Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.
Введение 3
1.Теоретические основы факторинга 6
1.1.Сущность и классификация видов факторинга 6
1.2.Нормативно-правоое регулирование факторинга в Российской Федерации 15
1.3.Зарубежный опыт организации операций в сфере факторинга 22
2.Анализ деятельности российских банков и компаний в сфере факторинговых услуг 29
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг 29
2.2. Анализ деятельности факторинговой компании «Лайф» (ОАО Пробизнесбанк) и ОАО Промсвязьбанк. 36
2.3. Методика расчета маржинальности по факторинговым сделкам 59
3.Разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности оказания факторинговых услуг 67
3.1.Выявление недостатков в деятельности анализируемых субъектов рынка факторинговых услуг 67
3.2.Разработка рекомендаций по улучшению факторинговой деятельности 72
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б......…………………………………………………………………..86
Несмотря на то, что в последние два года наблюдается значительный рост факторинговых операций в этом регионе, факторинг все еще слабо распространен: небольшое количество факторинговых компаний, незначительный оборот. Но есть и исключения, среди них - Хорватия и Румыния. На протяжении всего периода существования этого продукта на Балканах местные правительства и международные финансовые организации уделяли недостаточно внимания развитию факторинга в этом регионе. Только две организации были сфокусированы на скорейшем внедрении факторинга в этих странах и предлагали необходимую помощь: Европейская Юго-Восточная Ассоциация Развития Предпринимательства (SEED) при поддержке Международной Факторинговой Ассоциации (IFG). С их помощью была введена новая программа по развитию и поддержке малых и средних предприятий с использованием лизингового и факторингового продуктов в таких странах, как Албания, Босния, Македония и Сербия. В свою очередь IFG постоянно ищет возможности оказания помощи в развитии факторинговой индустрии. Для этих целей несколько лет назад было создано восточноевропейское подразделение FCI, которое организовывает ежегодные конференции и проводит обучающие семинары в странах Балканского полуострова.
Благодаря выходу на рынок этих стран новых игроков факторинговые услуги начинают активно укреплять свои позиции. К компаниям, которые решили создать стабильный и прибыльный бизнес, предъявляются следующие требования: наличие опыта и знаний в факторинговой индустрии и заинтересованность в проведении факторинговых операций. Большинство компаний, соответствующих данным параметрам, - это банки или их специализированные компании, которые получают помощь от дочерних банков. В случае если компания вышла на рынок и на нем зафиксировалась, что длится около года, то ее рост и развитие обычно очень быстрое и интенсивное. В некоторых случаях факторинговые компании могут даже стать прямыми конкурентами местных банков и предлагать более дешевое финансирование своим клиентам. Стоит отметить одну из самых сильных банковских групп в этом регионе - Райффайзен, которая сыграла важную роль в создании здоровой банковской индустрии на Балканах.
Развитию факторинговой индустрии на Балканах также помогает достаточно четкое законодательное регулирование, которое не было ужесточено по отношению к факторингу. Новые рынки с благоприятным законодательным климатом быстро привлекают конкурентов, которые обычно завоевывают свои позиции путем демпинга, что в итоге уменьшает маржинальный доход и стабилизирует рынок. Рынки Хорватии и Румынии являются типичными для такого развития. Здесь здоровая конкуренция помогла образовать зрелые рынки, где цена больше не является единственным критерием для выбора факторинговой компании, так как качество и эффективность становятся все более и более важными факторами.
Стоит также отметить удачный опыт развития рынка факторинговых операций в Мексике. С 2004 г. государственным банком развития Nacional Financiera успешно осуществляется проект по оказанию факторинговых услуг малому и среднему бизнесу. Программа, которая называется Cadenas Productivas (производственные сети), работает в режиме онлайн под девизом "Факторинг 24 часа". Основная задача этой программы - создать тесные производственные и финансовые связи между крупными покупателями, имеющими высокий кредитный рейтинг, и мелкими поставщиками с помощью реализации операций по обратному факторингу.
Для осуществления этой
программы банк Nacional Financiera использует
собственную технологическую
При этом банк Nacional Financiera не только взял на себя финансирование всех издержек, связанных с обслуживанием технологической платформы, но и оплачивает все сервисные услуги, предоставляемые участникам факторинговой сделки, в том числе весь процесс подготовки, подписания и отправки документов. Программа Cadenas Productivas реализуется на мультибанковской основе, что создает конкуренцию между банками-факторами и позволяет покупателям-заемщикам получать ресурсы на выгодных условиях.
Технология реализации факторинговой сделки в рамках программы Cadenas Productivas состоит из следующих этапов :
1. Покупатель и поставщик заключают соглашение с банком Nacional Financiera об открытии кредитной линии под будущие заказы на покупку определенной продукции.
2. В течение 10 дней
с момента открытия кредитной
линии поставщик получает
3. Поставщик под документ о поступившем к нему заказе от покупателя получает от банка Nacional Financiera предоплату в размере 50% от стоимости заказанной продукции по ставке 7% годовых.
4. В течение 40 дней
после получения заказа фирма-
5. Банки-факторы, участвующие в программе Cadenas Productivas, используют documentos negociables в качестве основания для перечисления кредитных средств на счет фирмы-поставщика. При этом банк Nacional Financiera вычитает из данной суммы ранее произведенную в адрес поставщика 50%-ную предоплату. В результате поставщик получает оставшуюся разницу, из которой выплачивается вознаграждение факторам в размере 5% годовых.
6. В течение следующих
30 дней после получения
Таким образом, с момента подписания соглашения об открытии кредитной линии до момента завершения факторинговой сделки проходит в общей сложности 80 дней. При этом для сотрудников фирм-поставщиков, которые ранее не участвовали в таких проектах, предусмотрено проведение бесплатных тренингов, объясняющих суть данной программы.
Как пишет эксперт Мирового банка Leora Klapper14, для финансирования данной программы банком Nacional Financiera привлекались не только ресурсы Международного банка реконструкции и развития и Американского банка развития, но и кредиты от крупных иностранных коммерческих банков, а также размещались ценные бумаги на мексиканском и зарубежном рынках. При этом участие мексиканских банков в программе Cadenas Productivas стимулировалось благодаря тому, что банк Nacional Financiera обеспечивал им более дешевое рефинансирование факторинговых операций, в то время как крупные банки, имевшие более дешевые источники рефинансирования, получали от Nacional Financiera комиссионные выплаты в размере от 42 до 100 базисных пунктов (0,42 - 1,0 п. п.).
Объем мирового рынка факторинга в 2010 г. составил около 1 650 000 млн. евро, увеличившись на 28,4% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Следует отметить, что это значительный рост, наблюдавшийся на протяжении последних пяти лет. Лидером на мировом рынке факторинга является Европа, доля которой в 2010 г. составила 63%. Вторым рынком-лидером является Азия (22%). Рынок Северной и Латинской Америки уступает азиатскому на 11 процентных пункта и составляет 11%. Наименьшими мировыми рынками являются рынки Австралии и Азии (3%) и рынок Африки (1%)15. Тем не менее, всего за пять последних лет азиатский регион увеличил свою долю в общемировом обороте почти вдвое. И именно там был зарегистрирован наиболее динамичный рост объемов факторинговых услуг — в 1,7 раза. Чемпионом оказался Китай, увеличивший обороты факторинга в 2,3 раза. Далее следуют Тайвань (1,98 раза), Турция (1,92), Бразилия (1,65). Китай стал вторым в мире рынком факторинговых услуг (по оценкам FCI — 154,6 млрд. евро).
В Германии достигнут 35-процентный рост объемов переуступленной дебиторской задолженности (до 129,5 млрд. евро).
Безусловный лидер на мировом рынке факторинга - Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. В стране насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться.
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС - Франция, Иралндия, Германия, Испания. Из неевропейских стран большой оборот факторингового рынка в 2010 г. составил у таких стран, как США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
Таким образом, после кризиса 2008-2009 годов, в мировых финансах наметилась тенденция роста факторинговых услуг, причем в стороне не остался и российский рынок, который в 2011 году показал значительный рост объема проведенных операций. В следующей главе рассмотрим на примере крупнейшего участника рынка факторинга ОАО «Промсвязьбанк» и специализированной компании «Лайф» технологию осуществления факторинговых операций.
Сегодня факторинг в России является актуальной и востребованной услугой – все больше компаний внедряют механизм факторинга в расчеты со своими контрагентами, поскольку этот инструмент позволяет значительно увеличить обороты компании без существенных изменений сложившихся бизнес-процессов.
О росте популярности факторинга среди
российских компаний свидетельствует
ежегодный прирост рынка
Рисунок 2.1- Динамика развития рынка факторинга в России
Объем рынка факторинга по итогам 2011 года составил 882 млрд. рублей. Рост рынка факторинга в 2011 году составил 82%. Оборот российских Факторов в 4 квартале 2011 года вырос на 307 млрд. рублей (+35% к 3 кварталу). Таким образом, в полной мере реализовался фактор сезонного роста, и пессимистические прогнозы, связанные с ростом ставок комиссий и снижением уровня ликвидности в 4 квартале 2011 года, - не оправдались. Российский факторинг поставил очередной рекорд по объему уступленных денежных требований (882 млрд. рублей), что на 82% выше, чем по итогам 2010 года (484 млрд. руб.). Вопреки прогнозам, динамика развития факторинга в 2011 года оказалась выше, чем в 2010 г., по итогам которого оборот рынка увеличился на 53%17.
Объем выплаченного финансирования в 2011 г. составил 717 млрд. рублей. С начала 2011 года российские Факторы профинансировали товарооборот на сумму свыше 717 млрд. рублей, что на 94% выше аналогичного показателя 2010 г. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований в 4 квартале 2011 года сохранилось на уровне 82% по сравнению с 3 кварталом того же года. Данный показатель увеличился на 6% по сравнению с итогами 4 квартала 2010 года18.
Совокупный факторинговый портфель на 31.12.2011 г. составил 164,4 млрд. рублей. В 4 квартале 2011 г. совокупный факторинговый портфель вырос на 33% по сравнению с 3 кварталом того же года. Всего за 12 месяцев совокупный факторинговый портфель вырос на 72%. Средняя оборачиваемость по портфелю за год прошедший увеличилась с 55 до 62 дней.
Факторинг с регрессом по-прежнему основной продукт рынка, растут операции международного факторинга. В структуре продуктового ряда российских факторов продолжает доминировать факторинг с правом регресса, однако его доля в обороте рынка продолжает снижаться – по итогам 2011 года она составила 69,4% против 74,8% годом ранее. Доля внутреннего факторинга
без регресса в 4 квартале 2011 г. незначительно снизилась до 23,4%, продемонстрировав рост на 7,3% по сравнению с показателем 2010 года. В 4 квартале 2011 года продолжился рост импортных операций, однако доля объема международного факторинга осталась стабильной – чуть более 1% от совокупного оборота рынка19.
Факторингом воспользовались свыше 5700 компаний при расчетах с 17200 дебиторами. Российские факторы, принявшие участие в сборе статистики, в 2011 году привлекли около 3000 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 6790 новых дебиторов. В общей сложности за 2011 г. Факторами было обработано свыше 4,4 млн. поставок товаров и услуг.20
Доля факторинговых операций в Москве и Санкт-Петербурге составляет 73% объема рынка. Региональная структура оборота Факторов сохраняет тенденцию к снижению доли двух столиц. В 2011 году в Москве формировалось 62% операций, в Санкт-Петербурге – 11%, доля Центрального федерального округа (кроме столицы) снизилась до 6%, Приволжского федерального округа выросла на 1 п.п. до 6%, доля Уральского федерального округа увеличилась на 2 пп до 7%. Удвоилась доля Южного федерального округа (4%), доля Сибирского федерального округа снизилась до 2%. Незначительно увеличились доли СевероЗападного, Северо-Кавказского ФО и Дальневосточного федеральных округов21.
Доля оптовой торговли в обороте рынка факторинга в 2011 г. снизилась 52%, обрабатывающих производств - увеличилась до 41,6%. Отраслевая структура оборота Факторов в 2011 году характеризуется снижением доли оптовой торговли: с 66% по итогам 2010 г. данный показатель снизился до 52% по итогам 2011 г. Доля обрабатывающих производств продолжила рост – с 31% по итогам 2010 г. до 41,6% по итогам 2011 г. В структуре оптовой торговли в 2011 г. за счет торговли автотранспортными средствами (доля в обороте опта составила 6%) расширилось число «факторабельных» товарных групп: доля сегмента «электроника, бытовая техника и электрооборудование» снизилась с 42% в 2010 г. до 34% в 2011 г., сегмент «продукты питания» составил 20%, сегмент «непродовольственные товары» вырос с 8% в 2010 г. до 13% по итогам 2011 г., доля торговли алкогольной продукцией упала вдвое до 2% (при этом основной оборот формировался в 1 полугодии 2011 года).22