Теоретические основы факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Иванов Д.И..doc

— 701.50 Кб (Скачать)

Индекс конкуренции,  в 2011 году составил 3,7 (по 5-балльной шкале). Уровень  конкуренции среди Факторов по итогам 2011 года не изменился. Конкуренция во втором полугодии сместилась в продуктовую сферу, однако ценовое давление сохранилось. Ценовое давление в сегменте МСБ, на локальных рынках в регионах, а также в секторе безрегрессного факторинга Факторы оценивают как низкое. Уровень восприятия конкурентного поля увеличивается по мере роста оборота Фактора и числа его клиентов. Большинство крупных игроков ожидает усиление конкурентной борьбы в 2012 году23.

По данным этого же исследования   по итогам 2011 года следующие участника  рынка факторинга  имеют наибольшую долю рынка24:

  • Промсвязьбанк -21%;
  • ВТБ Факторинг- 14%;
  • Альфа банк – 12%;
  • Банк Петрокоммерц -8%;
  • Группа компаний «Национальная факторинговая компания»-7%;
  • Остальные участники рынка -38%.

В обороте рынка факторинга наибольшую долю составили следующие виды факторинга25:

    1. внутренний факторинг с регрессом - 69,43%;
    2. внутренний факторинг без регресса – 23,41%;
    3. внутрениий факторинг без финансирования – 6,03%;
    4. международный факторинг- 1.10%.

   Необходимо также  отметить, что самым активным в 2011 году, как и в 2010 году стал 4 квартал, когда обороты факторига выросли по сранению с 1 кварталом 2011 года на 194,6%, а по сравнению с 4 кварталом 2010 года на 180,02%.

Интересным является и дальнейшее развитие такого специфического для российского рынка продукта, как международный факторинг. За прошедший год активными участниками рынка стали следующие  компании (табл.2.1)26

Таблица 2.1.- Объем рынка  международного факторинга

№ п/п

Название организации

Оборот за 2011 год, млн.руб.

Экспорт

Импорт

1.

Промсвязьбанк

1187,00

4101,00

2

ЮниКредитБанк

80,47

2246,95

3.

Группа компаний НФК

435,00

1312,00

4.

РБ Факторинг

0,00

30,29

5

Газпромбанк

160,03

0,00

6

ФакторРус

11,08

6,94

7

ФК Клевер

0,00

10,00

 

ИТОГО

1873,58

7707,18


 Низкая доля факторинговых компаний в международном факторинге связана с особенностями  проведения валютных операций и их подчинение требованиям Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Если рассматривать  проведение  факторинговых операций  в региональном разрезе, то  можно сделать вывод, что наметилась тенденций по развитию этого вида операций не только в Москве, но  и в регионах (табл.2.2)27:

Таблица 2.2- Развитие факторинговых  операций в разрезе регионов

п/п

Наименование региона

Доля региона в общем объеме факторига,%%

2010

2011

1.

Центральный ФО

7

6

2

Москва

64

62

3

Северо-Западный ФО

0,7

1,3

4

Санкт-Петербург

12

11

5

Приволжский ФО

5

6

6

Южный ФО

2

4

7

Северо-Кавказский ФО

0,5

1

8

Уральский ФО

5

7

9

Сибирский ФО

3

2

10

Дальневосточный ФО

0,2

0,3


Таким образом, из приведенных данных следует, что многие регионы стали активнее использовать данную услугу для клиентов, следует отметить, что во всех регионах, где наметилась тенденция к росту, имеются филиалы крупнейших факторинговых организаций и банков.

 Отраслевая структура   в 2011 году выглядела следующим  образом28:

  • оптовая торговля – 514,8%;
  • обрабатывающее производство – 41,6%;
  • розничная торговля -5,4%;
  • строительство, услуги, прочее- 1,2%.

В разрезе товарных групп  в составе оптовой торговли на первом месте  стояло электрооборудование – 34%;  продукты питания -20%;  непродовольственные товары-13%; торговля автотранспортными средствами-6%; алкогольные напитки -2%; другие виды -25%29.

Таким образом, 2011 год можно назвать переломным в развитии рынка факторинга в России. Помимо привычного роста объемных показателей, который наблюдался с момента образования этого рынка в нашей стране, в течение 2011 года происходили существенные структурные изменения. Общее снижение цен на факторинг заставило многих факторов искать другие пути по наращиванию своего бизнеса, в результате чего многие из них увеличили предложение безрегрессного факторинга, стали осваивать новые,  отличные от оптовой торговли, отрасли, а также начали проявлять больший интерес к сотрудничеству с предприятиями малого и среднего бизнеса. Эти и другие тенденции позволяют говорить о том, что рынок факторинга в России переходит на более высокий, качественный, уровень развития.

Среди компаний, которые  активно работали на рынке стоит отметить ВТБ Фактор, которая за счет активной, иногда и демпинговой политики сумела за 2011 год нарастить в 2 раза факторинговый портфель. 

В настоящий момент конкуренция  существует как между различными типами участников российского рынка  факторинга, так и среди участников одного типа. Факторинговые компании и банки конкурируют как непосредственно между собой, так и с провайдерами (операторами) услуг на рынке факторинга. В сфере продаж факторинговых продуктов конкуренция идет между всеми тремя участниками российского рынка факторинга. Таким образом, в состав субъектов конкуренции в сфере факторингового предпринимательства входят производители факторинговых продуктов, провайдеры (операторы) услуг на рынке факторинга, финансовые посредники.

Субъекты факторингового предпринимательства имеют различные экономические интересы. Производители факторинговых продуктов заинтересованы в развитии факторинга как основного вида своей деятельности, в то время как для провайдеров (операторов) услуг на рынке факторинга основной задачей является развитие видов предпринимательства, на которых они специализируются, а факторинг воспринимается ими лишь как дополнительный источник доходов и способ привлечения новых клиентов. Финансовые посредники делятся на две группы: тех, для кого продажа факторинговых услуг является основным видом деятельности, и тех, кто наряду с факторингом продает и другие финансовые услуги и часто не заинтересован в том, чтобы акцентировать внимание клиентов на факторинге.

Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития рынка факторинга в России, уровня конкуренции на нем позволяет выделить следующие особенности конкурентного поведения субъектов факторингового предпринимательства:

- факторинговые продукты одной факторинговой компании конкурируют между собой;

- российский рынок  факторинга по степени развития  представляет собой развивающийся  рынок. Основным видом конкуренции  является продуктовая: факторы  начинают конкурировать между  собой, предлагая своим клиентам ограниченный набор аналогичных факторинговых продуктов. Малейшая дифференциация продукта, например наличие дополнительных параметров услуг или скорость оказания услуг, дает фактору большое конкурентное преимущество;

- в настоящий момент  на российском рынке преобладают ценовые методы конкуренции, однако факторы постепенно все большее внимание начинают уделять таким составляющим неценовой конкуренции, как дифференциация своих продуктов и стимулирование сбыта;

- снижается уровень  концентрации участников рынка, происходит движение рынка в сторону большей специализации его участников. Конкурентные действия должны быть направлены на обособление в занимаемом сегменте рынка.

2.2. Анализ  деятельности факторинговой   компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк)  и ОАО Промсвязьбанк.

Промсвязьбанк – российский частный банк, входящий в число  ведущих банков России и 500 крупнейших мировых банков. Банку присвоены  высокие рейтинги ведущими мировыми рейтинговыми агентствами. В 2006 году акционером банка стала дочерняя структура Commerzbank Auslandsbanken Holding AG. В феврале 2010 года акционером Промсвязьбанка стал Европейский банк реконструкции и развития.

Промсвязьбанк – универсальный  банк, предоставляющий полный комплекс банковских услуг физическим и юридическим  лицам. Его клиентами уже стали более 93 000 российских предприятий, на сегодняшний день количество вкладчиков и заемщиков банка превышает 400 тыс. человек, а число держателей банковских карт составляет более миллиона человек. Региональная сеть банка – это более 290 точек продаж в крупных городах России, филиал на Кипре, представительства в Индии, Китае, Казахстане и на Украине.

 С 2002 года работает на рынке факторинга и втечение ряда лет является лидером рынка.

  • с 2003 года входит в международную ассоциацию Factors Chain International;
  • с 2006 года лидирует среди банков по объему уступленных денежных требований;
  • с 2008 года занимает первое место среди банков и факторинговых компаний.

 Выше мы уже приводили информацию об объемах факторинговых операций банка в 2011 году -186 млрд. рублей или 21% от рынка.

Рассмотрим, как подходит к отбору клиентов для участия  в операциях  банк.

Заключение договора факторингового обслуживания поставок с Промсвязьбанком возможно при соответствии поставщика товаров, работ и услуг следующим требованиям30

  • Компания–поставщик зарегистрирована и работает не менее одного года.
  • Поставщик ведет учет своей деятельности и составляет отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Договором поставки товаров или оказания услуг предусмотрена безналичная форма расчетов, а отсрочка платежа не превышает 120 календарных  дней.
  • Сотрудничество поставщика и дебитора должно осуществляться на условиях систематичности поставок и иметь долгосрочную перспективу.
  • Предполагаемый ежемесячный оборот по факторингу не менее трех миллионов рублей.

В Приложении Б приведен список документов, которые необходимо предоставить клиенту для рассмотрения возможности проведения операции.

  1. Поставщик обращается в Департамент факторинговых операций Промсвязьбанка с заявкой на факторинговое обслуживание поставок. 
  2. Поставщик предоставляет в банк пакет документов, необходимых для принятия решения о возможности факторингового обслуживания. 
  3. На основании всестороннего анализа предоставленных поставщиком документов специалисты Промсвязьбанка принимают решение о возможности факторингового обслуживания поставок в адрес конкретных дебиторов. Решение принимается в течение 10 рабочих дней с момента предоставления поставщиком полного пакета документов. 
  4. В случае положительного решения банком устанавливается лимит финансирования – максимальная сумма выплат, в пределах которой Промсвязьбанк будет осуществлять финансирование  поставщика под  уступку денежных требований. 
  5. Если поставщик согласен с предложенными ему условиями обслуживания, то начинается процедура оформления и подписания генерального договора об общих условиях факторингового обслуживания поставок между поставщиком и Промсвязьбанком.  
  6. В случае отрицательного решения о возможности факторингового обслуживания поставок по требованию клиента банк возвращает пакет предоставленных ему документов.   
  7. Параллельно заключению договора поставщик в письменной форме информирует своих покупателей о внедрении новой системы расчетов за товары и предоставляет в Промсвязьбанк подписанное дебитором уведомление об уступке денежных требований к нему. 
  8. Дальнейшее сотрудничество по факторинговому обслуживанию поставок осуществляется по стандартным схемам в зависимости от выбранного вида факторинга.  

Информация о работе Теоретические основы факторинга