Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.
Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86
Индекс конкуренции, в 2011 году составил 3,7 (по 5-балльной шкале). Уровень конкуренции среди Факторов по итогам 2011 года не изменился. Конкуренция во втором полугодии сместилась в продуктовую сферу, однако ценовое давление сохранилось. Ценовое давление в сегменте МСБ, на локальных рынках в регионах, а также в секторе безрегрессного факторинга Факторы оценивают как низкое. Уровень восприятия конкурентного поля увеличивается по мере роста оборота Фактора и числа его клиентов. Большинство крупных игроков ожидает усиление конкурентной борьбы в 2012 году23.
По данным этого же исследования по итогам 2011 года следующие участника рынка факторинга имеют наибольшую долю рынка24:
В обороте рынка факторинга наибольшую долю составили следующие виды факторинга25:
Необходимо также отметить, что самым активным в 2011 году, как и в 2010 году стал 4 квартал, когда обороты факторига выросли по сранению с 1 кварталом 2011 года на 194,6%, а по сравнению с 4 кварталом 2010 года на 180,02%.
Интересным является и дальнейшее развитие такого специфического для российского рынка продукта, как международный факторинг. За прошедший год активными участниками рынка стали следующие компании (табл.2.1)26
Таблица 2.1.- Объем рынка международного факторинга
№ п/п |
Название организации |
Оборот за 2011 год, млн.руб. | |
Экспорт |
Импорт | ||
1. |
Промсвязьбанк |
1187,00 |
4101,00 |
2 |
ЮниКредитБанк |
80,47 |
2246,95 |
3. |
Группа компаний НФК |
435,00 |
1312,00 |
4. |
РБ Факторинг |
0,00 |
30,29 |
5 |
Газпромбанк |
160,03 |
0,00 |
6 |
ФакторРус |
11,08 |
6,94 |
7 |
ФК Клевер |
0,00 |
10,00 |
ИТОГО |
1873,58 |
7707,18 |
Низкая доля факторинговых компаний в международном факторинге связана с особенностями проведения валютных операций и их подчинение требованиям Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Если рассматривать проведение факторинговых операций в региональном разрезе, то можно сделать вывод, что наметилась тенденций по развитию этого вида операций не только в Москве, но и в регионах (табл.2.2)27:
Таблица 2.2- Развитие факторинговых операций в разрезе регионов
№ п/п |
Наименование региона |
Доля региона в общем объеме факторига,%% | |
2010 |
2011 | ||
1. |
Центральный ФО |
7 |
6 |
2 |
Москва |
64 |
62 |
3 |
Северо-Западный ФО |
0,7 |
1,3 |
4 |
Санкт-Петербург |
12 |
11 |
5 |
Приволжский ФО |
5 |
6 |
6 |
Южный ФО |
2 |
4 |
7 |
Северо-Кавказский ФО |
0,5 |
1 |
8 |
Уральский ФО |
5 |
7 |
9 |
Сибирский ФО |
3 |
2 |
10 |
Дальневосточный ФО |
0,2 |
0,3 |
Таким образом, из приведенных данных следует, что многие регионы стали активнее использовать данную услугу для клиентов, следует отметить, что во всех регионах, где наметилась тенденция к росту, имеются филиалы крупнейших факторинговых организаций и банков.
Отраслевая структура в 2011 году выглядела следующим образом28:
В разрезе товарных групп в составе оптовой торговли на первом месте стояло электрооборудование – 34%; продукты питания -20%; непродовольственные товары-13%; торговля автотранспортными средствами-6%; алкогольные напитки -2%; другие виды -25%29.
Таким образом, 2011 год можно назвать переломным в развитии рынка факторинга в России. Помимо привычного роста объемных показателей, который наблюдался с момента образования этого рынка в нашей стране, в течение 2011 года происходили существенные структурные изменения. Общее снижение цен на факторинг заставило многих факторов искать другие пути по наращиванию своего бизнеса, в результате чего многие из них увеличили предложение безрегрессного факторинга, стали осваивать новые, отличные от оптовой торговли, отрасли, а также начали проявлять больший интерес к сотрудничеству с предприятиями малого и среднего бизнеса. Эти и другие тенденции позволяют говорить о том, что рынок факторинга в России переходит на более высокий, качественный, уровень развития.
Среди компаний, которые активно работали на рынке стоит отметить ВТБ Фактор, которая за счет активной, иногда и демпинговой политики сумела за 2011 год нарастить в 2 раза факторинговый портфель.
В настоящий момент конкуренция существует как между различными типами участников российского рынка факторинга, так и среди участников одного типа. Факторинговые компании и банки конкурируют как непосредственно между собой, так и с провайдерами (операторами) услуг на рынке факторинга. В сфере продаж факторинговых продуктов конкуренция идет между всеми тремя участниками российского рынка факторинга. Таким образом, в состав субъектов конкуренции в сфере факторингового предпринимательства входят производители факторинговых продуктов, провайдеры (операторы) услуг на рынке факторинга, финансовые посредники.
Субъекты факторингового предпринимательства имеют различные экономические интересы. Производители факторинговых продуктов заинтересованы в развитии факторинга как основного вида своей деятельности, в то время как для провайдеров (операторов) услуг на рынке факторинга основной задачей является развитие видов предпринимательства, на которых они специализируются, а факторинг воспринимается ими лишь как дополнительный источник доходов и способ привлечения новых клиентов. Финансовые посредники делятся на две группы: тех, для кого продажа факторинговых услуг является основным видом деятельности, и тех, кто наряду с факторингом продает и другие финансовые услуги и часто не заинтересован в том, чтобы акцентировать внимание клиентов на факторинге.
Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития рынка факторинга в России, уровня конкуренции на нем позволяет выделить следующие особенности конкурентного поведения субъектов факторингового предпринимательства:
- факторинговые продукты одной факторинговой компании конкурируют между собой;
- российский рынок
факторинга по степени
- в настоящий момент на российском рынке преобладают ценовые методы конкуренции, однако факторы постепенно все большее внимание начинают уделять таким составляющим неценовой конкуренции, как дифференциация своих продуктов и стимулирование сбыта;
- снижается уровень концентрации участников рынка, происходит движение рынка в сторону большей специализации его участников. Конкурентные действия должны быть направлены на обособление в занимаемом сегменте рынка.
Промсвязьбанк – российский частный банк, входящий в число ведущих банков России и 500 крупнейших мировых банков. Банку присвоены высокие рейтинги ведущими мировыми рейтинговыми агентствами. В 2006 году акционером банка стала дочерняя структура Commerzbank Auslandsbanken Holding AG. В феврале 2010 года акционером Промсвязьбанка стал Европейский банк реконструкции и развития.
Промсвязьбанк – универсальный банк, предоставляющий полный комплекс банковских услуг физическим и юридическим лицам. Его клиентами уже стали более 93 000 российских предприятий, на сегодняшний день количество вкладчиков и заемщиков банка превышает 400 тыс. человек, а число держателей банковских карт составляет более миллиона человек. Региональная сеть банка – это более 290 точек продаж в крупных городах России, филиал на Кипре, представительства в Индии, Китае, Казахстане и на Украине.
С 2002 года работает на рынке факторинга и втечение ряда лет является лидером рынка.
Выше мы уже приводили информацию об объемах факторинговых операций банка в 2011 году -186 млрд. рублей или 21% от рынка.
Рассмотрим, как подходит к отбору клиентов для участия в операциях банк.
Заключение договора факторингового обслуживания поставок с Промсвязьбанком возможно при соответствии поставщика товаров, работ и услуг следующим требованиям30:
В Приложении Б приведен список документов, которые необходимо предоставить клиенту для рассмотрения возможности проведения операции.