Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа
Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».
Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76
Поскольку в данном случае наблюдается наличие множества производителей (продавцов) товары, которых являются практически одинаковыми, увеличивать цену выше уровня превалирующей рыночной цены нет смысла. С другой стороны, снижать цены тоже нет необходимости, поскольку фирма и так может продать все, что может произвести.
Для чистой конкуренции характерно:
- Наличие
большого количества
- Однородность продаваемой продукции;
- Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция. В данном случае фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов. В условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров.
Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
- Продавцы
конкурируют, предлагая
- Тип
такого отраслевого рынка
- На данном
рынке действует относительно
большое количество продавцов,
каждый из которых
В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом. [22, с. 277]
Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.
На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию.
Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:[36, c. 30]
1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы
роста рынка - быстрый рост
облегчает проникновение на
3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5) цена;
6) уровень
стандартизации товаров —
7) мобильные технологические модули;
8) требования
к размерам необходимых
9) вертикальная
интеграция повышает
10) экономия
на масштабе – увеличивает
долю рынка, необходимую для
достижения
11) быстрое
обновление ассортимента
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.
Существует
три крайности подходов к формированию
категории «
Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом.
Под конкурентным
потенциалом предприятия
Высокая
конкурентоспособность
1. потребители
довольны и готовы купить
2. общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
3. работники
гордятся своим участием в
деятельности фирмы, а
Для того
чтобы стать
- обеспечить
конкурентоспособность
- поднять
потенциал
Понятие
конкурентоспособности фирмы
Таким образом,
конкурентоспособность
При этом, под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Поскольку
конкуренция фирм на рынке принимает
вид конкуренции самой
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка [21, с. 87]. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции [34, с. 17 – 18].
Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром и определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей [22, с. 113 – 115]. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
На уровень
конкурентоспособности
Конкурентоспособность
продукции (услуги) зависит от ряда
факторов, влияющих на предпочтительность
товаров и определяющих объем
их реализации на данном рынке. Эти
факторы можно считать
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке [23, с. 76]. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны) [35, с. 27 – 28].
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.
Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров [12, с. 104].
Конкурентоспособность
предприятия определяется следующими
факторами: качество продукции и
услуг; наличие эффективной стратегии
маркетинга и сбыта; уровень квалификации
персонала и менеджмента; технологический
уровень производства; налоговая
среда, в которой действует
В свою очередь,
составляющие и компоненты конкурентоспособности
являются многофакторными
Динамизм компании, т.е. ее способность к быстрому и масштабному маневру, с одной стороны, собственными ресурсами (включая персонал), структурой, построением бизнес-процессов, а с другой стороны, организацией партнерского взаимодействия – превращается в решающий фактор конкурентоспособности [16, с. 60].
В известном смысле конкуренция – это двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом [9, с. 277 – 279].
Рисунок. 1.1 - Компоненты конкурентоспособности предприятия
Конкурентная
среда – рынок или его сегмент,
где продавцы свободно соперничают
за право продать товар
Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.
На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей.
Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности