Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа
Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».
Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76
Данные анализа показывают, что самыми потребляемыми товарами являются продуктовые. Их доля за 2011 г. представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Доля товаров в товарообороте
Анализ издержек обращения будет произведен по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и сводных документов. Исходная информация об издержках обращения по торговому предприятию ООО «Хилокагросервис» представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Анализ издержек обращения ООО «Хилокагросервис»
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп роста, (%) |
Товарооборот, тыс. руб. |
25340 |
34312 |
8537 |
252,1 |
∑ издержек обращения |
4831 |
9188 |
4357 |
190,1 |
Уровень издержек обращения (%) |
19,06 |
26,7 |
7,64 |
140,1 |
Затратоотдача |
5,2 |
3,7 |
-1,5 |
71,1 |
Затратоемкость |
0,19 |
0,26 |
||
∑ валового дохода |
12519 |
12486 |
-33 |
99,7 |
Удельный вес издержек обращения в валовом доходе |
38,6 |
73,6 |
35 |
190,6 |
По таблице 2.10 видно, что издержки обращения увеличились, как и увеличился товарооборот, что говорит о его перевыполнении на 8537 тыс. руб. Но повышение издержек обращения говорит об отрицательном моменте деятельности предприятия.
Так же на предприятии уменьшилась затратоотдача, что говорит отрицательной тенденции на предприятии. Уменьшения произошло за счет понижения цен на товары, на которые проходит срок годности из группы продуктов питания.
Для более подробного анализа издержек обращения, проведем анализ состава и структуры издержек обращения отдельных статей. Такое постатейное ознакомление покажет, на какие статьи издержек обращения следует обратить особое внимание. По анализируемому торговому предприятию издержки обращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (таблица 2.11).
Таблица 2.11 – Анализ издержек обращения в разрезе статей
Статья издержек обращения |
2010 |
2011 |
Отклонение |
Темп роста, % |
Расх.на оплату труда |
400 |
415 |
15 |
103,7 |
Прямые расходы |
214 |
363 |
149 |
170 |
Офисные расходы |
120,3 |
206 |
85,7 |
171,2 |
Трансп. Расходы |
1326,2 |
2002,5 |
676,3 |
151 |
Складские издержки |
320 |
459 |
139 |
143,4 |
Накладн расходы |
211 |
367 |
156 |
174 |
Соц.фонд и налоги |
832 |
1245 |
413 |
150 |
Прочие издержки |
1807,5 |
4130,5 |
2323 |
228,5 |
Всего издержек |
4831 |
9188 |
4357 |
190,1 |
т/от |
25340 |
34312 |
8537 |
252,1 |
По всем статьям издержек наблюдается повышение.
К примеру, расходы на оплату труда повысились из-за увеличения численности работников на одного работника.
В ООО «Хилокагросервис» товарооборот увеличивается, объем продаж растет, и соответственно увеличиваются расходы.
Расчет показателей рентабельности и прибыли для ООО «Хилокагросервис» представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Анализ прибыли и рентабельности ООО «Хилокагросервис»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2010/2009 |
Отклонение 2011/2009 |
Исходные данные, тыс.руб. | |||||
1. Выручка от реализации (с.010 ф.№2) |
22365 |
25340 |
34312 |
2975 |
11947 |
2. Себестоимость проданных |
16846 |
18840 |
24405 |
1994 |
7559 |
3. Валовая прибыль (с.050 ф.№2) |
5519 |
6506 |
9907 |
987 |
4388 |
Окончание таблицы 2.12
4. Операционная прибыль (с.140 ф.№2) |
1695 |
1436 |
-275 |
-259 |
-1970 |
5. Чистая прибыль (с.190 ф.№2) |
1652 |
1436 |
-275 |
-216 |
-1927 |
6. Сумма активов (с. 300 ф.№1) |
14012 |
16193 |
16785 |
2181 |
2773 |
7. Сумма оборотных активов (с.290 ф.№1) |
12733 |
14950 |
15406 |
2217 |
2673 |
8. Собственные средства (с.490 ф.№1) |
11291 |
12542 |
14510 |
1251 |
3219 |
9. Внеоборотные активы (с.190 ф.№1) |
25 |
11 |
22 |
-14 |
-3 |
10. Товарные запасы (с.210 + 220 ф.№1) |
10858 |
12516 |
12486 |
1658 |
1628 |
Рентабельность, доли единиц | |||||
11. Рентабельность продаж (п.5 : п.1) |
0,07 |
0,06 |
-0,01 |
-0,02 |
-0,08 |
12. Рентабельность активов (п.5 : п.6) |
0,12 |
0,09 |
-0,02 |
-0,03 |
-0,13 |
13. Рентабельность текущих активов (п.5 : п.7) |
0,13 |
0,10 |
-0,02 |
-0,03 |
-0,15 |
14. Рентабельность долгосрочных активов (п.5 : |
66,08 |
130,55 |
- 12,50 |
64,47 |
-78,58 |
17. Рентабельность собственного |
0,15 |
0,11 |
-0,02 |
-0,03 |
-0,17 |
Как видно из данных таблицы 2.12, почти все показатели рентабельности ООО «Хилокагросервис» за отчетный период ухудшились, что свидетельствует о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (рис. 2.5).
Рисунок 2.5 - Динамика основных показателей рентабельности ООО «Хилокагросервис» на 2009 – 2011 гг.
Это изменение связано с тем, что в сравнении с базисным 2009 годом конечные финансовые результаты работы фирмы продемонстрировали отрицательную динамику.
По итогам 2011 года организация понесла убытки, ее деятельность в данном отчетном периоде следует оценить как нерентабельную. Показатели 2009 и 2010 года несколько ниже среднеотраслевых.
Как известно, если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным [24, с. 8]. У ООО «Хилокагросервис» данное соотношение не выполняется ни в одном из анализируемых периодов. Это свидетельствует о том, что эффективность использования активов предприятия низкая.
В успешности работы любой организации не малую роль играет реклама, поскольку реклама является одним из способов увеличения объема продаж товаров путем передачи информации о товарах потенциальным покупателям [1, с. 34]. На основе данных, представленных ООО «Хилокагросервис» можно проследить динамику затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы (табл. 2.13 и рис. 2.6).
Таблица 2.13 - Изменения затрат на рекламу, прибыли от рекламы
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
20500 |
5800 |
20500 |
6230 |
48500 |
10580 |
Рисунок 2.6 - Динамика затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы
На данном этапе затраты на рекламу ООО «Хилокагросервис» в несколько раз превышают приносимую прибыль. Поэтому организации необходимо пересмотреть используемые средства рекламы. Следовательно, данному фактору конкурентоспособности в ООО «Хилокагросервис» присвоено 2 балла. Магазину «Хилокпродукт» присвоено 5 баллов, так как данная фирма ведет активную рекламную компанию, используя более широкий спектр СМИ.
2.4 Анализ конкурентной позиции
В таблице 2.14 проведен сравнительный экспертный анализ, с помощью которого можно выявить преимущества перед конкурентами. В качестве экспертов в оценке принимали участие поставщики промышленных товаров.
Оценка проводилась по пятибалльной шкале, где:
Оценка 1 – нет никаких преимуществ;
Оценка 2 – плохие преимущества;
Оценка 3 – небольшие преимущества;
Оценка 4 – хорошие преимущества;
Оценка 5 – высокий уровень преимуществ.
Полученные
результаты оценки факторов конкурентоспособности
складывались и фирма, которая набрала
самое большое количество балов
имела самое высокое
Таблица 2.14 – Оценка сравнительных преимуществ
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Хилокагросервис» |
ООО «Хилокпродукт» |
ООО «Премьера» |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Ассортимент |
5 |
3 |
2 |
2. Качество |
5 |
4 |
3 |
3.
Качество предпродажного |
5 |
4 |
4 |
4. Гарантийный срок |
5 |
5 |
3 |
5. Цена |
5 |
4 |
3 |
7. Каналы сбыта |
5 |
5 |
3 |
8.Доставка товара клиенту |
1 |
1 |
1 |
9. Продвижение товара на рынках |
4 |
4 |
2 |
10. Реклама |
1 |
5 |
2 |
Общее количество баллов |
36 |
35 |
23 |
Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности