Теоретические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:47, реферат

Краткое описание

В работе рассматривается сущность менеджмента и его роль в создании материальных благ, значение внутренней и внешней среды в эффективности производства, связующие процессы, мотивация, групповая динамика и руководство.

Оглавление

Введение
1. Менеджмент как вид деятельности и система управления
2. Законы и закономерности менеджмента
3. Методы управления
3.1 Организационно-административные методы управления
3.2 Экономические методы управления
3.3 Социально-психологические методы
4. Этика и социофакторы в процессе управления
5. История возникновения и развития менеджмента
5.1 Древний период развития науки управления
5.2 Индустриальный период (1776-1890)
5.3 Период систематизации (1856 по настоящее время)
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мен.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Менеджмент как вид деятельности  и система управления

2. Законы и закономерности менеджмента

3. Методы управления

          3.1 Организационно-административные методы управления

3.2 Экономические методы управления

3.3 Социально-психологические методы

4. Этика и социофакторы в процессе управления

5. История возникновения и развития  менеджмента

5.1 Древний период развития науки  управления

5.2 Индустриальный период (1776-1890)

5.3 Период систематизации (1856 по  настоящее время)

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного функционирования, развития и существования любой  организации в настоящее время  необходимым условием является постоянное совершенствование системы управления. С другой стороны, управление организацией предопределяет отношение к ней  со стороны других организаций и  в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны  интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Учебное пособие посвящено рассмотрению вопросов, которые в теоретических  работах получили название общего управления. В этом названии подчеркивается сущность управленческой деятельности в любой  организации вне зависимости  от ее назначения, размеров форм собственности  и т.д. Цель этой деятельности - создание и развитие потенциала, формирование и сохранение ценностей, постановка стратегических целей и организация  всех видов текущих и оперативных  работ и процессов, мотивация  людей, контроль за ходом реализации планов, обеспечение эффективности и многое другое, что связано с нормальной работой любой организации. С принципами и процессами общего управления должны быть знакомы все менеджеры, вне зависимости от занимаемых должностей и выполняемых функций. Только в этом случае организация будет функционировать как единое, целостное образование.

В учебном пособии рассматривается  сущность менеджмента и его роль в создании материальных благ, значение внутренней и внешней среды в  эффективности производства, связующие  процессы, мотивация, групповая динамика и руководство.

Настоящее учебное пособие полностью  отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования  по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». Отдельные  разделы данного пособия могут  быть полезными при изучении курса  менеджмента для студентов инженерных и экономических специальностей.

 

1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Грандиозные промышленные предприятия  и маленькие фермы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, органы государственной  и местной власти, биржи и банки -- все эти организации нуждаются в качественном управлении. Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Специфика управленческой деятельности заключается в воздействии. Основная задача руководителя состоит в том, чтобы воздействовать на подчиненных и обеспечивать, таким образом, достижение целей организации. Воздействие в процессе управления может быть разным: формальное и неформальное, прямое и опосредованное, явное и неявное, жесткое и мягкое, принудительное и мотивирующее, спонтанное и целесообразное, случайное и необходимое, эпизодическое и постоянное и т. д.

Итак, мы определили управление как  воздействие. Из этого следует, что  в процессе управления человек (или  группа людей) целенаправленно воздействует на кого-то или что-то, чтобы достичь  желаемого результата. То есть, существуют субъект и объект управления.

Субъект управления - это источник воздействия. Источником воздействия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления. При этом часть социально-экономической системы воздействует на систему в целом. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Субъектами управления являются люди, наделенные полномочиями, правами и ответственностью за выполнение своих должностных обязанностей. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

Объект управления - это часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие. Объектами управления могут быть отдельные люди или группы людей, а также процессы, протекающие в организации.

В качестве управляемого объекта мы будем рассматривать организацию, а также ее составляющие элементы.

Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей, поэтому  очень велико разнообразие самих  организаций. Они могут различаться  по сфере деятельности, по масштабам, по назначению и роли, по формам собственности, по отношению к прибыли и т. д. Организации, в которых для  достижения общих целей применяется  совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами. Они функционируют  в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций. Применительно к  организации можно дать следующее  определение управления:

Управление организацией - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.

На практике управление организациями  осуществляется во времени и в  пространстве. В связи с этим можно выделить следующие необходимые элементы осуществления управленческой деятельности: действия по управлению организацией, среда, в которой формируется воздействие и средства воздействия.

Действия, которые осуществляет руководитель для оказания воздействия на подчиненных  ему работников, отражают динамику управленческой деятельности. Управленческая деятельность в динамике получила название процесса управления.

Процесс управления - это последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие. Управленческие действия могут выражаться в постановке целей, разработке способов их достижения, в контроле за исполнителями, издании приказов и выдаче распоряжений и т. д.

Действия, которые осуществляет руководитель, протекают в определенной среде. Само понятие среда означает окружение, совокупность условий, в которых  протекает деятельность. Для руководителя, выполняющего свою работу по управлению организацией, средой воздействия является, прежде всего, система управления.

Система управления - это целостная совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия.

Система управления отражает постоянную основу взаимосвязей элементов, по которым  и благодаря которым можно  осуществлять управление.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента.

Менеджмент - это тип управления, отвечающий современным требованиям рыночной экономики.

Инфраструктура менеджмента характеризует условия, в которых возможно и необходимо возникновение и формирование этого типа управления.

Все факторы инфраструктуры менеджмента  можно разделить на три группы:

· менталитет, господствующий в обществе;

· уровень научного сознания (понимание  проблем развития);

· общественная среда, в которой осуществляется управление.

Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология.

Научное сознание характеризуется общим уровнем функционирующих в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношением к социально-экономическим ситуациям и власти. Система знаний составляет потенциал, который использует менеджмент.

Общественная среда характеризуется условиями рынка, характером предпринимательства, образованием, системой государственного управления, структурой собственности, ресурсами [1].

2. Законы и закономерности менеджмента

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т. е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

Различают общие и специфические законы управления.

К общим законам управления относятся:

закон специализации управления;

закон интеграции управления;

закон экономии времени.

Некоторые исследователи (Р.С. Седегов, Б.Д. Семенов) к законам управления относят также закон оптимального сочетания централизованного и децентрализованного управления и закон демократизации управления. Их можно отнести к принципам управления.

Рассмотрим краткую характеристику трех названных законов.

Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре  и организации процесса управления, т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений  и правил, которыми руководствуются  менеджеры всех уровней. Эти правила  определяют "линию" поведения  менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Все принципы менеджмента можно  сгруппировать в две группы - общие  и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости -- менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

Принцип многофункциональности -- менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности -- менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

К основным частным принципам менеджмента относится принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. При применении этого принципа решается проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализованно, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования.

Оптимальное сочетание централизации  и децентрализации в менеджменте  основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо -- президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с принципом единоначалия каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.

Информация о работе Теоретические основы менеджмента