Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:35, дипломная работа
Цель работы: изучить механизмы формирования конкурентоспособности организации в современных условиях и разработать проект по совершенствованию системы конкурентоспособности предприятия.
Задачи:
1. Дать общую характеристику конкурентоспособности как объекту управления.
2. Дать теоретический анализ проблемы повышения конкурентоспособности на предприятии.
3. Изучить методы анализа конкурентоспособности в организации.
4. Дать краткую характеристику организации ООО «Хилокагросервис».
5. Проанализировать конкурентоспособность данной организации.
6. Провести SWOT-анализ ООО «Хилокагросервис».
Введение ………………………………..………………………………………....6
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности……………………………………………………….….8
1.1 Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения…….............8
1.2 Методы исследования конкурентоспособности предприятия……………25
1.3 Компоненты создания стратегии конкурентоспособности организации..33
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Хилокагросервис».……………………………………………………………..37
2.1 Краткая характеристика ООО «Хилокагросервис» ……………………....37
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»……………………..…41
2.3 Анализ внутренней среды ООО «Хилокагросервис» …………………….52
2.4 Анализ конкурентной позиции …………………………………………….60
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Хилокагросервис»……………………………………………………………...67
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления запасами для ООО «Хилокагросервис» ……………………………………….67
3.2 Мероприятия, направленные на стимулирование сбыта в ООО «Хилокагросервис» ……………………………………………………………..71
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий ………………...73
Заключение ……………………………………………………………………...74
Список использованных источников………………………………………...…76
Основным видом деятельности предприятия является оптовая и розничная торговля продуктовыми и промышленными товарами. Ассортимент предлагаемой потребителям продукции включает в себя более 500 наименований, а именно: продукты питания (60%), бытовая химия (20%), парфюмерия (10%) и косметика (10%) (рис. 2.2).
Общая площадь торговых точек фирмы составляет 650,7 кв.м., в том числе торговые залы – 430 кв.м. и подвальные помещения - 220 кв.м.
Численность работников предприятия составляет 30 человек. Текучесть кадров в ООО «Хилокагросервис» не превышает 10-12%, что является достаточно хорошим показателем для торгового предприятия.
Рисунок 2.2 - Ассортимент предлагаемых товаров компанией ООО «Хилокагросервис»
С учетом
деятельности предприятия ООО «
Таблица 2.1 – Технико-экономические показатели работы ООО Хилокагросервис» (тыс.руб.)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2011 к 2010 гг. | |||
Абс. |
% | |||||
1 |
Выручка от реализации товаров |
25340 |
34312 |
8972 |
135,4 | |
2 |
Себестоимость реализации товаров |
18840 |
24405 |
5560 |
129,5 | |
3 |
Коммерческие расходы |
4831 |
9188 |
4357 |
190,1 | |
4 |
Прибыль от реализации (1–2–3) |
1675 |
719 |
-956 |
43 | |
5 |
Валовая прибыль |
6506 |
9907 |
3401 |
152,2 | |
6 |
Численность персонала |
29 |
30 |
+ 1 |
116,67 | |
7 |
Рентабельность продаж |
0,066 |
0,021 |
0,045 |
31,8 |
Из данных таблицы видно, что выручка от продажи товаров за анализируемый период увеличилась на 35,4%, себестоимость реализованных товаров за анализируемый период увеличилась на 29,5%, коммерческие расходы за анализируемый период увеличились на 90,2%, прибыль от реализации за анализируемый период уменьшилась на 57,5%, численность персонала за анализируемый период увеличилась на 1 человека, т.е. на 16,67%.
Рост выручки от реализации товар за исследуемый период обусловлен высоким спросом, расширением ассортимента продукции, точнее увеличением объема продаж.
2.2 Анализ внешней среды ООО «Хилокагросервис»
Ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторы микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия. В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.
Для определения политических, экономических, социальных и технологических факторов влияния на деятельность предприятия ООО «Хилокагросервис» проведем PEST-анализ, который определяет внешнюю среду косвенного воздействия на предприятие. Данные PEST-анализа приведены в таблице 2.2.
Анализ PEST – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.
Наибольшую угрозу для ООО «Хилокагросервис» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.
Таблица 2.2 - Качественный PEST-анализ
PEST-факторы |
Возможности |
Угрозы |
Политические и правовые факторы |
|
|
Экономические факторы |
|
|
Социальные факторы |
|
|
Окончание таблицы 2.2
Технологические и технические факторы |
|
|
Экологические факторы |
|
|
Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.
Фирма, выступающая на рынке, должна изучить свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции Майкла Е. Портера. Данная модель базируется на разработанной им концепции конкурентной стратегии.
Анализ макроокружения ООО «Хилокагросервис» влияющие на конкурентное положение предприятия.
За 10 месяцев 2011 года уровень инфляции на товары и услуги в Забайкальском крае составил 110,6%. В преддверии зимы на отдельные товары наблюдается незначительный сезонный рост цен. Так одежда и белье подорожали на 1,2% (сентябрь – 1,2%); меха и меховые изделия – также на 1,2% (0,7%); чулочно-носочные изделия – на 0,9% (1,1%); обувь кожаная, текстильная и комбинированная – 1,4% (1,3%). На товары длительного пользования рост цен сохраняется низким.
Октябрьские данные по России свидетельствуют о замедлении спада инвестиционного спроса. С исключением сезонного и календарного факторов рост инвестиций в основной капитал в октябре по отношению к сентябрю составил 0,3% (в сентябре – 0,1 процента). Однако по отношению к предыдущему году спад по-прежнему остается весьма существенным.
В легкой промышленности в последние месяцы, в том числе в октябре цены практически не растут – прирост на 0,2% (с начала года – на 5,8%). Слабый рост цен отмечен в производстве верхней одежды и обуви, а также в производстве трикотажных изделий (джемперов, жилетов и т.д.), что обусловлено сезонным увеличением спроса. В остальных производствах наблюдается либо стагнация цен, либо незначительное снижение.
Таблица 2.3 - Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности на 1 декабря 2012 года
Число организаций |
В % к числу организаций на 1 января 2011 г. | ||
единиц |
В % к итогу | ||
Всего: |
16550 |
100 |
103,5 |
В том числе: |
|||
Сельское хозяйство |
1284 |
7,8 |
87 |
Добыча полезных ископаемых |
212 |
1,3 |
103,4 |
Оптовая и розничная торговля |
4019 |
24,3 |
107,5 |
Текстильное и швейное производство |
34 |
0,2 |
87,1 |
Так как исследуемое предприятие продает свою продукцию, как оптом, так и в розницу, немаловажным фактором следует считать совокупный оборот розничной торговли по краю (таблица 2.4)
Таблица 2.4 - Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб.
2008 |
2009 |
2010 | |
Оборот розничной торговли |
47346,1 |
56992,9 |
75369,9 |
В том числе: |
|||
Продовольственные товары |
20692,4 |
25731,9 |
34287,2 |
Непродовольственные товары |
26653,7 |
31261,0 |
41082,7 |
Реальные денежные доходы населения в январе-октябре 2011 года составили 99,1 % к аналогичному периоду 2010 года, в октябре по отношению к сентябрю – 105,4 %.
Денежные доходы в расчете на душу населения края в октябре 2011 года составили 13000,2 рублей (108,1 % к октябрю 2010 года и 105,7 % к сентябрю 2011 года), потребительские расходы в расчёте на душу населения края - 8262,3 рубля (108,1 % к октябрю 2010 года и 103,2 % к сентябрю 2011 года).
Среднемесячная
номинальная начисленная
Численность постоянного населения, по оценке, увеличилась с начала года на 0,6 тыс. человек, или на 0,05 %, и на 01 октября 2011 года составила 1117,6 тыс.человек (на соответствующую дату предыдущего года уменьшилась на 1,3 тыс.человек, или на 0,1 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что ситуация в крае нестабильная, высок уровень безработицы и инфляции, снижается инвестиционный спрос. Рождаемость растет незначительно по сравнению со смертностью. Велика зависимость от работы добывающих предприятий – основных налогоплательщиков. Крайне низок инвестиционный спрос, поэтому предприятиям необходимо в первую очередь рассчитывать на свои внутренние ресурсы.
По проведенному анализу рынка п. Хилок было выявлено, что ООО «Хилокагросервис» является единственным предприятием осуществляющим оптовую и розничную торговлю промышленными и розничными товарами, с самыми низкими ценами по поселку.
Минус ООО «Хилокагросервис» в том, что оно находится на окраине поселка, где местным жителям приходится добираться, чтобы приобрести продукцию, на транспорте.
Информация о работе Теоретические основы проблемы формирования механизма конкурентоспособности