Существуют подзаконные нормативные правовые акты, в частности постановления Правительства РФ и его исполнительных подразделений.

Отдельные элементы банкротства рассматриваются в различных отраслях законодательства: уголовное законодательство (ст. 195-197 УК РФ), законодательство об административных правонарушениях (ст. 14.12 и 14.13 КоАП РФ), трудовое законодательство (ст. 278 ТК РФ), законодательство о налогах и сборах (ст. 23 и 64 НК РФ).

              Действие настоящего Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.  К указанным юридическим лицам, прежде всего, относятся коммерческие организации, перечень организационно-правовых форм которых дан в главе  4 ГК РФ: хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные общества (ООО, ОДО, АО), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Из коммерческих организаций исключение сделано для казенных предприятий, то есть государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Собственник их имущества несет субсидиарную ответственность, и защита интересов кредиторов путем применения процедур банкротства не требуется.

Существуют различные проблемы применения законодательства о банкротстве. Как показывает практика, процедура банкротства может использоваться для активного передела собственности и захвата управления на предприятии. Например, для этого может использоваться следующая схема: кредитор, владеющий любым, даже незначительным, долгом, подает в суд иск о банкротстве предприятия,  выигрывает дело в суде и назначает своего арбитражного управляющего, что позволяет установить контроль над должником.  Это возможно и тогда, когда инициатор захвата не является кредитором: можно долги предприятия скупить или создать искусственную задолженность. «Карманный» управляющий получает доступ к реестру кредиторов и переводит финансовые потоки на своего кредитора, что влечет к многократному увеличению долго, на покрытие которого могут уйти все активы предприятия.

В такой схеме важно на первом собрании кредиторов обеспечить большинство голосов.

Арбитражный управляющий может:

 продать наиболее ценные активы должника заинтересованному лицу по заниженной цене;

 продать заинтересованному лицу весь имущественный комплекс должника по частям под видом независимой продажи отдельных его составляющих.

В данной ситуации трудно доказать сговор арбитражного управляющего  и заинтересованного лица, чтобы признать сделку недействительной.

Информация о работе Уголовно-правовое регулирование несостоятельности