Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.
Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86
Если Покупатель не платит, то Фактор ждет еще 30-60 дней (период ожидания) и только потом обращается к Продавцу и просит его вернуть весь объем выплаченного финансирования и заплатить комиссию. Продавец в этом случае сам решает, как он будет поступать с неплательщиком.
Безрегрессный факторинг – вид факторинга, при котором Факторинговая компания (Фактор) предоставляет Клиенту услуги по финансированию под уступку денежного требования и страхованию кредитных рисков. Отличительной чертой данного вида факторинга является принятие фактором на себя кредитных рисков, связанных с невозвратом Дебитором сумм уступленного денежного требования.
По сути, мы производим страхование наших клиентов от неисполнения их Дебиторами своих обязательств. При этом мы не требуем от своих клиентов первоначальной оплаты наших услуг, как это делается при страховании (оплата страхового взноса или покупка страхового полиса) или у других факторов.
Схема работы:
Стоимость факторинговых услуг:
а) фиксированный сбор за обработку каждого документа;
б) вознаграждение за страхование риска неоплаты Дебитора;
в) вознаграждение за предоставление денежных ресурсов в рамках факторингового обслуживания (% от суммы финансирования);
г) вознаграждение за ожидание, в случае неоплаты Дебитором поставок.
Если Дебитор не
платит по своему
Факторинг с регрессом это услуга, при которой Фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от контрагента, однако в случае невозможности взыскания с контрагента сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой “недоброкачественный” долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту.
Продукт предназначен для Продавцов, уже имеющий постоянных дисциплинированных покупателей, стремящихся увеличить объемы продаж/привлечь новых покупателей.
Схема работы:
Стоимость факторинговых услуг:
Если Покупатель платит вовремя, Фактор перечисляет Продавцу остаток средств за вычетом, собственно, стоимости факторинговых услуг.
Если Покупатель не платит, то Фактор ждет еще 30-60 дней (период ожидания) и только потом обращается к Продавцу и просит его вернуть весь объем выплаченного финансирования и заплатить комиссию. Продавец в этом случае сам решает, как он будет поступать с неплательщиком.
Факторинговая компания «Лайф» является практически единственной в России компанией, которая оказывает для предприятий МСБ услуги по так называемому реверсивному факторингу, когда решение принимается в течение 1 часа. Программа называется «Экспресс-факторинг». Отличие от классической схемы, при реверсивном факторинге поставка оплачивается полностью. Компания получает более длительную отсрочку платежа, а по ее истечении погашает свою задолженность перед фактором.
Для полноты анализа сравним обе компании исходя из критериев их деятельности на рынке факторинга (табл.2.3)
Таблица 2.3- Сравнение бизнеса ОАо Просвязьбанк и ФК «Лайф»
№ п//п |
Показатели |
ОАО Просвязьбанк |
ФК «Лайф» |
1. |
Организационно-правовая форма |
Банк |
Юридическое лицо |
2 |
Наличие собственных источников финансирования |
Имеются |
Заемные |
3 |
Виды факторинговых операций |
Все имеющиеся виды, включая международный факторинг |
Только внутренний факторинг |
4. |
Участие в международных факторинговых ассоциациях |
Член Factors Chain Internayiohal |
Только в Российской Ассоциации факторинговых организаций |
5. |
Начало факторинговых операций |
2002 год |
2008 год |
6 |
Автоматизация процесса осуществления операций |
Имеется специальная программа, которая позволяет формировать все необходимые для проведения операции документы, а также возможность использования штрих-кода |
Интенет-банкинг |
7 |
Клиентура |
Корпоративные клиенты и новое направление на предприятия МСБ |
В основном предприятия МСБ |
Таким образом, из приведенных данных видно, что обе компании достаточно серьезно нацелены на развитие факторинговых операций, но ОАО «Промсвязьбанк» имеет более длительный срок работы на рынке, а также географию присутствия по России, поскольку операции могут оказываться через любой из филиалов банка. Кроме того, имея Генеральную лицензию на проведение банковских операций, банк имеет возможность, свободно проводить любые валютные операции, а международный факторинг относится к ним, без нарушений требований валютного законодательства, что является немаловажным фактом для выбора Фактора для клиента. Мы также отметили, что у банка больше возможностей для снижения комиссий по финансированию сделок, поскольку в его распоряжении имеются собственные средства, а также привлеченные от клиентов (физических и юридических лиц средства), в том числе и бесплатные, находящиеся на расчетных счетах клиентов - юридических лиц.
Этот мини-анализ позволяет сформулировать достоинства и недостатки в функционировании специализированной компании и банка (рис.2.7.)39 При выборе оптимальной формы организации факторинга необходимо учитывать и предполагаемое позиционирование и сегментирование Фактора на рынке. Как показывает практика, факторинговое обслуживание крупных и средних корпоративных клиентов в настоящее время удобнее проводить в рамках банка, а субъектов малого и среднего бизнеса – в рамках факторинговой компании.
Исходя из позиций, которые занимает ОАО Промсвязьбанк на отечественном рынке факторинга, можно сделать вывод о том, что в настоящее время использование банковской модели факторинга для крупных корпоративных клиентов более целесообразно. При этом очень важным является изучение вопроса получения дохода от проведения данной операции.
Схема комиссионного вознаграждения, которое клиент уплачивает фактору, имеет наиважнейшее значение в факторинговом бизнесе. Правильно спланированная тарифная сетка и система вознаграждений позволяют фактору максимизировать доход при приемлемом уровне принимаемых на себя рисков и в то же время расширить портфель за счет качественной дебиторской задолженности.
Для клиента цена услуг практически всегда имеет первостепенное значение при выборе фактора для грамотного планирования своего будущего финансового потока, а также для расчета потенциальной выгоды от использования факторинга. Именно поэтому клиенту необходимо правильно оценивать стоимость услуг фактора во всех возможных ситуациях (просрочки со стороны дебиторов, выставление регресса).
Наиболее часто применяемая в России схема комиссий имеет классический характер и состоит из трех основных комиссий:
- комиссия за финансирование
(денежные ресурсы, которые
- комиссия за факторинговые услуги;
- комиссия за обработку документов по поставке.
Комиссия за финансирование рассчитывается обычно от даты перечисления финансирования на счет клиента вплоть до даты поступления от дебитора оплаты в полном размере по профинансированному таким образом требованию. В случае частичной оплаты требования дебитором проценты будут начисляться на оставшуюся сумму непогашенного финансирования до полной оплаты. Начисление процентов может быть прекращено по истечении "льготного периода" (т.е. даты, когда фактор сам воспользуется правом регресса по отношению к клиенту).
Но многие факторы в случае просрочки со стороны дебитора используют прогрессивную шкалу по данной комиссии. В этом случае клиенту придется нести дополнительные расходы при просрочке со стороны дебиторов, для минимизации которых часто выгоднее погасить регресс до истечения "льготного периода".
Общая величина комиссии обычно зависит от ряда критериев:
- стоимости кредитных ресурсов на денежном рынке;
- объема бизнеса клиента (величины выручки);
- объема задолженности, уступаемой фактору;
- финансового положения клиента;
- срока отсрочки платежа, указанного в контракте между клиентом и дебитором, требования по которому будут уступаться фактору;
- взаимоотношений фактора
и клиента (например, является
ли компания клиентом фактора-
Комиссия за факторинговые услуги представляет собой плату за сервисы, которые фактор предоставляет клиенту: управление дебиторской задолженностью и ее взыскание, оценка дебиторов, информационное сопровождение и т.п. Обычно данная комиссия выражается в процентах от уступаемой задолженности.
Величина комиссии за факторинговые услуги зависит от следующих параметров:
- количества дебиторов, денежные требования к которым будут уступлены фактору;
- уровня концентрации риска на дебиторов, денежные требования к которым будут уступлены фактору;
- величины документооборота,
выраженной в количестве
- наличия возвратов
продукции со стороны
- наличия права регресса;
- географического расположения дебиторов, денежные требования к которым будут уступлены фактору;
- истории торговых
взаимоотношений клиента с
Комиссия за обработку документов по поставке взимается за регистрацию и обработку документов, которые клиент представляет по каждой поставке для получения финансирования. При наличии электронного документооборота между клиентом и фактором данная комиссия может быть сведена к минимуму.
Комиссия за факторинговое обслуживание, комиссия за обработку документов и прочие дополнительные комиссии фактора, а также проценты по ним удерживаются обычно фактором из суммы соответствующего платежа, подлежащего уплате клиенту, после поступления полной или частичной оплаты соответствующего требования на счет фактора от дебитора и (или) от клиента - в предусмотренных договором факторинга случаях.
Однако при применении вышеописанной схемы у клиента часто возникают проблемы с возмещением НДС по факторинговым операциям. Поэтому многие факторы используют следующую схему взаиморасчетов с клиентами: регулярно выставляют клиенту счет, согласно которому он оплачивает все необходимые комиссии за данный период.
В Европе используется портфельный подход к финансированию денежных требований (sales ledger), поэтому и схема погашения комиссий носит другой характер.
Комиссия фактора за финансирование вычитается прямо из суммы авансового платежа (main payment), а остальные комиссии фактор учитывает после получения денег от дебитора. Возникает вопрос: каким образом рассчитывается комиссия за финансирование, ведь в момент, когда она взимается фактором, еще неизвестна точная дата платежа дебитора и, как следствие, невозможно точно посчитать размер вознаграждения? Обычно используется следующий метод (pre compte): комиссия за финансирование рассчитывается исходя из того, что дебитор погасит задолженность точно в день платежа. В этом случае размер комиссии рассчитывается по формуле:
Ап - Вк x Кдн / 365 x 100, (1)
где Ап - авансовый платеж;
Вк - величина комиссии за финансирование;
Кдн - количество дней между датой финансирования и днем платежа (согласно договору).
После получения фактором
платежа от дебитора рассчитывается
окончательная величина данной комиссии,
и при необходимости