Теоретические основы факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Иванов Д.И..doc

— 701.50 Кб (Скачать)

Валютный контроль тесно  связан с реализацией международного факторингового бизнеса. Фактически, продавая международный факторинг, компания автоматически продает услуги банка по валютному контролю.

В целях стимулирования развития продаж как собственно факторинга, так и кросс-продаваемых продуктов  следует делать особый акцент на мультипликации эффекта от приобретаемых клиентами продуктов при условии их совместного использования (единая "упаковка" продуктов, пакеты продуктов).

Например, компания может  предложить:

1. Набор продуктов  для экспортера: экспортное факторинговое обслуживание; кредитные продукты; валютный контроль; РКО; услуги электронной коммерции.

2. Набор продуктов  для оптовой торговой компании: внутреннее факторинговое обслуживание; реверсивный факторинг; РКО; депозитарное  обслуживание; услуги электронной коммерции.

3. Набор продуктов  для дистрибьюторской компании: внутреннее факторинговое обслуживание; кредитные продукты; лизинг; инкассация; РКО; проектное финансирование; услуги  электронной коммерции.

4. Набор продуктов  для производственно-торговой компании: экспортное, внутреннее факторинговое обслуживание; кредитные продукты; лизинг; РКО; проектное финансирование; услуги электронной коммерции.

Все эти решения позволят, как к банку, так и компании расширить клиентскую базу, нарастить  объемы  и, соответственно, получить дополнительную прибыль. 

Исходя из исследования рынка факторинга и его клиентской базы следует, что основными потребителями  услуг  факторинга являются торговые компании и совсем в стороне находятся  предприятия сферы услуг, при этом

потенциал роста рынка факторинга за счет предложения решений компаниям из сферы услуг оценивается специалистами – плюс 100 млрд. руб. оборота в год.

Факторинговое обслуживание компаний, оказывающих услуги с отсрочкой платежа – большая редкость в России, но довольно распространенная практика в Европе и Северной Америке, где клиентами факторинговых компаний могут быть рекрутинговые агентства, клининговые и кейтеринговые компании, компании, оказывающие услуги по доставке и транспортировке грузов и т.д. Финансирование отсрочки платежа при оказании услуг– вполне обычная практика для зарубежных стран, где на компании сферы услуг приходится до трети объема рынка факторинга той или иной страны.

В России практика работы по факторингу с компаниями, оказывающими услуги,  развита незначительно. И в анализируемых нами компаниях их доля также невелика.

       При  этом следует  отметить, что  оборот компании «Лайф» в первом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 20% и составил 4853 млн. рублей. Сначала года 635 компаний сегмента малого и среднего бизнеса получили факторинговое финансирование от ФК «Лайф» объемом  4277,08 млн. рублей, что так же превышает показатели 2011года. Большинство клиентов было профинансировано в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпримательства (ОАО «МСП Банк»), которая реализуется через Факторинговую Компанию Лайф с 2009г. и достигла объемов 2,6 млрд. руб.

Количество уступленных  поставок ФК «Лайф» увеличилось на 45% и составило 59580 поставок. В планах компании на 2012 год значиться дальнейший активный рост клиентской базы и портфеля выданных факторинговых авансов в сегменте МСП при поддержке Госкорпорации "Внешэкономбанк" и ОАО "МСП-Банк". 

К числу недостатков  ОАО «Просвязьбанк»  можно отнести слабое развитие специализированных программ для сегмента малого и среднего бизнеса, которые наиболее востребованы в регионах.

Кроме того, на развитие обоих анализируемых  субъектов  рынка, как и впрочем, и для  всех остальных субъектов рынка факторинговых операций является  отсутствие нормативной базы. В стране остро назрела необходимость разработки закона «О факторинге», который бы  снял неопределенности и разночтения в проведении операций, кроме того, позволил бы приравнять между собой банки, оказывающие факторинговый услуги, как анализируемый нами ОАО Промсвязьбанк и самостоятельных факторинговых компаний, как    ФК «Лайф».

3.2Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности

Проведенный анализ развития факторинговых операций  в Российской Федерации  выявил ряд достоинств и недостатков в деятельности анализируемых предприятий.

При анализе эффективности  нельзя не учитывать особенности, характерные  для той или иной отрасли. Ключевыми  факторами успеха для факторинговой  деятельности являются: имидж компании, стаж и опыт работы на рынке, наличие качественного программного обеспечения, в том числе клиентского модуля, работающего в режиме online, квалифицированный персонал.

Таким образом, если рассматривать  критерии оценки факторинговой компании с точки зрения потребителя, то можно выявить следующие основные критерии выбора Фактора: финансовое состояние; репутация, в том числе отзывы уже обслуживающихся клиентов; стаж и опыт работы на рынке; объем факторингового портфеля; наличие дополнительных услуг помимо финансирования; сроки постановки на обслуживание; наличие качественного программного обеспечения; размер комиссии.

Оценить же эффективность  факторинговой деятельности с точки  зрения самого Фактора можно с  помощью качественных и количественных показателей.

К качественным показателям  эффективности факторинговой деятельности можно отнести такие как:  полнота  реализации основных задач и функций  структурных подразделений; соблюдение сотрудниками установленных технологий работы;  отсутствие нареканий на качество клиентского обслуживания со стороны клиентов; развитие продуктового ряда; расширение клиентской базы; сохранение конфиденциальности об операциях клиентов; оптимизация бизнес-процессов и технологическое совершенствование бизнеса; региональная экспансия и ряд других.

Для более   подготовки предложений и рекомендаций по улучшению  деятельности предприятий  составим на основе проведенного анализа  SWOT- матрицу для анализируемых субъектов рынка факторинговых операций. Начнем с лидера рынка – ОАО «Промсвязьбанк».

 

Силы компании (S)

1.Десятилетний опыт  работы на рынке

2.Квалифицированный персонал.

3.Достаточное  количество  достаточно дешевых источников  для финансирования операций

4.Членство в международной  Factors Chain International.

5. Наличие стратегии  дальнейшего  развития проведения  факторинговых операций 

6/ Возможность проведения  всех видов факторинговых операций

7. Наличие  автоматизированного  доступа клиентов к данной  услуге.

Слабости компании (W)

1.Работа на рынке только с крупными клиентами.

2.Отсутствие специализированных программ финансирования факторинговых операций  для предприятий МСБ.

3. Из-за требований  регулятора достаточно жесткий  отбор потенциальных клиентов.

4.Отсутствие программ  по финансированию факторинговых операций  по услугам.

5.Отсутствие единых  баз данных для проверки кредитных  историй клиентов и дебиторов  и зачастую несоответствующие  действительности сведения официальной  бухгалтерской отчетности российских  предприятий

6.Недостаточно развито  взаимодействие факторинга с другими сопутствующими финансовыми инструментами (страхованием, коллекторством, лизингом и др.).

Возможность среды (O)

1.Одинаково сложная  и неопределенная ситуация на  рынке как для крупных, так  и для мелких игроков.

2. Развитая  филиальная сеть.

3.Высокая потребность в  данных операциях

Угрозы среды (T)

1. Постоянная возможность возникновения нового витка мирового  финансового кризиса

2.Требования ЦБ по  поддержанию ликвидности.

3. Необходимость создания  резервов на потери по ссудам  по требованию регулятора в соответствии с инструкцией Банка России 110-И

4. Возможность несвоевременной  оплаты сделок.

5.Отсутствие закона  «»О факторинге»

6, Возможность двойного  финансирования у разных факторов.


 Рисунок  3.1- SWOT- матрица анализа факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк»

 Таким образом, исходя из обобщения анализа проведения факторинглвых операций в ОАО «Промсвязьбанк» можно порекомендовать им  рассмотреть следующие возможности улучшения деятельности на рынке:

  • Исходя из лидирующих позиций на рынке факторинга в России, инициировать через Ассоциацию факторинговых компаний и Ассоциацию банков России разработку и принятие закона  «О факторинге».
  • Разработать более специализированные и детальные программы для финансирования разных групп клиентов, включая предприятия МСБ, а также   для предприятий из сферы услуг.
  • Также через Ассоциацию российских банков инициировать создание Бюро кредитных историй именно для проверки  кредитных историй клиентов и дебиторов и зачастую несоответствующие действительности сведения официальной бухгалтерской отчетности российских предприятий.

 Рассмотрим сильные  и слабые стороны ФК «Лайф»,  создав для нее такую же  матрицу. 

Силы компании (S)

1.Предыдущий опыт работы на  рынке в составе структурного  подразделения банка

2.Квалифицированный персонал.

3. Наличие стратегии  дальнейшего  развития проведения  факторинговых операций 

4. Наличие специализированных, в том числе и уникальных  для российского рынка, программ  проведения факторинговых операций  для предприятий МСБ.

5. Наличие автоматизированного доступа клиентов к данной услуге.

Слабости компании (W)

1..Отсутствие программ по финансированию  факторинговых операций  по услугам.

2.Отсутствие единых баз данных для проверки кредитных историй клиентов и дебиторов и зачастую несоответствующие действительности сведения официальной бухгалтерской отчетности российских предприятий

3. Дорогие источники для финансирования.

4. Отсутствие членства в международных факторинговых ассоциациях, что затрудняет проведение международного факторинга.

Возможность среды (O)

1.Одинаково сложная и неопределенная  ситуация на рынке как для  крупных, так и для мелких  игроков.

2.Высокая потребность в данных операциях

Угрозы среды (T)

1. Постоянная возможность возникновения  нового витка  мирового  финансового кризиса

2. Жесткое валютное регулировании со стороны государства.

3. Возможность несвоевременной  оплаты сделок.

4.Отсутствие закона «»О факторинге»

5, Возможность двойного финансирования у разных факторов.


Рисунок 3.2- SWOT- матрица анализа факторинговых операций ФК «Лайф»

Таким образом, исходя из обобщения анализа проведения факторинглвых  операций в ФК «Лайф» можно порекомендовать  им  рассмотреть следующие  возможности  улучшения деятельности на рынке:

  • Исходя из лидирующих позиций на рынке факторинга в России, инициировать через Ассоциацию факторинговых компаний  разработку и принятие закона  «О факторинге».
  • Разработать более специализированные и детальные программы для финансирования разных групп клиентов,  в частности,  для предприятий из сферы услуг.
  • Разработать стратегию дальнейшего продвижения продуктов компании на региональный рынок.
  • Разработка  мероприятий по регистрации фирмы в одной из Международных ассоциаций с целью возможности проведения операций по международному факторингу.

Новое направление российского рынка факторинговых услуг представляет собой партнерство коммерческого банка и факторинговой компании с целью совместного освоения рынка факторинга.

Такое сотрудничество можно  рассматривать как вариант сохранения факторинговых услуг в деятельности банков.

Успешными могут быть и различные формы сотрудничества банка и факторинговой компании.

Агентское соглашение. При  этом банк передает на факторинговое  обслуживание своих клиентов, получая  при этом факторинговое вознаграждение.

Синдицированный факторинг. В данном случае финансирование осуществляет банк, а фактор поддерживает продажи и предоставляет необходимую инфраструктуру для ведения бизнеса.

Работа с портфелем  дебиторской задолженности. Такая  услуга осуществляется в несколько  этапов. Сначала проводятся оценка качества дебиторской задолженности заемщика и организация обеспечительной уступки портфеля в пользу банка, затем осуществляется мониторинг качества дебиторской задолженности и изменений портфеля во времени. Далее проводится сбор уступленной дебиторской задолженности в пользу банка в случае дефолта заемщика.

Таким образом,  на настоящий  момент рынок факторинговых операций переживает подъем, поскольку для  России эта операция еще не стала  достаточно обыденной,  то, кроме  того, отсутствие  прочной законодательной базы, затрудняет и в отдельных случаях делает  неконкурентными условия для проведения данных сделок банками и специализированными  организациями.

Заключение

Информация о работе Теоретические основы факторинга