Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа
Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Таким образом, налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».
Как
и любая другая система, налоговая
система – это целостное
Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Таким образом, налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. [24, с.31]
Налоговая система имеет длительную историю. На ее становление и развитие оказывали и оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы).
В развитии налоговой системы можно выделить несколько периодов.
Первый период охватывает хозяйство древнего мира и экономику средних веков. Для него характерна неразвитость налоговых отношений, случайный характер налогов.
Второй период охватывает XVI—XVIII вв. Формирование налоговой системы происходит на фоне постепенного вытеснения натурального хозяйства денежным, возрастания потребностей государства и, как следствие, характеризуется множественностью налогов, преимущественно косвенных. Например, в Голландии в XVIII в. было так много косвенных налогов, что на порцию рыбы, поданную в гостинице, приходилось 34 различных налога. Применялись и прямые налоги. Они были также многочисленны и случайны. Например, в Вюртемберге был введен налог на соловьев.
Однако к концу XVIII в. многообразные и неустойчивые налоги не только не обеспечивали выполнение своего прямого назначения, но и стали тормозить развитие промышленности и других сфер деятельности. Сформировалось осознание необходимости постоянных налогов.
Третий период, охватывающий XIX в., отличается меньшим количеством налогов и относительным их единообразием. Формы налогов стали более определенными, были выработаны правила налогообложения.
История налогов в XIX в. — это история борьбы экономических интересов различных слоев общества: землевладельцев (отмена земельного налога), капиталистов (отмена множества косвенных налогов), рабочих (отмена налога на соль, введение подоходного налога).
В этот же период в результате теоретического изучения будущего налогов был сделан важнейший вывод об их объективной необходимости: «Государственные услуги, обращенные на пользу граждан, будут иметь место всегда, при всяком фазисе культуры и цивилизации, поэтому никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов».
Четвертому периоду развития налоговой системы (XX в.) присуща устоявшаяся совокупность налогов. Преобладающее место в ней занимают прямые формы обложения, что предопределено широким внедрением подоходного обложения. Осуществлена рационализация косвенного обложения: сокращен круг подакцизных товаров, введен налог с оборота, который во второй половине XX в. и европейских странах трансформировался в налог на добавленную стоимость, а в США и Канаде — в налог с продаж.[24, с.33]
Основными
функциями налоговой системы
государства и, соответственно, установленных
в государстве налогов
Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов положения и др.).
В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают (Рис. 1.1 ):
Механизм
налогового регулирования опирается
на законодательную базу и включает
ряд инструментов, позволяющих направлять
предпринимательскую инициативу налогоплательщиков
в нужное русло, обеспечивая тем самым
стабильность и рост поступлений доходов
в государственный бюджет.
Рисунок 1.1 – Налоговая система (механизм)
Примечание
– Источник: [1]
Налоговая
система включает в себя следующие способы
и методы взимания налогов. В налогообложении
действуют три способа взимания налогов:
кадастровый; декларационный; административный.
(Рис 1.2).
Рисунок 1.2 – Налоговая система (механизм)
Примечание
– Источник: [1]
Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.
На
таких же принципах построен и
используется для исчисления налога
на землю земельный кадастр
Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации - о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы.
Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем и взмается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводятся сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях ног способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
Общим
правилом для всех современных государств,
независимо от их устройства, является
прерогатива органов
Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 г. на международные стандарты в области бюджетной классификации.
В
налоговых отношениях участвуют
две стороны: налогоплательщики
и государство, интересы которого защищают
государственные налоговые
Участники налоговых отношений наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.
В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков
изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь (НК РБ), вступившим в силу с 1 января 2004 г., статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ.