Проблемы формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании с

Оглавление

Введение
3
1.Развитие личности
4
2.Социализация личности и проблемы с ними связанные
5
Заключение
13
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология-Проблемы формирование личности.docx

— 43.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

1.Развитие личности

4

2.Социализация личности  и проблемы с ними связанные 

5

Заключение

13

Список использованной литературы

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории  человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки –  вот лишь некоторые из течений, в  русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку  большинство серьезных недугов  человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета –  являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни  в будущем, как, возможно, и само существование  человеческой цивилизации будут  зависеть от того, насколько мы продвинемся  в понимании себя и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие личности

 

Личностное развитие  происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики  предложили стадийную модель для  понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социализация личности и периодизация ее развития

 

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального  опыта, в ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека определяются теми нормами, которые  приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у  представителей племени Масаи –  это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято  ждать от гостя отрыжки после  еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила  поведения, приличия, нормы морали неодинаковы  в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под  влиянием различных обществ, будет  различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

    1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
    2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво  концептуальная социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства личности.

    1. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в                     обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :
      • Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.
      • Изменение себя, «стать как все».
      • Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
    1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
    1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая  обуславливает главные изменения  в психических процессах и  особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1

Период

Ведущая деятельность

Ведущая сторона 

     Социализации

1

2

3

  1. Младенчество

(0-1г.) – этап «доверия  к миру»

Эмоциональное общение со взрослыми

А – освоение норм отношения  между людьми


 

1

2

3

2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности»

Предметная деятельность

Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

3. Дошкольное детство  (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»

Игра

А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

4. Младший школьный возраст  (6-11 лет) – этап «мастерства»

Учебная деятельность

Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности

5. Подростковый (11-14 лет)

Общение со сверстниками

А – освоение норм отношений  между людьми

6. Юношеский (14-18 лет) –  этап самоопределения «мир и  я»

Учебно-профессиональная деятельность

Б – освоение профессиональных знаний, умений.

7. Поздняя юность (18-25 лет)  – этап «человеческой близости»

Трудовая деятельность, профессиональная учеба

А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений

8. Этап человеческой зрелости

   

 

Существует свой особый стиль  воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».  Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Одной из известнейших социологических теорий личности является ролевая концепция, возникшая в американской социальной психологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функциональном анализе.

Основоположником  ролевой концепции  личности считают  Дж.Мида. Выше мы уже говорили об этом исследователе как об основателе теоретических построений символического интеракционизма. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получили широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулированные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимается как классик, как фигура в значительной степени определившая содержание современного этапа развития зарубежной социологии.

Каково  место теоретической  системы Мида в социологии? Какова роль его идей для современной социологии? Конечно, мы не можем в настоящем разделе исчерпывающе рассмотреть эти вопросы, но попытаемся обрисовать некоторые основные черты социально-психологической теории Мида, выявить ее основную теоретико-мировоззренческую ориентацию.

Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндивидуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ процесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-символов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”).

 

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

Информация о работе Проблемы формирования личности