Теоретические основы налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Таким образом, налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Файлы: 1 файл

1 Теоретические основы налоговой системы1.docx

— 51.16 Кб (Скачать)

    1 Теоретические основы  налоговой системы

    1. Понятие налоговой системы, ее структура

    В современных государствах существует большое количество разнообразных  налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии  «налоговая система».

    Как и любая другая система, налоговая  система – это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими признаками, целями, задачами, а также находятся  в определенной соподчиненности  между собой. Важнейшим элементом  налоговой системы, проявляющимся  в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических  и  физических лиц различных видов  налогов, сборов, пошлин, как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система  – более сложное явление. Организация  налоговых отношений – это результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления.

    Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью  исчисления и своевременностью уплаты налогов.

    Таким образом, налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. [24, с.31]

    Налоговая система имеет длительную историю. На ее становление и развитие оказывали и оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы).

    В развитии налоговой системы можно  выделить несколько периодов.

    Первый  период охватывает хозяйство древнего мира и экономику средних веков. Для него характерна неразвитость налоговых отношений, случайный характер налогов.

    Второй  период охватывает XVI—XVIII вв. Формирование налоговой системы происходит на фоне постепенного вытеснения натурального хозяйства денежным, возрастания потребностей государства и, как следствие, характеризуется множественностью налогов, преимущественно косвенных. Например, в Голландии в XVIII в. было так много косвенных налогов, что на порцию рыбы, поданную в гостинице, приходилось 34 различных налога. Применялись и прямые налоги. Они были также многочисленны и случайны. Например, в Вюртемберге был введен налог на соловьев.

    Однако  к концу XVIII в. многообразные и  неустойчивые налоги не только не обеспечивали выполнение своего прямого назначения, но и стали тормозить развитие промышленности и других сфер деятельности. Сформировалось осознание необходимости постоянных налогов.

    Третий  период, охватывающий XIX в., отличается меньшим количеством налогов и относительным их единообразием. Формы налогов стали более определенными, были выработаны правила налогообложения.

    История налогов в XIX в. — это история  борьбы экономических интересов различных слоев общества: землевладельцев (отмена земельного налога), капиталистов (отмена множества косвенных налогов), рабочих (отмена налога на соль, введение подоходного налога).

    В этот же период в результате теоретического изучения будущего налогов был сделан важнейший вывод об их объективной необходимости: «Государственные услуги, обращенные на пользу граждан, будут иметь место всегда, при всяком фазисе культуры и цивилизации, поэтому никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов».

    Четвертому  периоду развития налоговой системы (XX в.) присуща устоявшаяся совокупность налогов. Преобладающее место в ней занимают прямые формы обложения, что предопределено широким внедрением подоходного обложения. Осуществлена рационализация косвенного обложения: сокращен круг подакцизных товаров, введен налог с оборота, который во второй половине XX в. и европейских странах трансформировался в налог на добавленную стоимость, а в США и Канаде — в налог с продаж.[24, с.33]

    Основными функциями налоговой системы  государства и, соответственно, установленных  в государстве налогов являются:

  • Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  • Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  • Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  • Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

    Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов положения и др.).

    В законе о каждом налоге должен содержаться  исчерпывающий набор сведений, который  позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства  и порядок его исполнения; границы  требований государства относительно имущества плательщика.

    Инструментами налогового механизма  или элементами налоговой  системы выступают (Рис. 1.1 ):

  • субъект налога;
  • предмет и объект налогообложения;
  • база налогообложения;
  • источники выплаты налоговых платежей;
  • ставка налога;
  • налоговые льготы;
  • налоговый и отчетный период;
  • санкции;
  • порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию

    Механизм  налогового регулирования опирается  на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. 

    

    Рисунок 1.1 – Налоговая система (механизм)

    Примечание  – Источник: [1] 

    Налоговая система включает в себя следующие способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный. (Рис 1.2). 

    

    Рисунок 1.2 – Налоговая система (механизм)

    Примечание  – Источник: [1] 

    Первый  способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

    На  таких же принципах построен и  используется для исчисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указываются их площади и местоположение, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи граждан при обложении подушным налогом.

    Второй  способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации - о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

    Производственные  объединения, предприятия, а также  собственники капитала уплачивают налог  на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются  при выплате им заработной платы.

    Третий  способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем и взмается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводятся сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях ног способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

    Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
  • безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ. [1, с. 40]

    Экономическая и юридическая  наука выделяют следующие  общие характеристики налоговой системы:

  • порядок установления и ввода в действие налогов;
  • виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
  • налоговые органы;
  • права и обязанности налогоплательщиков;
  • права и обязанности налоговых органов;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • защита прав и интересов налогоплательщиков;
  • налоговое законодательство.

    Общим правилом для всех современных государств, независимо от их устройства, является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Достигается это посредством законов или иных законодательных актов. В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает указы и декреты Президента к законам, то налоги могут устанавливаться ими. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных Советов депутатов.

    Каждое  государство имеет свою систему  налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 г. на международные стандарты в области бюджетной классификации.

    В налоговых отношениях участвуют  две стороны: налогоплательщики  и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как  самостоятельные органы государственного управления, либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов.

    Участники налоговых отношений наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.

    В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков

    изложены  в Налоговом кодексе Республики Беларусь (НК РБ), вступившим в силу с 1 января 2004 г., статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ.

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы