Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».

Оглавление

Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности.docx

— 259.43 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение ………………………………..………………………………………....6

Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8

1.1 Понятие конкурентоспособности  и проблемы ее повышения…….............8

1.2 Методы исследования конкурентоспособности  предприятия……………25

1.3 Компоненты создания стратегии  конкурентоспособности организации..33

Глава 2 Анализ конкурентоспособности  предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37

2.1 Краткая характеристика ООО  «Хилокагросервис» ……………………....37

2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41

2.3 Анализ внутренней среды ООО  «Хилокагросервис» …………………….52

2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60

Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67

3.1 Мероприятия, направленные на  совершенствование системы управления  запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67

3.2 Мероприятия, направленные на  стимулирование сбыта в ООО  «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71

3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73

Заключение  ……………………………………………………………………...74

Список использованных источников………………………………………...…76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  темы: функционирование предприятий  невозможно само по себе без учёта  деятельности конкурентов, которые  являются звеньями одной цепи –  экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той  или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества  организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной  жизни товары и услуги, которые  будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать  конкурентов и, исходя из этого, принимать  обоснованные решения в пользу повышения  конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Успешность  компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и  потребителей. Поэтому так важно  пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что все предприятия  и организации в большей или  меньшей степени сталкиваются с  такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких  условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение  на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.

Объект  исследования: ООО «Хилокагросервис»

Предмет исследования: пути повышения конкурентоспособности  на исследуемом предприятии.

Цель  работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации  в современных условиях и разработать  проект по совершенствованию системы  конкурентоспособности предприятия.

Задачи:

1. Дать  общую характеристику конкурентоспособности  как объекту управления.

2. Дать  теоретический анализ проблемы  повышения конкурентоспособности  на предприятии.

3. Изучить  методы анализа конкурентоспособности  в организации.

4. Дать  краткую характеристику организации  ООО «Хилокагросервис».

5. Проанализировать  конкурентоспособность данной организации.

6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».

Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Первая  глава направлена на теоретическое  исследование конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, а так же оценена конкурентная позиция ООО «Хилокагросервис».

Третья  глава содержит в себе мероприятия по совершенствованию конкурентного положения ООО «Хилокагросервис».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности

 

1.1 Понятие конкурентоспособности  и проблемы ее повышения

 

 

Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.)[36, с. 24]

Новизна теории конкуренции по А. Смиту  заключается в том, что он впервые:[36, с. 25]

  1. сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
  2. сформулировал главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток — предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняя фирмы, занятые производством не нужной рынку продукции;
  3. разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;
  4. определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);
  5. разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей «и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом».

Определенный  вклад в развитие теории конкуренции  Адама Смита внесли Д. Рикардо, Д.С. Миаль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, СЛ. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, А.Ю. Юданов и др.

Определение конкуренции разрабатывали множество  авторов, к примеру, современный  американский экономист Хейне определил  понятие конкуренции, как стремления как можно лучше удовлетворить  критериям доступа к редким благам.

Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.[36, c. 25]

К. Р. Макконнелл и СЛ. Брю считают, что конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Ж Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

В своей  книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

С учетом рассмотренных замечаний Фатхутдинов предложил следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Для определения  конкуренции существуют три подхода (этимологически слово «конкуренция»  восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание»).

Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй  подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической  теории.

Третий  подход определяет конкуренцию как  критерий, по которому определяется тип  отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.[7, с.113]

Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество  экономических субъектов, поэтому  конкуренция – это механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право  найти своего покупателя и за возможность  продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.

Присутствие конкурента на рынке создает элемент  состязательности: продавцы борются  за право лучше удовлетворить  потребности покупателя, сделать  его своим постоянным клиентом.[6, с.277]

Именно  конкуренция:

- оживляет  рынок;

- заставляет  предприятия и поставщиков ресурсов  надлежащим образом удовлетворять  желания потребителей;

- заставляет  при вступлении в ту или  иную отрасль новых фирм расширять  производство и снижать цены  соответствующие издержкам производства;

- заставляет  фирмы переходить на самые  эффективные технологии;

- обеспечивает  обстановку, способствующую техническому  и общественному прогрессу. [7, с.16]

Борьба  за экономическое выживание и  процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

- на нем  существует много производителей (продавцов), каждый из которых  мал относительно рынка в целом;

- рынок  характеризуется продуктовой однородностью,  т. е. продукты по своим характеристикам  должны быть существенно однородными;

- покупатели  должны быть хорошо информированы  о рыночном предложении;

- должен  обеспечиваться свободный вход  и выход на рынок, т. е,  должны отсутствовать рыночные  барьеры;

- производители  и потребители имеют возможность  формировать независимые решения,  т. е. должна отсутствовать  возможность сговора между субъектами  рыночной деятельности.

Очевидно, что в реальных условиях рынки  свободной конкуренции практически  отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем  числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и  торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры  для контроля рыночной ситуации; государство  ограничивает доступ на рынок иностранных  производителей, не выполняются другие условия из ранее рассмотренных.

В силу указанных  причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной  конкуренции.

Классификация рынков несовершенной конкуренции  приведена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Типы рынков несовершенной конкуренции

 

Один продавец

Несколько продавцов

Много продавцов

Недифференцированный продукт

Чистая монополия

Чистая олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированный продукт

Дифференцированная олигополия

Монополистическая конкуренция


 

Как мы видим  из таблицы, классификационных признака два:

- количество  продавцов на рынке;

-дифференцированность  товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.

Чистая  монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.

Цена  в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.

Деятельность  чистых или почти чистых монополистов обычно регулируется государством. В  этом случае государство стремится  обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и  для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны  государства монополисты постараются  извлечь для себя максимум выгоды.

Негативные  последствия чистой монополии проявляются  в том, что у предприятия-монополиста отсутствуют необходимые внешние стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции.

Олигополистическая  конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию.

Для олигополии характерны следующие черты:

- Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими  агентами;

- Небольшое  число продавцов;

- Существуют  значительные барьеры входа и  выхода;

- Прибыль  экономических агентов в долгосрочном  периоде отлична от нуля;

- Продаваемый  товар может быть как дифференцированным  так и однородным.

Чистая  конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов.

Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности