Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:47, реферат
В работе рассматривается сущность менеджмента и его роль в создании материальных благ, значение внутренней и внешней среды в эффективности производства, связующие процессы, мотивация, групповая динамика и руководство.
Введение
1. Менеджмент как вид деятельности и система управления
2. Законы и закономерности менеджмента
3. Методы управления
3.1 Организационно-административные методы управления
3.2 Экономические методы управления
3.3 Социально-психологические методы
4. Этика и социофакторы в процессе управления
5. История возникновения и развития менеджмента
5.1 Древний период развития науки управления
5.2 Индустриальный период (1776-1890)
5.3 Период систематизации (1856 по настоящее время)
Список использованной литературы
Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений [6].
3. Методы управления
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления (инструменты воздействия) реализуется процесс управления.
Метод управления - это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей организации.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на объект управления.
Содержание - это специфика приёмов и способов воздействия. По этому признаку различают следующие методы управления:
* организационные;
* административные;
* экономические;
* социально-психологические;
* самоуправление.
Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (создание стимулирующих условий воздействия).
В любой организации (фирме, на предприятии) используются все известные методы управления, в том или ином объёме с набором в каждом методе средств воздействия.
Средство воздействия - это то, с помощью чего можно оказывать влияние на работников.
В экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
организационно-
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
3.1 Организационно-
Объективной основой использования
этих методов управления выступают
организационные отношения, составляющие
часть механизма управления. Поскольку
через их посредство реализуется
одна из важнейших функций управления
- функция организации, задача организационно-
В рамках организации возможны три
формы проявления организационно-
обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);
согласительные (консультация, компромисс);
рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.).
В общем виде система организационно-
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху";
пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
осознанное, внутренне обоснованное.
В целом организационно-
3.2 Экономические методы управления
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период.
В отличие от организационно-
3.3 Социально-психологические методы
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда.
Чтобы воздействие на коллектив
было наиболее результативным, необходимо
не только знать моральные и
Социально-психологические
4. Этика и социофакторы в процессе управления
Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент - этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев.
Этика -- это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.
Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу, организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти.
В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.
В ряде случаев этические нормы
соответствуют нормативным
Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.
Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.
Социальная ответственность
Социальная ответственность -- обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.
Идея о том, что производство товаров и услуг не единственная цель производителей, далеко не нова. Социологи уже в начале нынешнего столетия отмечали, что каждая фирма обязана нести определенную ответственность перед обществом. В 1919 году ученые впервые высказали мысль о том, что общественность может отвергнуть предпринимательство, если его представители не возьмут на себя часть социальных проблем.
Общественное восприятие социальной ответственности в производстве за это столетие прошло через три фазы:
1. Управление, направленное на максимизацию доходов. Хотя многие обозреватели в начале XX столетия видели необходимость социальной ответственности, большинство населения полагало, что производители ответствены только за свои собственные интересы. И эта точка зрения превалировала вплоть до 30-х годов.
2. Попечительское управление. В 30-х годах Великая депрессия в США вкупе с расширением профсоюзного движения потребовала от бизнес-организаций уделять больше внимания условиям работы, и это уже можно было назвать элементами социальной ответственности. Профсоюзы заставили фирмы уделять внимание не только вопросам прибыльности, но и уровню заработной платы, пенсионным выплатам, условиям работы и т. д.
3. Социальное управление. Начиная с 60-х годов менеджеры и организации действуют в условиях третьей фазы, которая представляет собой восприятие социальной ответственности как неотъемлемого элемента деятельности любой фирмы. Эта фаза основывается на том, что менеджеры и фирмы должны быть вовлечены в процесс вылечивания социальных болезней. Этот этап характеризуется возросшей социальной заботой со стороны предпринимательских кругов и влиянием потребительского движения.
Соответственно трем историческим фазам социальной ответственности существует три основные философские идеи, которые подчеркивают и предусматривают разумность каждой перспективы.
1. Традиционная философия
Традиционная философия
2. Философия заинтересованных лиц
Философия заинтересованных лиц соответствует второй фазе. Coгласно этой философии, менеджер должен быть ответственен за определенные группы, которые связаны или могут быть связаны с целями или интересами компании. Такие группы включают в себя акционеров, потребителей, правительственные институты, конкурентов, профсоюзы, служащих, торговые ассоциации, главных поставщиков и других. В сравнении с традиционным подходом, философия заинтересованных лиц расширяет сферу социальной ответственности.
3. Утвердительная философия
Утвердительная философия
Утвердительная философия
Взаимосвязь сфер социальной ответственности
В попытке гармонизировать
Экономическая ответственность -- самая основная социальная обязанность фирмы, особенно с традиционной точки зрения. Как уже было замечено, некоторые экономисты (такие, как Милтон Фридман) видят эти обязательства только как всем привычную деятельность фирмы в рамках ее производства.