Теоретические основы планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Глава 1. Теоретические основы планирования

    1. Содержание и виды планирования

    Планирование  – важнейшая составная часть  современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.

    Как экономическую категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения.

    С экономической точки зрения –  это способ определения пропорций  совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров.

Внутренняя  природа фирмы основывается на системе  плановых решений, в соответствии с  которой участники внутрифирменной  деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, и их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

    С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы  и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.

Исходя  из этого, можно сказать, что планирование – средство установления целей и  задач бизнеса и координация  совместной деятельности участников.

Планирование  представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Оно часто рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

Преимущества  планирования:

1. Помогает решать задачи рационально и с наименьшими затратами

2. Помогает улучшить координацию действий исполнителей

3. Обеспечивает более рациональное использование ресурсов

4. Помогает руководителям мыслить перспективно, использовать будущие возможности

5. Обеспечивает возможность контроля за событиями и позволяет управлять ими

6. Готовит предприятие к возможным изменениям

7. Способствует повышению образовательного уровня менеджеров и др.

Принципы  планирования:

1) Непрерывность - означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий.

2) Научность - означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника. При этом в природоохранном обустройстве территорий должны использоваться результаты экологических и экономических прогнозов, экологического мониторинга, положений целевых природоохранных программ.

3) Приоритетность - означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Именно умение выбирать такие приоритеты отличает сильного менеджера от более слабого.  

4) Взаимная увязка и координация - означает необходимость охвата всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности совместной работы.

Независимо  от экономической системы плакирование обычно разделяют по срокам выполнения намечаемых задач на:

- долгосрочное (более трех лет)

- среднесрочное (1...3 года)

- краткосрочное (недели, месяцы)

    В зависимости от содержания (широты, направлений деятельности и значимости) решаемых вопросов планирование разделяют  на:

- генеральное

- стратегическое

- оперативное (текущее, регулярное)

    1. Генеральное планирование определяет цели и принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Как правило, оно охватывает деятельность большого числа организаций. Примерами могут служить генеральные планы развития городов или сельских районов, генеральные планы освоения новых территорий, целевые долгосрочные программы охраны природы.

    2. Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, постав ленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным. Как правило, стратегические планы разрабатываются строительной (проектной, изыскательской) организацией применительно к своим условиям.

По содержанию учитываемых факторов стратегическое планирование можно разделить на два вида:

- бизнес-планирование

- производственно-экономическое планирование

    Бизнес-планирование предполагает учет не только производственно-экономической, но и предпринимательской стороны  деятельности организации. Бизнес-планы  в определенной мере выполняют функцию  рекламы, так как по ним потенциальные заказчики могут решать, иметь ли им дела с данной организацией или нет.

    Производственно-экономическое  планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую  и социальную стороны деятельности строительной организаций, не затрагивая ее предпринимательской части.

    3. Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером "устно", т.е. без составления специальных документов (графиков). Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того, нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть псе возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям. Оперативное планирование должно охватывать не только собственно производства строительно-монтажных работ, но и вопросы материально-технического снабжения, сбыта и т.д.

1.2 Содержание  и значение бизнес-планирования

    Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный  вид плановой деятельности, которая  непосредственно связана с предпринимательством.

В условиях рынка нереально добиться стабильного  успеха в бизнесе, если не планировать  эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных  состоянии и перспективах, о состоянии  целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо  не только точно представлять свои потребности на перспективу в  материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать  источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

    Таким образом, бизнес-планирование – это  объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем  случае бизнес-планирование предусматривает  решение стратегических и тактических  задач, стоящих перед предприятием.

    Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов).

Во-первых, коммерческая организация должна располагать  соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать  финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия  и внешняя информация.

    Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая  информация;

2) учетная  информация;

3) сообщения  финансовых органов, информация  учреждений банковской системы,  информация товарных, валютных бирж  и прочая финансовая информация;

4) политическая  информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация  и обработка больших массивов информации.

    Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительную  стадию;

2) стадию  разработки бизнес-плана;

3) стадию  продвижения бизнес-плана на рынок  интеллектуальной собственности;

4) стадию  реализации бизнес-плана.

    Бизнес-идея – это идея нового продукта или  услуги, технического, организационного или экономического решения и  др. Источниками новых идей могут  быть:

1) отзыв  потребителей;

2) продукция,  выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации  федерального правительства о  патентах;

5) проводимые  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теоретические основы планирования