Теоретические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:47, реферат

Краткое описание

В работе рассматривается сущность менеджмента и его роль в создании материальных благ, значение внутренней и внешней среды в эффективности производства, связующие процессы, мотивация, групповая динамика и руководство.

Оглавление

Введение
1. Менеджмент как вид деятельности и система управления
2. Законы и закономерности менеджмента
3. Методы управления
3.1 Организационно-административные методы управления
3.2 Экономические методы управления
3.3 Социально-психологические методы
4. Этика и социофакторы в процессе управления
5. История возникновения и развития менеджмента
5.1 Древний период развития науки управления
5.2 Индустриальный период (1776-1890)
5.3 Период систематизации (1856 по настоящее время)
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мен.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений [6].

 

3. Методы управления

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления (инструменты воздействия) реализуется процесс управления.

Метод управления - это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей организации.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на объект управления.

Содержание - это специфика приёмов и способов воздействия. По этому признаку различают следующие методы управления:

* организационные;

* административные;

* экономические;

* социально-психологические;

* самоуправление.

Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (создание стимулирующих условий воздействия).

В любой организации (фирме, на предприятии) используются все известные методы управления, в том или ином объёме с набором в каждом методе средств воздействия.

Средство воздействия - это то, с помощью чего можно оказывать влияние на работников.

В экономической литературе нет  единого толкования содержания, объекта  воздействия и классификации  методов управления. Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и  направленность, и организационная  форма. В связи с этим можно  выделить следующие методы управления:

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной активности сотрудников.

3.1 Организационно-административные  методы управления

Объективной основой использования  этих методов управления выступают  организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку  через их посредство реализуется  одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации  действий подчиненных.

В рамках организации возможны три  формы проявления организационно-административных методов:

обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);

согласительные (консультация, компромисс);

рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.).

В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру  управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и  контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру  управления осуществляется в большинстве  случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического  инструктирования и проектирования.

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:

вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху";

пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

осознанное, внутренне обоснованное.

В целом организационно-административные методы руководства существуют в  форме организационного и распорядительного  воздействия.

3.2 Экономические методы управления

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение  экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

3.3 Социально-психологические  методы

Установлено, что результаты труда  во многом зависят от целого ряда психологических  факторов. Умение учитывать эти факторы  и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и  задачами. Недостаточное внимание к  социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения  в коллективе, что снижает производительность труда.

Чтобы воздействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические  особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические  методы, которые представляют собой  совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они  основаны на использовании моральных  стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов  в целях превращения административного  задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе  коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения [6].

 

4. Этика и социофакторы в процессе управления

Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту  является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент - этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев.

Этика -- это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих  оценить поведение человека или  группы людей как правильное или  неправильное. Применительно к менеджменту  это принципы нравственной оценки поведения  менеджера по отношению к коллективу, организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти.

В отличие от нормативного поведения  менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические  нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит  успешность менеджмента, а их нарушение  способно нанести непоправимый ущерб  организации.

В ряде случаев этические нормы  соответствуют нормативным актам, что облегчает их выполнение. Так  обстоит дело, например, с соблюдением  законов (законопослушание этично).

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования.

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость  добровольно участвовать в решении  социальных проблем населения той  страны, в которой он работает. Поскольку  социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно  отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности  менеджера.

Социальная ответственность -- обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.

Идея о том, что производство товаров и услуг не единственная цель производителей, далеко не нова. Социологи  уже в начале нынешнего столетия отмечали, что каждая фирма обязана  нести определенную ответственность  перед обществом. В 1919 году ученые впервые  высказали мысль о том, что  общественность может отвергнуть предпринимательство, если его представители не возьмут  на себя часть социальных проблем.

Общественное восприятие социальной ответственности в производстве за это столетие прошло через три  фазы:

1. Управление, направленное на максимизацию доходов. Хотя многие обозреватели в начале XX столетия видели необходимость социальной ответственности, большинство населения полагало, что производители ответствены только за свои собственные интересы. И эта точка зрения превалировала вплоть до 30-х годов.

2. Попечительское управление. В 30-х годах Великая депрессия в США вкупе с расширением профсоюзного движения потребовала от бизнес-организаций уделять больше внимания условиям работы, и это уже можно было назвать элементами социальной ответственности. Профсоюзы заставили фирмы уделять внимание не только вопросам прибыльности, но и уровню заработной платы, пенсионным выплатам, условиям работы и т. д.

3. Социальное управление. Начиная с 60-х годов менеджеры и организации действуют в условиях третьей фазы, которая представляет собой восприятие социальной ответственности как неотъемлемого элемента деятельности любой фирмы. Эта фаза основывается на том, что менеджеры и фирмы должны быть вовлечены в процесс вылечивания социальных болезней. Этот этап характеризуется возросшей социальной заботой со стороны предпринимательских кругов и влиянием потребительского движения.

Соответственно трем историческим фазам социальной ответственности  существует три основные философские  идеи, которые подчеркивают и предусматривают  разумность каждой перспективы.

1. Традиционная философия

Традиционная философия соответствует  первой фазе. Согласно этой философии  главная цель предпринимательства -- максимизировать прибыли и учитывать долгосрочные интересы деловой организации. Социальная ответственность определяется как производство товаров и услуг по самой низкой цене для общества. Эта философия исключает интересы групп населения, которые не являются акционерами данного производства, и перед ними фирма ответственности не несет. Согласно традиционной философии правительство, а не производители, должно заниматься социальными проблемами.

2. Философия заинтересованных  лиц

Философия заинтересованных лиц соответствует  второй фазе. Coгласно этой философии, менеджер должен быть ответственен за определенные группы, которые связаны или могут быть связаны с целями или интересами компании. Такие группы включают в себя акционеров, потребителей, правительственные институты, конкурентов, профсоюзы, служащих, торговые ассоциации, главных поставщиков и других. В сравнении с традиционным подходом, философия заинтересованных лиц расширяет сферу социальной ответственности.

3. Утвердительная философия

Утвердительная философия соответствует  третьей фазе. Эта философия наиболее широкая и сложная из всех трех. Она утверждает, что менеджер отвечает за следование фирмы общим интересам, интересам заинтересованных лиц  и общества в целом. Утвердительная философия превосходит философию  заинтересованных лиц в том отношении, что она обязывает менеджеров предвидеть изменения в окружающей социальной среде, в которой действует  фирма, и это требует от них  сочетания целей компании с общими и частными интересами общества.

Утвердительная философия стоит  на позициях, утверждающих, что компания должна иметь добровольные обязательства  по отношению ко всем группам общества, а не только по отношению к акционерам. Эти обязательства предполагают моральную и этическую ответственность  перед обществом, которая не является официально и законодательно установленной. Те фирмы, которые придерживаются этой философии, заботятся о широком  спектре проблем и нужд общества.

Взаимосвязь сфер социальной ответственности

В попытке гармонизировать философию  социальной ответственности с планами  действия фирмы менеджер может рассмотреть  производственную социальную ответственность  в пространстве от наиболее тщательного  выполнения социальных обязательств до минимального. Это пространство включает в себя следующие типы социальной ответственности: экономическую, правовую, этическую и дискреционную.

Экономическая ответственность -- самая основная социальная обязанность фирмы, особенно с традиционной точки зрения. Как уже было замечено, некоторые экономисты (такие, как Милтон Фридман) видят эти обязательства только как всем привычную деятельность фирмы в рамках ее производства.

Информация о работе Теоретические основы менеджмента