Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа
Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».
Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76
Содержание
Введение ………………………………..…………………
Глава 1 Теоретические основы проблемы
формирования механизма конкурентоспособности………………………
1.1 Понятие конкурентоспособности
и проблемы ее повышения…….....
1.2 Методы исследования
1.3 Компоненты создания стратегии
конкурентоспособности
Глава 2 Анализ конкурентоспособности
предприятия ООО «Хилокагросервис».………………………………
2.1 Краткая характеристика ООО
«Хилокагросервис» ……………………....
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности
ООО «Хилокагросервис»…………………………………
3.1 Мероприятия, направленные на
совершенствование системы
3.2 Мероприятия, направленные на
стимулирование сбыта в ООО
«Хилокагросервис» ………………………………
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………...…
Введение
Актуальность
темы: функционирование предприятий
невозможно само по себе без учёта
деятельности конкурентов, которые
являются звеньями одной цепи –
экономики. Жизнь в условиях конкурентной
борьбы – непременный фактор, определяющий
само право на существование той
или иной организации. Сама конкурентная
борьба позволяет вычленить из множества
организаций непременных
Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.
Актуальность
рассматриваемой темы заключается
в том, что все предприятия
и организации в большей или
меньшей степени сталкиваются с
такой проблемой как
Объект исследования: ООО «Хилокагросервис»
Предмет
исследования: пути повышения
Цель
работы: изучить механизмы формирования
конкурентоспособности
Задачи:
1. Дать
общую характеристику
2. Дать
теоретический анализ проблемы
повышения
3. Изучить
методы анализа
4. Дать
краткую характеристику
5. Проанализировать
конкурентоспособность данной
6. Провести
SWOT-анализ ООО «
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Первая глава направлена на теоретическое исследование конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, а так же оценена конкурентная позиция ООО «Хилокагросервис».
Третья глава содержит в себе мероприятия по совершенствованию конкурентного положения ООО «Хилокагросервис».
Глава
1 Теоретические основы проблемы формирования
механизма
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения
Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.)[36, с. 24]
Новизна теории конкуренции по А. Смиту заключается в том, что он впервые:[36, с. 25]
Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли Д. Рикардо, Д.С. Миаль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, СЛ. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, А.Ю. Юданов и др.
Определение
конкуренции разрабатывали
Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.[36, c. 25]
К. Р. Макконнелл и СЛ. Брю считают, что конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Ж Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.
В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
С учетом
рассмотренных замечаний
Для определения конкуренции существуют три подхода (этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»).
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй
подход рассматривает конкуренцию
как элемент рыночного
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.[7, с.113]
Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов, поэтому конкуренция – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.[6, с.277]
Именно конкуренция:
- оживляет рынок;
- заставляет
предприятия и поставщиков
- заставляет
при вступлении в ту или
иную отрасль новых фирм
- заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии;
- обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу. [7, с.16]
Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
- на нем
существует много
- рынок
характеризуется продуктовой
- покупатели
должны быть хорошо
- должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;
- производители
и потребители имеют
Очевидно,
что в реальных условиях рынки
свободной конкуренции
В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции.
Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Типы рынков несовершенной конкуренции
Один продавец |
Несколько продавцов |
Много продавцов | |
Недифференцированный продукт |
Чистая монополия |
Чистая олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированный продукт |
Дифференцированная олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Как мы видим из таблицы, классификационных признака два:
- количество продавцов на рынке;
-дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.
Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.
Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.
Деятельность
чистых или почти чистых монополистов
обычно регулируется государством. В
этом случае государство стремится
обеспечить установление цен, справедливых
как для производителей, так и
для потребителей. В случае отсутствия
регулирования цен со стороны
государства монополисты
Негативные последствия чистой монополии проявляются в том, что у предприятия-монополиста отсутствуют необходимые внешние стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции.
Олигополистическая конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию.
Для олигополии характерны следующие черты:
- Продавцы
(покупатели) являются крупными
- Небольшое число продавцов;
- Существуют значительные барьеры входа и выхода;
- Прибыль
экономических агентов в
- Продаваемый
товар может быть как
Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов.
Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности