Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа
Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».
Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76
Доля ООО Хилокагросервис» на рынке составляет 51%. На рынке имеются несколько мелких предприятий-конкурентов. Это в первую очередь ООО «Хилокпродукт», занимающейся оптовой и розничной продажей продуктовых товаров, его доля составляет 35%, ООО «Премьера», осуществляющий свою деятельность путем продажи продуктов и промышленных товаров в розницу, его доля составляет 14%. Емкость рынка представлена на рисунке 2.3.
По приведенному рисунку можно сказать, что основную долю рынка занимает ООО «Хилокагросервис».
Рисунок 2.3 – Структура рынка
Очень важным
критерием
Таблица 2.5 - Анализ уровня цен конкурентов, руб.
Наименование товара |
ООО «Хилокагросервис» |
ООО «Хилокпродукт» |
ООО «Премьера» |
Молоко «Восход» (шт.) 2,5% жирности |
36 |
41 |
45 |
3,5% жирности |
37 |
41 |
46 |
6% жирности |
41 |
50 |
50 |
Раст. масло «Злато» |
40 |
42 |
60 |
Порошок «Тайд», кг. |
36 |
- |
48 |
Таким образом, на ООО «Хилокагросервис» самая низкая цена товаров, а это заключается в том, что предприятие работает напрямую с поставщиками, которые являются производителями.
Дать характеристику конкурентных преимуществ каждого из рассматриваемых предприятий торговли можно с помощью таблицы 2.6.
Недостатком ООО «Хилокагросервис» является устаревшее здание и вывеска с обозначением предприятия, что является неблагоприятным фактором на предприятии.
Анализ
структуры конкуренции с
Пять сил Портера включают в себя:
- угрозу появления новых конкурентов;
- угрозу усиления интенсивности конкуренции в отрасли;
- угрозу товаров-заменителей;
- угрозу усиления власти покупателей;
- угрозу
усиления рыночной власти
Угроза появления новых конкурентов.
Барьеры
на входе для местных компаний
торгующих продуктами невысоки, так
как в данную отрасль вступить
не трудно. Предприятие ООО «
Таблица 2.6 - Характеристика конкурентного положения ООО «Хилокагросервис» и конкурентов
Критерии сравнения |
ООО Хилокагросервис» |
ООО «Хилокпродукт» |
ООО «Премьера» |
Удаленность от ООО «Хилокагросервис» |
- |
2 км |
3 км |
Местоположение |
Трактовая 15 |
Михеева 11 |
Иванова 22 |
Здание, площадь торгового зала |
Складское помещение 70 кв. м. плюс выходящее из склада дополнительное помещение, магазин для розничной торговли – 30 кв. м |
100 кв. м. (склад и магазин) |
30 кв. м для розничной торговли |
Метод торговли |
Через прилавок |
Через прилавок |
Через прилавок |
Внутреннее оформление, оборудование |
Устаревшее оформление здания, вывески, торгового зала. Недостаточность освещения и вентиляции. |
Старое здание оборудование |
Старое здание, обычный вид магазина |
Количество касс |
Три |
Две |
Одна |
Ассортимент |
500 наименований |
300 наименований |
200 позиций Часто реализуется некачественный, бракованный и просроченный товар. |
Цены |
Самые низкие среди конкурентов |
Высокие |
Самые высокие |
Средняя сумма одной покупки (средний чек) |
1000 рублей |
1000 рублей |
300 рублей |
Наличие розничной сети |
Одиночный магазин и склад |
Одиночный магазин и склад |
Одиночный магазин |
Стратегия фирмы |
Стратегия удержания на рынке |
Стратегия расширения на основе дифференциации (различные форматы торговли) и охвата всего рынка г. Борзя |
Стратегия удержания на рынке |
Соответственно угроза в появление новых конкурентов может возникает постоянно, даже с тем учетом, что предприятия по оптовой и розничной торговле промышленными продуктовыми товарами, очень рентабельный бизнес из чего получается постоянный доход.
Угроза усиления интенсивности конкуренции в отрасли.
Продукция,
реализуемая в данном сегменте, относится
к товарам постоянного
Степень угрозы: средняя.
Угроза товаров-заменителей.
Такая угроза присутствует постоянно, так как на рынке существует огромный ассортимент товаров данного типа.
Угроза усиления власти покупателей.
Степень угрозы средняя, потому
что предприятие ООО «
Угроза усиления рыночной власти поставщиков.
Основные поставщики:
1. Поставщик, он же производитель колбасных изделий: ООО «МК «Макавеево», находится в п. Макавеево. Продукция данного поставщика всегда свежая, но за последние годы в продукцию начали добавлять большое количество соевого мяса вместо натурального, тем самым колбасы теряют вкусовые качества.
2. Поставщик молока Восток: это всем известная ООО «Компания «Арта». Данная компания является очень надежным поставщиком для исследуемого предприятия, которое предоставляет товар в соответствующем качестве и необходимые для продажи сроки, учитывая срок годности товара.
3. Поставщики порошка «Тайд», ООО «Промбаза», г. Иркутск, они же производители.
4. Поставщики и производители растительного масла «Злато», г. Москва. Масло «Злато» начали производить в Иркутске, поэтому лучше будет сменить поставщика, т.к. Иркутск ближе, доставка будет обходиться дешевле и можно сократить время.
Степень угрозы очень низкая, данные поставщики еще ни разу не подводили исследуемое предприятие.
Выводы по итогам анализа с помощью 5 факторной модели Портера:
- очень высокая угроза вхождения в данный сегмент рынка новых конкурентов, так как продажа данных видов товаров требует постоянного спроса. Но ООО «Хилокагросервис» обладает всеми преимуществами перед конкурентами и степень угрозы будет низкая, учитывая даже тот факт, что п. Хилок с малой численностью населения и занимаемой площадью, где невозможно открывать много новых магазинов.
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис»
Основными видами деятельности ООО «Хилокагросервис» являются, осуществление оптовой и розничной торговли промышленными и продуктовыми товарами.
Для более
полного представления о
Таблица 2.7 - Матрица выполняемых функций коммерческой деятельности по сбыту в ООО «Хилокагросервис»
Функции сбыта |
Директор |
Зам. директора по снабжению и сбыту |
Начальник отдела сбыта |
Отдел по работе с клиентами |
Бухгалтерия |
Водители-экспедиторы | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1. Заключение и оформление |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
2. Участие в подготовке планов по реализации продукции |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
3. Прием заказов на товары |
- |
- |
- |
+ |
- |
- | |
4. Контроль за выполнением |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
5. Своевременное оформление |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ | |
6. Организация отгрузки товаров |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ | |
7. Организация поставки товаров потребителям |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
8. Обеспечение своевременного |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
9. Подготовка ответов на |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
10. Учет поставки заказов, |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | |
11. Исследование рынка сбыта, поиск и выбор оптимальных каналов сбыта |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
12. Осуществление рекламной |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что в сбытовой деятельности, основная нагрузка лежит на заместителе директора по снабжению и сбыту, начальнике отдела сбыта - всеми основными сбытовыми функциями занимается именно они. Не малая доля нагрузки в сбытовой деятельности приходится и на директора предприятия. Помогают им в этом процессе водители-экспедиторы, отдел по работе с клиентами, бухгалтерия.
Одной из главных причин подобного положения дел в ООО «Хилокагросервис» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.
Результатом любого торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот ООО «Хилокагросервис» представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Товарооборот ООО «Хилокагросервис»
Годы |
Фактический товарооборот, тыс. руб. |
Темп роста, % |
2009 |
22365 |
100 |
2010 |
25340 |
111,3 |
2011 |
34312 |
135,4 |
В соответствии с таблицей 2.8, можно сказать, что товарооборот с 2009 г. по 2011 г. повышается, что является хорошим результатом деятельности предприятия.
На рисунке 2.4 можно просмотреть изменения товарооборота в динамике.
Рисунок 2.4 – Товарооборот ООО «Хилокагросервис»
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных по 2 товарным группам. Динамику реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы 2.9.
Таблица 2.9 – Анализ структуры товарооборота ООО «Хилокагросервис»
Товарные группы |
2010 |
2011 |
Изменения (+/-) |
Темп роста, % |
Промышленные товары |
5612 |
14149 |
8537 |
252,1 |
Продуктовые товары |
19728 |
20163 |
435 |
102,2 |
Итого |
25340 |
34312 |
8972 |
135,4 |
Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности