Теоретические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:47, реферат

Краткое описание

В работе рассматривается сущность менеджмента и его роль в создании материальных благ, значение внутренней и внешней среды в эффективности производства, связующие процессы, мотивация, групповая динамика и руководство.

Оглавление

Введение
1. Менеджмент как вид деятельности и система управления
2. Законы и закономерности менеджмента
3. Методы управления
3.1 Организационно-административные методы управления
3.2 Экономические методы управления
3.3 Социально-психологические методы
4. Этика и социофакторы в процессе управления
5. История возникновения и развития менеджмента
5.1 Древний период развития науки управления
5.2 Индустриальный период (1776-1890)
5.3 Период систематизации (1856 по настоящее время)
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мен.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

Действуя согласно экономической  ответственности, менеджеры максимизируют  доходы, где это только возможно. Существенная обязанность бизнеса  заключается в том, чтобы предоставлять  товары и услуги обществу по разумным ценам. В исполнении этой экономической  обязанности компания тоже выступает  как социально ответственный  институт, в некоторых случаях  это еще и предоставление выгодных рабочих мест для рабочей силы.

Правовая ответственность -- отражает обязательства фирмы по подчинению законам, причем, как гражданским, так и уголовным, существующим в обществе, а помимо этого еще и специальным законам, которые регулируют деятельность производителей.

Этическая ответственность -- обязательства, масштаб которых шире правовой ответственности фирмы, но они не являются обязательными. Некоторые действия, которые разрешены законом, нельзя назвать этичными. Например, производство и распространение табачных изделий.

Дискреционная ответственность часто имеет этические компоненты. «McDonalds» поддерживает данную концепцию, предлагая бесплатное жилье для семей, в которых серьезно больны дети, поскольку считают, что заниматься такого рода деятельностью просто необходимо. Рассматривая различия между типами социальной ответственности, нужно помнить, что экономическая и правовая ответственности -- обязательны этическая -- возможна, а дискреционная -- желательна [5].

 

5. История возникновения и развития менеджмента

5.1 Древний период развития  науки управления

Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная  с 9-7 тысячелетий примерно до XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную  область знаний, человечество тысячелетиями  по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации  совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетиях в ряде мест Ближнего Востока произошел  переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике  стал точкой отсчета и зарождения менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

5.2 Индустриальный период (1776-1890)

Система знаний по истории менеджмента  зародилась во времена промышленной революции XIX в., характеризующейся  заменой ручного труда фабричной  системой производства.

Фабричная система - система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда - один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство - крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит  Адаму Смиту (1723-1890) -шотландскому экономисту и философу, одному из крупнейших представителей классической политэкономии.

5.3 Период систематизации (1856 по настоящее время)

Наука об управлении находится в  постоянном движении. Формируются новые  направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи  и их взгляды. С течением времени  менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации  на изучение сил управления, действующих  в их окружении. Наука об управлении развивалась параллельно с развитием  мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это  развитие в виде последовательно-параллельного  доминирования различных школ.

Школа научного управления (1885-1920)

Научное управление - исторически существовавший подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенство-вания операций ручного труда. Большой вклад в науку об управлении внесли Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт.

Административная (классическая) школа (1920-1950)

Представители классической (административной) школы управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители этой школы: А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун, Л. Гьюлик.

Школа человеческих отношений (1930-1950)

Школа человеческих отношений представляет собой подход в теории менеджмента, в центре исследований которого находится человеческий фактор. Школа человеческих отношений сформировалась в полемике с постулатами школы научного управления и классической школы, не уделявших должного внимания проблеме человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом, эффективности организации. Школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Представителями школы человеческих отношений являются М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч.И. Барнард.

Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время)

Школа поведенческих наук - подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа поведенческих наук тесно связана с именами таких ученых как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Херцберг и Д. МакГрегор.

Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время)

Школа науки управления дает понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также развивает количественные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Основные представители школы: С. Черчмен - американский исследователь, классифицировал различные направления системных исследований в зависимости от характера проблем; Дж. Марч - американский экономист, профессор Стенфордского университета, теоретик менеджмента; Саймон Герберт - профессор Технологического института Карнеги - центра социальных систем, занимался психологическими аспектами управления; Дж.Р. Форрестер - профессор Массачусетсского технологического института, инженер-электрик, разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия; X. Райфа - представитель американской школы управленческой науки, теоретик в области производительности труда.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие./ Е.Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 283 с. - (Высшее образование).

2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента /В.Р. Веснин. - М.: ООО «Т.Д. «Элит-2000»», 2003. - 560 с.

3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие/ Н.И. Кабушкин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.

4. Лафта, Дж. К. Менеджмент: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. - 350 с.

5. Менеджмент: учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 591 с.

6. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2004, 800 с.

7. Управление организацией: учебник / Под. Ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 716 с. - (Серия «Высшее образование»).

 


Информация о работе Теоретические основы менеджмента