Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».

Оглавление

Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности.docx

— 259.43 Кб (Скачать)

 

Данные  анализа показывают, что самыми потребляемыми  товарами являются продуктовые. Их доля за 2011 г. представлена на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Доля товаров в товарообороте

 

Анализ издержек обращения будет  произведен  по данным бухгалтерской  и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и сводных  документов. Исходная информация об издержках  обращения по торговому предприятию  ООО «Хилокагросервис» представлена в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 - Анализ издержек обращения ООО «Хилокагросервис»

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение

(-), (+)

Темп роста, (%)

Товарооборот, тыс. руб.

25340

34312

8537

252,1

∑ издержек обращения

4831

9188

4357

190,1

Уровень издержек обращения (%)

19,06

26,7

7,64

140,1

Затратоотдача

5,2

3,7

-1,5

71,1

Затратоемкость

0,19

0,26

   

∑ валового дохода

12519

12486

-33

99,7

Удельный вес издержек обращения  в валовом доходе

38,6

73,6

35

190,6


 

По таблице 2.10 видно, что издержки обращения увеличились, как и увеличился товарооборот, что говорит о его перевыполнении на 8537 тыс. руб. Но повышение издержек обращения говорит об отрицательном моменте деятельности предприятия.

Так же на предприятии уменьшилась  затратоотдача, что говорит отрицательной  тенденции на предприятии. Уменьшения произошло за счет понижения цен  на товары, на которые проходит срок годности из группы продуктов питания.

Для более подробного анализа издержек обращения, проведем анализ состава  и структуры издержек обращения  отдельных статей. Такое постатейное ознакомление покажет, на какие статьи издержек обращения следует обратить особое внимание. По анализируемому торговому предприятию издержки обращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (таблица 2.11).

 

Таблица 2.11 – Анализ издержек обращения в разрезе статей

 

Статья издержек обращения

2010

2011

Отклонение 

Темп роста, %

Расх.на оплату труда

400

415

15

103,7

Прямые расходы

214

363

149

170

Офисные расходы

120,3

206

85,7

171,2

Трансп. Расходы

1326,2

2002,5

676,3

151

Складские издержки

320

459

139

143,4

Накладн расходы

211

367

156

174

Соц.фонд и налоги

832

1245

413

150

Прочие издержки

1807,5

4130,5

2323

228,5

Всего издержек

4831

9188

4357

190,1

т/от

25340

34312

8537

252,1


 

По всем статьям издержек наблюдается повышение.

К примеру, расходы на оплату труда повысились из-за увеличения численности работников на одного работника.

В ООО  «Хилокагросервис» товарооборот увеличивается, объем продаж растет, и соответственно увеличиваются расходы.

Расчет показателей рентабельности и прибыли для ООО «Хилокагросервис» представлен в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12 – Анализ прибыли и рентабельности ООО «Хилокагросервис»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

2010/2009

Отклонение 2011/2009

           

Исходные данные, тыс.руб.

1. Выручка от реализации (с.010 ф.№2)

22365

25340

34312

2975

11947

2. Себестоимость проданных товаров  (с.020 ф.№2)

16846

18840

24405

1994

7559

3. Валовая прибыль (с.050 ф.№2)

5519

6506

9907

987

4388


 

Окончание таблицы 2.12

4. Операционная прибыль (с.140 ф.№2)

1695

1436

-275

-259

-1970

5. Чистая прибыль (с.190 ф.№2)

1652

1436

-275

-216

-1927

6. Сумма активов (с. 300 ф.№1)

14012

16193

16785

2181

2773

7. Сумма оборотных активов (с.290 ф.№1)

12733

14950

15406

2217

2673

8. Собственные средства (с.490 ф.№1)

11291

12542

14510

1251

3219

9. Внеоборотные активы (с.190 ф.№1)

25

11

22

-14

-3

10. Товарные запасы (с.210 + 220 ф.№1)

10858

12516

12486

1658

1628

Рентабельность, доли единиц

11. Рентабельность продаж (п.5 : п.1)

0,07

0,06

-0,01

-0,02

-0,08

12. Рентабельность активов (п.5 : п.6)

0,12

0,09

-0,02

-0,03

-0,13

13. Рентабельность текущих активов (п.5 : п.7)

0,13

0,10

-0,02

-0,03

-0,15

14. Рентабельность долгосрочных активов (п.5 :

66,08

130,55

-

12,50

64,47

-78,58

17. Рентабельность собственного капитала 

0,15

0,11

-0,02

-0,03

-0,17


 

Как видно  из данных таблицы 2.12, почти все показатели рентабельности ООО «Хилокагросервис» за отчетный период ухудшились, что свидетельствует о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (рис. 2.5).

 

Рисунок 2.5 - Динамика основных показателей рентабельности ООО «Хилокагросервис» на 2009 – 2011 гг.

 

Это изменение связано с тем, что в сравнении с базисным 2009 годом конечные финансовые результаты работы фирмы продемонстрировали отрицательную динамику.

По итогам 2011 года организация понесла убытки, ее деятельность в данном отчетном периоде следует оценить как нерентабельную. Показатели 2009 и 2010 года несколько ниже среднеотраслевых.

Как известно, если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным [24, с. 8]. У ООО «Хилокагросервис» данное соотношение не выполняется ни в одном из анализируемых периодов. Это свидетельствует о том, что эффективность использования активов предприятия низкая.

В успешности работы любой организации не малую  роль играет реклама, поскольку реклама является одним из способов увеличения объема продаж товаров путем передачи информации о товарах потенциальным покупателям [1, с. 34]. На основе данных, представленных ООО «Хилокагросервис» можно проследить динамику затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы (табл. 2.13 и рис. 2.6).

 

Таблица 2.13 - Изменения затрат на рекламу, прибыли от рекламы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Затраты на рекламу, руб.

Прибыль от рекламы, руб.

Затраты на рекламу, руб.

Прибыль от рекламы, руб.

Затраты на рекламу, руб.

Прибыль от рекламы, руб.

20500

5800

20500

6230

48500

10580


 

Рисунок 2.6 - Динамика затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы

 

На данном этапе затраты на рекламу ООО «Хилокагросервис» в несколько раз превышают приносимую прибыль. Поэтому организации необходимо пересмотреть используемые средства рекламы. Следовательно, данному фактору конкурентоспособности в ООО «Хилокагросервис» присвоено 2 балла. Магазину «Хилокпродукт» присвоено 5 баллов, так как данная фирма ведет активную рекламную компанию, используя более широкий спектр СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ конкурентной позиции

 

В таблице  2.14 проведен сравнительный экспертный анализ, с помощью которого можно выявить преимущества перед конкурентами. В качестве экспертов в оценке принимали участие поставщики промышленных товаров.

Оценка  проводилась по пятибалльной шкале, где:

Оценка 1 – нет никаких преимуществ;

Оценка 2 – плохие преимущества;

Оценка 3 – небольшие преимущества;

Оценка 4 – хорошие преимущества;

Оценка 5 – высокий уровень преимуществ.

Полученные  результаты оценки факторов конкурентоспособности  складывались и фирма, которая набрала  самое большое количество балов  имела самое высокое конкурентное преимущество перед другими фирмами.

 

Таблица 2.14 – Оценка сравнительных преимуществ

Факторы конкурентоспособности

ООО «Хилокагросервис»

ООО «Хилокпродукт»

ООО «Премьера»

Средний балл

Средний балл

Средний балл

1

2

3

4

1. Ассортимент

5

3

2

2. Качество 

5

4

3

3. Качество предпродажного обслуживания 

5

4

4

4. Гарантийный срок

5

5

3

5. Цена

5

4

3

7. Каналы сбыта

5

5

3

8.Доставка товара клиенту

1

1

1

9. Продвижение товара на рынках

4

4

2

10. Реклама 

1

5

2

Общее количество баллов

36

35

23

Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности