Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа
Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».
Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76
Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента [36, с. 38].
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы
роста рынка - быстрый рост
облегчает проникновение на
3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5) цена;
6) уровень
стандартизации товаров —
7) мобильные технологические модули;
8) требования
к размерам необходимых
9) вертикальная
интеграция повышает
10) экономия
на масштабе – увеличивает
долю рынка, необходимую для
достижения
11) быстрое
обновление ассортимента
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.
Конкурентная
позиция – сравнительная
Существует
три крайности подходов к формированию
категории «
Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом.
Под конкурентным
потенциалом предприятия
Высокая
конкурентоспособность
1. потребители
довольны и готовы купить
2. общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
3. работники
гордятся своим участием в
деятельности фирмы, а
Для того
чтобы стать
– обеспечить
конкурентоспособность
– поднять
потенциал
1.2 Методы исследования
Анализ
конкурентных позиций компании занимает
одно из ведущих мест в стратегическом
менеджменте, так как именно на основе
этого анализа принимаются
Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Фирма, выступающая на рынке, должна изучить свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции Майкла Портера [42, с. 212]. Данная модель базируется на разработанной им концепции конкурентной стратегии (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Концепция конкуренции М. Портера
Цель
модели Портера – обеспечение
оптимального управления портфелем
фирмы и ее финансами, причем в
качестве главного фактора рассматриваются
конкурентные силы рынка. Модель рентабельности
учитывает наличие конкурентной
угрозы со стороны потенциальных (новых)
конкурентов, в частности импорта
более конкурентоспособных
Существует
понятие «барьер входа в
Высота барьера определяется следующими факторами [4, с. 105]:
1. Экономикой
масштабов. Обычно организации,
2. Привычностью
марки товара. Потребители конкретных
товаров ориентированы на
3. Фиксированными
затратами, связанными с
4. Затратами
на новые основные фонды,
5. Доступом
к системе товародвижения. Традиционные
производители данной отрасли
могут создать барьеры для
новых производителей на пути
их проникновения в
6. Доступом
к отраслевой системе
7. Отсутствием
опыта производства данного
8. Возможными
ответными действиями
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др.
Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.
Сила
позиции поставщиков
1. Разнообразием
и высоким качеством
2. Наличием возможности смены поставщиков.
3. Величиной
затрат переключения
4. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
Сила
позиции покупателей, как и в
предыдущем случае, во многом определяется
типом рынка, на котором действуют
предприятия отрасли и
1 Возможностью
переключиться на
2 Затратами,
связанными с этим
3 Объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес.
Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли.
Исследования,
проведенные в указанных
Методика сравнительного анализа конкурентов
Для проведения
анализа первоначально
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Сравнительный анализ конкурентов проводится с целью [36, с. 128]:
– выявления сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов;
– определения по совокупной оценке наиболее сильных и наиболее слабых конкурентов;
– выбора атаковых или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам.
Наиболее
часто встречающейся в
Если по какому-либо параметру проставлена оценка 1, то это означает, что именно этот параметр является слабой стороной предприятия, и, наоборот, в случае проставления оценки 5 – предприятие является лидером по данному параметру [36, с. 108]. Оценка проводится с помощью таблицы, которая наглядно отображает рейтинг предприятий (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Данные для сравнительного анализа результативности деятельности фирм-конкурентов
Критерий |
наше предприятие |
конкурент 1 |
конкурент 2 |
конкурент 3 |
конкурент N |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
имидж фирмы |
|||||
концепция продукта |
|||||
качество продуктов |
|||||
рыночная доля |
|||||
рыночная цена |
|||||
предпродажная подготовка |
|||||
уровень послепродажного обслуживания |
|||||
1 – позиция очень плохая; 2 - плохая; 3 - средняя; 4 - хорошая; 5 - отличная. |
Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности