Административно-правовое регулирование в области внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма государственного управления в области внутренних дел.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.

Оглавление

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…… 9

1.1. Понятие и сущность государственного управления внутренними делами……. 9
1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15
1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25
1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37

2.1. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации…………. 37
2.2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….. 44
2.3. Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.44 Кб (Скачать)

 

Научная литература

    1. Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности / Ю.Е. Аврутин. – М.: Юрист, 2010. – 158 с.
    2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 264 стр.
    3. Административное право (Под ред. Л.Л. Попова). 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.
    4. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. Коренев А.П. Изд.: Московская академия МВД России, Щит-М, Московский университет МВД, 2001 г.
    5. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: учебник. Часть 2
    6. Анисимов А.Л. Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел / А.Л. Анисимов // Трудовое право. – 2009. - № 1.
    7. Анисимов А.Л. Понятие, юридическая природа контракта о службе в органах внутренних дел и порядок его заключения / А.Л. Анисимов // Трудовое право. – 2009. - № 2.
    8. Баринов А.Б. Меры противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями сотрудниками системы органов внутренних дел / А.Б. Баринов // Российский следователь. – 2008. - № 4.
    9. Батурин В.А. Проблемы ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов внутренних дел / В.А. Батурин // Юридический мир. – 2008. - № 1.
    10. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2008.
    11. Бланкенагель А. Концепция единой системы исполнительной власти, п. 2 ст. 77 Конституции РФ – какая система, а где единство? // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1(54), С. 123.
    12. Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки: учебное пособие / В.К. Бобров. – М.: БЕК, 2008. –  314 с.
    13. Бубнов С.В. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере охраны порядка при проведении публичных мероприятий в Российской Федерации / С.В. Бубнов, М.М. Звягин // Административное и муниципальное право. – 2009. - № 4.
    14. Васин  В.Н. Правовые основы прохождения службы в органах внутренних дел России / В.Н. Васин, В.П. Лозбяков, В.А. Углев – М.: Юридическая литература, 2008. – 264 с.
    15. Выдержки из проекта госпрограммы «Обеспечение общественного порядка... и противодействие преступности», 2012 г.
    16. Габричидзе Б.Н. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебное пособие. / Б.Н. Габричидзе, Елисеев Б.П., Чернявский А.Г – М.: Дело и Сервис, 2009. – 204 с.
    17. Галустьян, О.А. Правоохранительные органы: учебник для вузов / О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. – 448 с.
    18. Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения , 2009
    19. Горохов Е.О. Правоохранительные органы: учебник для вузов / Е.О. Горохов– М.: БЕК, 2009. – 171 с.
    20. Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.263-303.
    21. Гуляев М.Е. Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия / А.П. Гуляев М.: Исток, 2008. – 259 с.
    22. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев – М: Проспект, 2009. – 263 с.
    23. Дугенец А.С. О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел / А.С. Дугенец, Р.В. Цветков // Административное право и процесс. – 2007. - № 1.
    24. Есаян А.К. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел, по борьбе с коррупцией / А.К. Есаян, О.Ш. Петросян, Ю.В. Трунцевский // Российский следователь. – 2008. - № 17.
    25. Захаров, А.А.Основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений // Захаров А.А., Трунцевский Ю.В., Хачатрян А.С. // Российский следователь. – 2009. - № 8.
    26. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. – «Юстицинформ», 2007 г., стр.468
    27. Капитонов С.А. Объект управления внутренними делами / С.А. Капитонов // Вестник ГУВД Тюменской области. – 2002. - № 1. – С. 46-50.
    28. Козлов С.С. Критерии эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // С.С. Козлов, Р.Р. Мазитов // Российский следователь. – 2008. - № 22.
    29. Кондрашов Б.П. Новое законодательство о прохождении службы в ОВД / Б.П. Кондрашов, Е.А. Черенков, В.В. Черников – М.: Форум; ИНФРА-М, 2010. – 278 с.
    30. Кононов О.В. Правоохранительные органы / О.В. Кононов, Ю.Г. Кокарев  – М.: Юристь, 2010. – 345 с.
    31. Куликов А. Д.: Законопроект о полиции – политический пиар власти накануне выборов, 13 декабря 2010 г.
    32. Кушнерев В.В. Государственная служба в органах внутренних дел: учебное пособие / В.В. Кушнерев – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2004. – 281 с.
    33. Ливмиц  Д. З. Государство и право в современном обществе. Необходимость новых подходов / Д. З. Ливмиц. – СПб.: Пресс, 2010.
    34. Лукичев Ю.А. Правоохранительные органы. / Ю.А. Лукичев, С.И. Вахмистрова С.И. – Спб.: Питер, 2005. – 548с.
    35. Мазитов Р.Р. Информационная открытость органов внутренних дел и ее критерии // Р.Р. Мазитов  // Адвокатская практика. – 2009. - № 1.
    36. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В. М. Манохин. – М.: Юристъ, 2007. – 258 с.
    37. Миронченко С.Ю. Проблемы реформирования системы подготовки кадров органов внутренних дел // С.Ю. Миронченко // Адвокат. – 2009. - № 2.
    38. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/ Под ред. В. В. Николюка – М.: Спарк, 2000
    39. Никишкин А.В. Отделы ГИБДД горрайорганов внутренних дел, пути совершенствования их деятельности // Психология обеспечения правопорядка и безопасности: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21-23 мая 2008 г. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 238-241.
    40. Никишкин А.В. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований: Материалы международной научно-теоретической конференции адъюнктов и докторантов. Санкт-Петербург, 27 июня 2008 г. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 244-248.
    41. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие / Д.М. Овсянко – М.: Юристъ, 2009. – 361 с.
    42. Определение Верховного Суда РФ № 20-Г03-31 от 17.11.2003 // «Бюллетень Верховного Суда РФ» № 9 2004 г.
    43. Подпрограмма «Внутренние войска МВД России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», 2012 г.
    44. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. (Учебник), 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 752 с.
    45. Разрабатываемый закон «Об обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России» предполагает создание федеральной полиции и муниципальной милиции – Б.Грызлов.
    46. Российская милиция в её нынешнем виде прекратит свое существование, NEWSru.com // Новости России // 19 ноября 2002 г.
    47. Рыжаков А.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «О полиции» / А.П. Рыжаков // Российский газета. – 2011. – №5397. – С. 5.
    48. Сергун П.П. Государственная служба в ОВД РФ: Состояние и теория развития / П.П. Сергун. – М.: Омега-Л, 2009.
    49. Скуратов Ю.И Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Ю.И. Скуратов, В.М. Семенов. – М.: Юридическая литература, 2005. – 228с.
    50. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности полиции в РФ / Ю.П. Соловей // Законность. – 2011. – №2.
    51. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2008. — 600 с.
    52. Тарасов А.О. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность / А.О. Тарасов // Российский следователь. – 2002. – №4. – С. 34-38.
    53. Темираев О.А. Актуральные проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе / О.А.Темираев // Законность. – 2010. – №5. – С.70-75.
    54. Чурилов Ю. ОТКРОЙТЕ, ПОЛИЦИЯ! / Ю. Чурилов // ЭЖ-Юрист. – 2010. – № 34.
    55. Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации / В.В. Щукин // Законность. – 2005. – №12. – С.12-14.

1 Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.263-303.

2 Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. Коренев А.П. Изд.: Московская академия МВД России, Щит-М, Московский университет МВД, 2001 г.

3 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. (Учебник), 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010

4 Административное право (Под ред. Л.Л. Попова). 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.

5 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. (Учебник), 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010

6 Административное право (Под ред. Л.Л. Попова). 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.

7 Бланкенагель А. Концепция единой системы исполнительной власти, п. 2 ст. 77 Конституции РФ – какая система, а где единство? // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1(54), С. 123.

8 Конституция не дает никаких пояснений в отношении того, по каким вопросам допустимым является создание органами исполнительной власти собственной подструктуры: как показывает практика построения структуры исполнительной власти  и практика Конституционного суда РФ, создание территориальных органов возможно как по вопросам, перечисленным в статье 71, так и в статье 72 Конституции РФ. См., например, п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 28.11.2000 № 225-О. «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 6 и части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2001.

9 Одним из примеров может служить Министерство регионального развития РФ, которое не имеет собственной «подструктуры», а имеет только подведомственный орган – Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

10 Под данными задачами и полномочиями мы понимаем те, которые урегулированы в соответствующих положениях о данных органах, а не в законах.

11 п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 927 (с изм. и доп.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 26.07.2004, № 30, ст. 3149.

12  Типовое положение о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.

13 См. абз. 1 п. 4 Указа Президента РФ от 04.06.2001 № 644 (ред. от 29.12.2005) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»

14 См. абз. 2 п. 4 Указа Президента РФ от 04.06.2001 № 644 (ред. от 29.12.2005) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»

15 См, Указ Президента РФ от 29.12.2005 №1554 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 116.

16 Утверждено Приказом МВД России от 15.09.2003 № 730 (Приложение № 1).

17 Утверждено Приказом МВД России от 15.09.2003 № 730 (Приложение № 1).

18 См. подпункт 3 п. 4 Указа Президента РФ от 04.06.2001 № 644 (ред. от 29.12.2005) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

19 В качестве заместителя министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъекта РФ  выступает также начальник главного следственного управления (управления, отдела), который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета при МВД России (см. п. 84 Типового положения).

20 См., в частности, п. 5 Указа Президента РФ от 04.06.2001 № 644 (ред. от 31.12.2005) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

21 Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, № 16, ст. 503.

22 Согласно Приложению 8 к Федеральному Закону «О федеральном бюджете на 2006 год» «Распределение расходов федерального бюджета на 2006 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации» на органы внутренних дел в текущем году будет потрачено 165 814 442,8 тыс. руб.

23 См, в частности, Определение Верховного Суда РФ № 20-Г03-31 от 17.11.2003 // «Бюллетень Верховного Суда РФ» № 9 2004 г.

24 См, например, Приказ МВД РФ от 21.08.2001 № 754 «О Главном управлении МВД России по Центральному федеральному округу».

25  Говоря точнее – системы органов внутренних дел была бы смешением территориальных органов (на уровне федерального округа) и единой системы (начиная с уровня субъектов).

26 Федеральный конституционный закон от 06 декабря 2011 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 1, Ст. 1

27 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 08.12.2011 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации, 14 августа 1995 г., №33, ст. 3349

28 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/ Под ред. В. В. Николюка – М.: Спарк, 2000

29 Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. от 05.04.2011 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711

30 Указ Президента РФ от 25.01.2011 № 90 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 31.01.2011, № 5, ст. 710.

31 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры»// Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1, 2004 г.

32 Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: учебник. Часть 2

33 Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2008.

34 Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2008. — 600 с.

35 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 264 стр.

36 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/ Под ред. В. В. Николюка – М.: Спарк, 2000

37 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 08.12.2011 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации, 14 августа 1995 г., №33, ст. 3349

38 Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

39 В соответствии с ч.3, ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации», ст. 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

40 Разрабатываемый закон «Об обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России» предполагает создание федеральной полиции и муниципальной милиции – Б.Грызлов.

41 Российская милиция в её нынешнем виде прекратит свое существование, NEWSru.com // Новости России // 19 ноября 2002 г.

42Вести. Ru: Медведев предложил переименовать милицию в полицию.// Вторник, 19 ноября 2002 г.

43 Законопроект 2010.ru: «О полиции»

44 Проект закона о «Полиции» принят Госдумой РФ в первом чтении

45 А.Д. Куликов: Законопроект о полиции – политический пиар власти накануне выборов, 13 декабря 2010 г.

46 Госдума приняла закон о создании полиции в России, 28 января 2011 г.

47 Организация полиции в Российской Федерации на сайте «Человек@закон»

48 Указ президента российской федерации о дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Указов Президента РФ от 02.07.2002 № 679, от 03.05.2005 № 497, от 23.04.2007 № 533)

49 Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения , 2009

 

50 Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2000. - 280 с.

51 Никишкин А.В. Отделы ГИБДД горрайорганов внутренних дел, пути совершенствования их деятельности // Психология обеспечения правопорядка и безопасности: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21-23 мая 2008 г. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 238-241 (0,2 п.л.).

52 Никишкин А.В. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований: Материалы международной научно-теоретической конференции адъюнктов и докторантов. Санкт-Петербург, 27 июня 2008 г. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 244-248. (0,3 п.л.).

53 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г., стр.468

54 Подпрограмма «Внутренние войска МВД России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», 2012 г.

55 Подпрограмма «Внутренние войска МВД России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», 2012 г.

 

56 Выдержки из проекта госпрограммы «Обеспечение общественного порядка... и противодействие преступности»

57 Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. на 5 апреля 2011 года)


Информация о работе Административно-правовое регулирование в области внутренних дел