Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».

Оглавление

Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности.docx

— 259.43 Кб (Скачать)

Доля  ООО Хилокагросервис» на рынке составляет 51%. На рынке имеются несколько мелких предприятий-конкурентов. Это в первую очередь ООО «Хилокпродукт», занимающейся оптовой и розничной продажей продуктовых товаров, его доля составляет 35%, ООО «Премьера», осуществляющий свою деятельность путем продажи продуктов и промышленных товаров в розницу, его доля составляет 14%. Емкость рынка представлена на рисунке 2.3.

По приведенному рисунку можно сказать, что основную долю рынка занимает ООО «Хилокагросервис».

 

 

Рисунок 2.3 – Структура рынка

 

Очень важным критерием конкурентоспособности  торгового предприятия является уровень цен, установленный на реализуемые  предприятием товары. Рассмотрим цены ООО «Хилокагросервис» и основных конкурентов на товары ежедневного спроса - молоко, порошок «Тайд» и растительное масло «Злато» (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 - Анализ уровня цен конкурентов, руб.

Наименование товара

ООО «Хилокагросервис»

ООО «Хилокпродукт»

ООО «Премьера»

Молоко «Восход» (шт.)

2,5% жирности

36

41

45

3,5% жирности

37

41

46

6% жирности

41

50

50

Раст. масло «Злато»

40

42

60

Порошок «Тайд», кг.

36

-

48


 

Таким образом, на ООО «Хилокагросервис» самая низкая цена товаров, а это заключается в том, что предприятие работает напрямую с поставщиками, которые являются производителями.

Дать  характеристику конкурентных преимуществ  каждого из рассматриваемых предприятий  торговли можно с помощью таблицы  2.6.

Недостатком ООО «Хилокагросервис» является устаревшее здание и вывеска с обозначением предприятия, что является неблагоприятным фактором на предприятии.

Анализ  структуры конкуренции с использованием 5-факторной модели Портера проанализируем на исследуемом предприятии ООО  «Хилокагросервис».

Пять  сил Портера включают в себя:

- угрозу  появления новых конкурентов;

- угрозу усиления интенсивности конкуренции в отрасли;

- угрозу  товаров-заменителей;

- угрозу  усиления власти покупателей;

- угрозу  усиления рыночной власти поставщиков.

Угроза  появления новых конкурентов.

Барьеры на входе для местных компаний торгующих продуктами невысоки, так  как в данную отрасль вступить не трудно. Предприятие ООО «Хилокагросервис»  направлено на высокое качество и  свежесть продуктов.

 

 

 

Таблица 2.6 - Характеристика конкурентного положения ООО «Хилокагросервис» и конкурентов

Критерии сравнения

ООО Хилокагросервис»

ООО «Хилокпродукт»

ООО «Премьера»

Удаленность от ООО «Хилокагросервис»

-

2 км

3 км

Местоположение

Трактовая 15

Михеева 11

Иванова 22

Здание, площадь торгового зала

Складское помещение 70 кв. м. плюс выходящее из склада дополнительное помещение, магазин для розничной торговли – 30 кв. м

100 кв. м. (склад и магазин)

30 кв. м для розничной торговли

Метод торговли

Через прилавок

Через прилавок

Через прилавок

Внутреннее оформление, оборудование

Устаревшее оформление здания, вывески, торгового зала.

Недостаточность освещения и вентиляции.

Старое здание оборудование

Старое здание, обычный вид магазина

Количество касс

Три

Две

Одна

Ассортимент

500 наименований

300 наименований

200 позиций

Часто реализуется некачественный, бракованный и просроченный товар.

Цены 

Самые низкие среди конкурентов

Высокие

Самые высокие

Средняя сумма одной покупки (средний  чек)

1000 рублей

1000 рублей

300 рублей

Наличие розничной сети

Одиночный магазин и склад

Одиночный магазин и склад

Одиночный магазин

Стратегия фирмы

Стратегия удержания на рынке

Стратегия расширения на основе дифференциации (различные форматы торговли) и  охвата всего рынка г. Борзя

Стратегия удержания на рынке


 

 

Соответственно  угроза в появление новых конкурентов  может возникает постоянно, даже с тем учетом, что предприятия  по оптовой и розничной торговле промышленными продуктовыми товарами, очень рентабельный бизнес из чего получается постоянный доход.

Угроза  усиления интенсивности конкуренции  в отрасли.

Продукция, реализуемая в данном сегменте, относится  к товарам постоянного потребления, т.к. ни на один день покупатель не сможет обойтись без промышленных продуктов  и продуктов питания. На рынке  присутствует большое число компаний данной отрасли.

Степень угрозы: средняя.

Угроза  товаров-заменителей.

Такая угроза присутствует постоянно, так как  на рынке существует огромный ассортимент  товаров данного типа.

Угроза усиления власти покупателей.

Степень угрозы средняя, потому что предприятие ООО «Хилокагросервис» ориентировано на разный круг покупателей, на тех кто хочет дешевле купить продукцию с хорошим качеством, а качество продукции данного направления определяется свежестью продуктов и продуктов не подделок. Угроза очень низкая, т.к. ООО «Хилокагросервис» имеет все преимущества кроме применения рекламы перед конкурентами.

Угроза усиления рыночной власти поставщиков.

Основные поставщики:

1. Поставщик, он же производитель колбасных изделий: ООО «МК «Макавеево», находится в п. Макавеево. Продукция данного поставщика всегда свежая, но за последние годы в продукцию начали добавлять большое количество соевого мяса вместо натурального, тем самым колбасы теряют вкусовые качества.

2. Поставщик молока Восток: это всем известная ООО «Компания «Арта». Данная компания является очень надежным поставщиком для исследуемого предприятия, которое предоставляет товар в соответствующем качестве и необходимые для продажи сроки, учитывая срок годности товара.

3. Поставщики порошка «Тайд», ООО «Промбаза», г. Иркутск, они же производители.

4. Поставщики и производители  растительного масла «Злато», г. Москва. Масло «Злато» начали производить в Иркутске, поэтому лучше будет сменить поставщика, т.к. Иркутск ближе, доставка будет обходиться дешевле и можно сократить время.

Степень угрозы очень низкая, данные поставщики еще ни разу не подводили  исследуемое предприятие.

Выводы по итогам анализа  с помощью 5 факторной модели Портера:

- очень высокая угроза вхождения в данный сегмент рынка новых конкурентов, так как продажа данных видов товаров требует постоянного спроса. Но ООО «Хилокагросервис» обладает всеми преимуществами перед конкурентами и степень угрозы будет низкая, учитывая даже тот факт, что п. Хилок с малой численностью населения и занимаемой площадью, где невозможно открывать много новых магазинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ внутренней среды ООО  «Хилокагросервис»

 

Основными видами деятельности ООО «Хилокагросервис»  являются, осуществление оптовой  и розничной торговли промышленными  и продуктовыми товарами.

Для более  полного представления о степени  выполнения функций коммерческой деятельности по сбыту составим матрицу выполняемых  функций, представленную в таблице  2.7.

 

Таблица 2.7 - Матрица выполняемых функций коммерческой деятельности по сбыту в ООО «Хилокагросервис»

Функции сбыта

Директор

Зам. директора по снабжению и  сбыту

Начальник отдела сбыта

Отдел по работе с клиентами

Бухгалтерия

Водители-экспедиторы

1

2

3

4

5

6

7

1. Заключение и оформление договоров  на поставку продукции покупателям

+

+

+

-

-

-

2. Участие в подготовке планов  по реализации продукции

+

+

+

-

-

-

3. Прием заказов на товары

-

-

-

+

-

-

4. Контроль за выполнением заказов,  соблюдением сроков и условий  поставки и т.д. в соответствии  с договором

-

+

+

-

-

-

5. Своевременное оформление отгрузочных  расчетных и платежных документов  и сдача их в бухгалтерию

-

-

-

-

+

+

6. Организация отгрузки товаров

-

-

+

-

-

+

7. Организация поставки товаров  потребителям

-

+

+

-

-

-

8. Обеспечение своевременного поступления  средств за реализованные товары

-

+

+

-

-

-

9. Подготовка ответов на претензии  покупателей заказчикам за несоблюдение  условий договоров

-

-

-

-

-

-

10. Учет поставки заказов, договоров  и соблюдение отчетности по  сбытовой деятельности

-

-

+

-

+

-

11. Исследование рынка сбыта,  поиск и выбор оптимальных  каналов сбыта

-

+

+

-

-

-

12. Осуществление рекламной деятельности

-

+

+

-

-

-


Исходя  из таблицы, можно сделать вывод, что в сбытовой деятельности, основная нагрузка лежит на заместителе директора по снабжению и сбыту, начальнике отдела сбыта - всеми основными сбытовыми функциями занимается именно они. Не малая доля нагрузки в сбытовой деятельности приходится и на директора предприятия. Помогают им в этом процессе водители-экспедиторы, отдел по работе с клиентами, бухгалтерия.

Одной из главных причин подобного положения  дел в ООО «Хилокагросервис» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.

Результатом любого торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот ООО «Хилокагросервис»  представлен в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Товарооборот ООО «Хилокагросервис»

Годы

Фактический товарооборот, тыс. руб.

Темп роста, %

2009

22365

100

2010

25340

111,3

2011

34312

135,4


 

В соответствии с таблицей 2.8, можно сказать, что товарооборот с 2009 г. по 2011 г. повышается, что является хорошим результатом деятельности предприятия.

На рисунке  2.4 можно просмотреть изменения товарооборота в динамике.

 

Рисунок 2.4 – Товарооборот ООО «Хилокагросервис»

 

Анализ  ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных по 2 товарным группам. Динамику реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы 2.9.

 

Таблица 2.9 – Анализ структуры товарооборота ООО «Хилокагросервис»

Товарные группы

2010

2011

Изменения (+/-)

Темп роста, %

Промышленные товары

5612

14149

8537

252,1

Продуктовые товары

19728

20163

435

102,2

Итого

25340

34312

8972

135,4

Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности