Теоретические основы факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Иванов Д.И..doc

— 701.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 1.2.-Схема взаимоотношений  сторон при осуществлении  факторинга.

На рис.1.3. представлены основные этапы  проведения факторинговых операций 4 

               ┌────────────────────────────────────────────────────┐

               │┌──────────────────────────────────────────────────┐│

              ─┘└─                                                 ││

              \  /                                                 ││

               \/                                                  ││

-------   ----------   --------   ---------   -----------   ──────┴┴────   -------------

\       \ \          \ \        \ \         \ \Регистрация\ \            \ \   Уступка   \

  \ Заявка\ \Подготовка\ \Принятие\ \Одобрение\ \ клиента и \ \Установление\ \ дебиторской \

  /клиента/ /информации/ / решения/ /  сделки / / дебиторов / /   лимитов  / /задолженности/

/       / /          / /        / /         / /           / /            / /             /

-------   ----------   --------   ---------   -----------   ------------   -------------

     Рисунок 1.2 - Этапы бизнес-процесса проведения факторинговых операций

Аккумулирование факторингом  ряда функций является важным преимуществом  перед другими инструментами  финансирования (табл.1.1)5

Таблица 1.1.-Управленческие функции факторинга

Функции факторинга

Характеристика функций факторинга

Эмиссионная

Проявляется в том, что  с помощью факторинга восстанавливается  объем оборотных средств поставщика, которые были отвлечены на коммерческое кредитование покупателей. Данная функция связана с реализацией через факторинговые механизмы макроэкономических задач функционирования кредитно-денежной системы, а именно процесса эмиссии кредитных денег посредством кредитного мультипликатора.

Стимулирующая

Является следствием эмиссионной и заключается в  ускорении оборачиваемости оборотных  средств поставщика, а именно в  ускорении оборачиваемости дебиторской  задолженности.

Учетная

Включает в себя услуги по ведению бухгалтерского учета  уступленных прав требования.

Административная 

Факторинг в классическом виде предполагает административное управление дебиторской задолженностью клиента.

Контрольная

Благодаря данной функции факторинга упорядочиваются взаимоотношения между поставщиками и их покупателями.

Страховая

Данная функция проявляется  при безрегрессном факторинге и  выражается в принятия Фактором на себя риска неплатежа дебитора (кредитный  риск). При этом Факторы предоставляют  безрегрессный факторинг в основном клиентам, которые либо поставляют свою продукцию первоклассным покупателям (например, торговым сетям «Ашан», «METRO» и т.д.), либо имеют долгую и безупречную работу сначала по факторингу с регрессом.

Профилактическая

Управление дебиторской  задолженностью предполагает проведение Фактором мероприятий, направленных на обеспечение своевременной оплаты задолженности. Если происходят какие-то события, способные ухудшить финансовое состояние компании-дебитора, то Фактор предупреждает об этом клиента.

Информационная

Данная функция заключается в информировании клиентов путем как бумажных так и электронных отчетов о платежной дисциплине покупателей, величине установленного и свободного лимитов финансирования, размерах и структуре комиссии Фактора по закрытым поставкам и т.д.


Зачастую факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя данные финансовые продукты имеют различную природу, риски и направлены на удовлетворение разных потребностей клиентов. В диссертации приведен сравнительный анализ факторинга с различными инструментами заемного финансирования в банковской деятельности.

Ключевым преимуществом  факторинга является то, что фактически этот беззалоговый инструмент доступен широкому кругу предприятий малого и среднего бизнеса и, в первую очередь, только выходящих на рынок  и не имеющих в связи с этим достаточного объема имущества, которое могло бы стать предметом залога. Использование факторинга не исключает одновременное использование вместе с ним и традиционных долговых инструментов, притом что кредиты, облигации и векселя, например, являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования. При факторинге улучшается структура баланса предприятия. Главное ценовое преимущество факторинга заключается в том, что имеет место стопроцентное целевое использование средств: предприятие выплачивает проценты за тот промежуток времени, когда ему действительно нужны денежные средства.

Факторинг это особый финансовый инструмент, имеющий свою экономическую природу и существенные отличия от аналогичных финансовых инструментов, свои преимущества и недостатки, свое место в системе источников заемного финансирования6.

В практике применяются  различные формы проведения факторинговых  операций, используя которые банк может существенно расширить  свой продуктовый ряд, учитывая при  этом специфические особенности  различных групп клиентов. Приведем наиболее распространенные формы факторинговых сделок.

При открытом факторинге покупатель уведомляется поставщиком  об участии в сделке фактора и  о необходимости зачисления платежей за поставленные товары в дальнейшем на счет фактора. Уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, свидетельствующей о том, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью уступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием его платежных реквизитов. Кроме того, поставщик, как правило, посылает покупателю письмо, в котором уведомляет об уступке его дебиторской задолженности фактору. Открытый факторинг может осуществляться как с правом регресса, так и без него.

Конфиденциальный (закрытый) факторинг - это договор между  поставщиком и фактором, не подлежащий огласке до момента нарушения  покупателем условий контракта (необоснованный отказ от платежа). В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факте уступки задолженности. В международной практике такое уведомление происходит обычно через 60 дней после наступления срока платежа. В российских условиях этот период варьируется между 30 и 45 днями. Начиная с этого момента, покупатель уже обязан платить напрямую фактору, а в случае неплатежа покупателя и страхования кредитного риска фактором последний должен заплатить поставщику (в мировой практике обычно через 90 дней после уведомления покупателя о факте уступки). При данном виде факторинга фактор осуществляет только финансирование и (или) защиту от риска неплатежа, в то время как административное управление дебиторской задолженностью лежит на поставщике, который должен осуществлять эти услуги от имени нового владельца долгов - фактора. Конфиденциальный факторинг - инструмент обеспечения поставщику кредита под товары отгруженные.

Факторинг с регрессом/без  регресса связан с величиной риска, возникающего при выполнении покупателем  своих платежных обязательств, то есть с кредитным риском - риском неплатежа. При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, переданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя по любой причине, включая финансовую несостоятельность, фактор потребует соответствующий платеж от поставщика. В международной практике и согласно ГК РФ все факторинговые сделки приобретают право регресса к поставщику, если дебиторская задолженность признана недействительной, а также в случае возникновения между поставщиком и покупателем споров по количеству поставленных товаров, качеству, срокам поставки и т.д. При этом покупатель вправе вернуть поставленный товар и аннулировать любые платежные обязательства. При сделках без права регресса фактор берет на себя риск неплатежа со стороны покупателей и является единственно ответственным за финансовую неспособность покупателя произвести платеж.

Конвенционный открытый без права регресса факторинг - это  договор, обычно на регулярной и продолжительной  основе, по которому поставщик обязуется продавать свои дебиторские задолженности фактору по мере их возникновения. То есть, поставив товар или оказав услуги, поставщик выставляет счета своим покупателям. С помощью специальной надписи на счете поставщик уведомляет покупателя о том, что задолженность была уступлена фактору и платеж, соответственно, должен быть произведен в пользу фактора (элемент открытого факторинга). Поставщик превращает дебиторские задолженности, возникающие в процессе сделок с несколькими покупателями, в дебиторскую задолженность одного покупателя - фактора. Таким образом, поставщику нужно вести учет только операций с фактором, который в этом оказывает ему помощь. Со своей стороны фактор обязуется заплатить поставщику за купленные у него дебиторские задолженности к согласованной дате. При этом фактор соглашается нести потери, возникающие в случае неплатежа со стороны покупателей по причине их финансовой несостоятельности, но только по тем покупателям, которые были одобрены фактором, то есть на которых были открыты лимиты (элемент факторинга без регресса). Таким образом, поставщик значительно сокращает свои задачи по учету продаж и управлению дебиторской задолженностью. У него отпадает необходимость рассылать всевозможные напоминания, выписки и письма, вести судебные процессы. Кроме того, поставщик заменяет риски неплатежа по каждому из своих покупателей на один кредитный риск - фактора, а при правильном выборе фактора кредитный риск может считаться практически отсутствующим. Таким образом, это вид услуги, при которой фактор, помимо финансирования, осуществляет административное управление дебиторской задолженностью поставщика за отдельную плату и для собственной выгоды и полностью контролирует ситуацию с приобретенными дебиторскими задолженностями.

Природа взаимоотношений  между поставщиком и фактором такова, что предпочтительней рассматривать фактора как агента, работающего от имени и по поручению клиента. Покупатели же продолжают оставаться клиентами поставщика, без которых бизнес поставщика не существует. Поэтому фактор обязан бережно относиться к поддержанию деловой связи между поставщиком и покупателем. Только в исключительных случаях фактору позволительно предпринять действия, которые могут негативно отразиться на отношениях между поставщиком и покупателем. При этом возникает вопрос о сравнении с простым кредитованием.

Если сравнивать  факторинг  с кредитом, то можно выявить следующие  различия (табл.1.2.)7

Таблица 1.2.-  Сравнительный  анализ обслуживания факторинга и кредита.

Кредит

Факторинг

Требуется залог

Не требуется залог

Лимит устанавливается на основе оборота по счету и объема продаж

Лимит устанавливается на основе планируемого объема продаж, а не текущего уровня продаж или оборотов по счету

Фиксированная сумма кредита

Лимит финансирования увеличивается  вместе  с ростом объема продаж

Кредит - одноразовое финансирование на длительный срок

Факторинг-инструмент короткого финансирования, позволяющий избежать кассовых разрывов.

Требуется длительная история  работы

Компания может быть создана  недавно

Одно из условий – перевод  денежных потоков на р/с в банке

Можно обслуживаться в любом  удобном банке

Ответственность за возврат кредита  лежит полностью на кредитополучателе

Присутствует страховая составляющая  на случай невозврата денег дебитором. Присутствуют коллекторские услуги- управление  дебиторской задолженностью.

Ставка за кредитное финансирование  в обязательном порядке облагается налогом на прибыль

Комиссия за факторинговое  обслуживание полностью относится на  себестоимость

Кредит выдается разовым платежом

Факторинговое финансирование производится  в текущем режиме  по мере возникающей  необходимости

Продолжение таблицы  1.2.

Полученные деньги оседают в  дебиторской задолженности/обесцениваются на банковском счете

Полученные деньги всегда находятся  в обороте  и приносят новые продажи

Кредит отражается в пассивах, уменьшает  чистую стоимость  компании

Факторинг- забалансовый инструмент, позволяет  демонстрировать увеличение  выручки и прибыли


Мировая практика знает  различные варианты соглашений, касающихся момента получения досрочного платежа. Эти соглашения различаются от фактора к фактору, но существует несколько вариантов стандартных условий. В одном случае фактор выплачивает поставщику величину досрочного платежа сразу после поставки товара и получения документов, подтверждающих факт отгрузки товаров. В другом случае это происходит либо в момент истечения отсрочки платежа, либо в период между датой поставки товара и сроком отсрочки (maturity factoring).

Таким образом, факторинговый бизнес, являясь составной частью индустрии финансовых услуг, представляет собой самостоятельный вид деятельности факторинговой компании (отдела)  основу которого составляет управление и финансирование дебиторской задолженностью, на взаимовыгодных условиях, направленных на развитие бизнеса клиента8.

1.2.Нормативно-правоое  регулирование факторинга в Российской  Федерации

 

Весь рынок факторинга в России можно разделить на три  группы участников.

К первой группе относятся  банки, где факторинг рассматривается  как один из банковских продуктов  и предоставляется наравне с другими конкурентными продуктами, такими как банковские кредиты. Однако факторинг не является приоритетной деятельностью таких банков и рассматривается только как дополнение к стандартному набору банковских продуктов.

Ко второй группе участников относятся специализированные факторинговые организации, осуществляющие свою деятельность под банковской лицензией. Главная проблема данных организаций состоит в том, что, являясь, по сути, не банком, они вынуждены получать банковскую лицензию. Необходимость работать в рамках банковской лицензии возникла в период присутствия в гражданском законодательстве коллизии, обязывающей факторинговые компании получать специальные лицензии, при этом лицензирующий орган не был установлен, критерии лицензирования не были определены и, по сути, данная норма не работала. Во избежание лишних проблем некоторые игроки приняли решение получить банковскую лицензию и превратиться в специализированные факторинговые банки.

К третьей группе относятся  факторинговые организации, действующие  без лицензии. В настоящее время  наметилась тенденция к росту  числа специализированных факторов, в том числе за счет выделения банками своих факторинговых подразделений в отдельные самостоятельные структуры.

В настоящее время деятельность факторинговых компаний в России регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового; административного; законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций; банковского; уголовного; законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Несмотря на это, сегодня существует множество нерешенных вопросов, касающихся регулирования российского рынка факторинга.

Информация о работе Теоретические основы факторинга