Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.
Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86
Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.
Одним из таких перспективных инструментов, позволяющих коммерческим банкам финансировать предприятия реального сектора и торговые компании, является факторинг. Указанная схема беззалогового финансирования под уступку денежного требования обеспечивает предприятия необходимыми им оборотными средствами, минимизирует кредитные риски и, в значительной степени, способствует поддержанию ликвидности в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам.
О значимости и важности развития факторинга для экономики России свидетельствует тот факт, что он получил поддержку на государственном уровне. В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации, утвержденной 19 июля 2009 года, особое внимание уделяется необходимости активно использовать в будущем целевое кредитование предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг), что свидетельствует о том, что факторингу отводится роль стратегического антикризисного инструмента для российской экономики. Отсюда следует, что факторинг это один из перспективных банковских продуктов, направленных на поддержку реального сектора экономики.
В условиях острой банковской
конкуренции использование
Рост спроса на факторинговые услуги и недостаток фундаментальных методологических разработок в данной области обусловили всплеск научного интереса к проблеме развития факторинга в России. В настоящее время, когда факторинговая проблематика приобрела особую актуальность, возникла потребность в комплексном анализе факторинга как самостоятельной экономической категории, выражающей интересы широкого круга участников экономических отношений.
Несмотря на то, что факторинг пользуется у предприятий спросом, на практике данный продукт предлагается ограниченным числом коммерческих банков и факторинговых компаний (далее – Факторов). В первую очередь, это объясняется существенными барьерами на пути вхождения новых игроков на рынок факторинга, отсутствием у потенциального Фактора стратегии построения факторинга, методических рекомендаций по организации и проведению факторинговых операций, а, следовательно, сложностью их внедрения в практику.
Методологической базой
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объект исследования – факторинговая деятельность в Российской Федерации на примере ОАО «Промсвязьбанк» и компании «Лайф».
Предмет исследования – оценка эффективности факторинговых операций.
Методологической основой исследования являются системный и сравнительный методы анализа. В качестве инструментария использовались методы группировок, оценок, сравнения и аналогий. Также проводился анализ и обобщение эмпирических данных.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теоретическим и практическим аспектам осуществления факторинговых операций. Информационной основой послужили материалы Всемирного банка, нормативно-правовые акты Российской Федерации, УНИДРУА, статистические данные Росстата, международных факторинговых ассоциаций и отечественных рейтинговых агентств, материалы участников рынка факторинга, материалы в периодической печати, ресурсы сети Internet.
Рынок факторинговых услуг является в России одним из быстрорастущих сегментов экономики. Ежегодно он обеспечивает стабильную прибыль факторинговым компаниям и предоставляет возможность использовать на развитие бизнеса заемные средства для тех хозяйствующих субъектов, которые по различным причинам не могут претендовать на получение традиционного банковского кредита.
Факторинг — это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный в первую очередь для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специальные (как и лизинговые) факторинговые фирмы, как правило, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними компаниями1.
В настоящее время факторинговые операции переживают свое второе рождение в связи с возникающими в экономике проблемами неплатежей между предприятиями.
Российские ученые и специалисты-практики оценивают факторинг по-разному. Принципиально различаются две позиции. Наиболее широко представлен взгляд на факторинг как совокупность комиссионно-посреднических операций. Термином «факторинг» чаще всего обозначают комиссионно-посреднические операции, связанные с переуступкой банку клиентом (производителем, поставщиком, продавцом, экспортером и т.д.) неоплаченных счетов за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и, соответственно, прав получения платежа по ним, т.е. инкассирования дебиторской задолженности клиента. Иными словами, получения средств по платежным документам
Основной принцип данных операций состоит в том, что факторинговая фирма покупает у своих клиентов их требования к своим клиентам и в течение 2—3 дней оплачивает от 70 до 90% требований в виде аванса, остающиеся 10—30% клиент получает после оплаты его требований плательщиком. При этом комиссия и процент по предоставленному финансированию удерживаются при поступлении денежных средств в оплату уступленного требования.
Понятие «факторинг» (factoring) происходит от английского слова factor — комиссионер, агент, посредник (далее — фактор) и означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
Факторинг — комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента.
Экономическая эффективность факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, оборачиваемость его капитала и тем самым рентабельность его деятельности.
В большинстве
случаев поставщик очень
Дефицит оборотных средств у предприятий, наличие определенных сложностей в предоставлении банковских кредитов - все это ведет к тому, что количество сделок факторинга значительно увеличивается. Многие банки, инвестиционные, финансовые и коммерческие компании осуществляют факторинговые операции, в том числе и операции международного факторинга, при условии, что одна из сторон сделки факторинга либо должник по уступаемому договору купли-продажи является фирмой-нерезидентом.
Именно значительное расширение практики поставки на условиях отсрочки платежа и послужило главной причиной расширения рыночного оборота дебиторской задолженности как права требования отсроченного платежа за товары, работы, услуги. Ведь в ситуации глобального дефицита денежных ресурсов реальные денежные средства сейчас (например, полученные от продажи счетов - дебиторской задолженности) могут принести намного большую имущественную выгоду, нежели денежные средства, полученные с истечением срока отсрочки платежа. Важнейшая цель факторинга - это в первую очередь финансирование продавца товаров, лица, выполняющего работы, услуги, на период отвлечения оборотных средств, на период вынужденно предоставляемой отсрочки в оплате таких товаров (работ, услуг). Возможность уступки тех или иных денежных требований для получения финансирования позволяет продавцу согласовать с покупателем выгодные условия продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Механизм факторинга дает продавцу
возможность предоставлять
Рисунок 1.1.-Ключевые механизмы проведения факторинга
Практика факторинга часто предполагает случаи, когда продавец еще до заключения соответствующей сделки с покупателем достигает договоренности с фактором о финансировании под уступку денежных требований по такой сделке. В результате такая продажа для продавца превращается из продажи на условиях коммерческого займа в продажу без отсрочки - за деньги, сразу получаемые от фактора.
Наиболее распространенная схема взаимоотношений сторон классического факторинга выглядит следующим образом3:
┌─────────────────────┐
│ 2. Уступка права │
┌───────────────────┐ │ требования долга по │
│ Поставщик ├─────┤ поставке ├────────────────────┐
└────────┬─┬────────┘
└─────────────────────┘
│ │
/│\ /│\
│ │
│ │ ┌─────────────────────┐
│ │ │ └───────┤ 3. Перечисление до ├────────────────┐ \│/
│ │ │ │ 90% долга покупателя│ ┌────────┴────────┐
│ │ │ └─────────────────────┘ │ Факторинговая │
│ │
│
│ │ │ ┌─────────────────────┐ └────────┬────────┘
│ │
│ │
5. Выплата остатка │
│ │ └───────────┤ долга покупателя (от├────────────────┘ │
│ │ │ 10%) за вычетом │ │
┌────────┴─┴────────┐ │ комиссии фактора │ │
│1. Поставка товаров│ └─────────────────────┘
│ на условиях │
│ отсрочки платежа │
└────────┬─┬────────┘
│ │
\ / │
┌───────────────────┐
│ Покупатель │ │4. Оплата поставленных товаров├─────┘
│ (дебитор) │ │ в течение отсрочки платежа │
└───────────────────┘